Складские помещения компании «Якутоптторг» недалеко от Якутского речпорта на 5 тысяч тонн забиты почти под завязку. С 20 августа склад принимает овощи и отправляет в северные улусы «зелёные» рейсы. Продукцию принимают у местных производителей. Тут же хранятся и продукты питания из расширенного перечня социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ). В этот перечень входят и свежие овощи.
«Зелёные» рейсы
На складе идёт погрузка «зелёного» рейса: в северный район полетит тонна лука, две тонны картофеля, по 600 кг свёклы и моркови.
– После завершения навигации овощи и продукты питания для северных районов отправляют авиацией. В один самолёт грузим до шести тонн овощей, – рассказывает заведующая складом Галина Румянцева.
В этом году по воздуху в арктические районы Якутии планируется доставить 374 тонны овощей. Уже доставлено 210 тонн груза. До конца года остаётся доставить в районы ещё 164 тонны.
К слову, доставка овощей по воздуху из Якутска в райцентр – это ещё не весь путь «зелёного» рейса. Из райцентров в труднодоступные отдалённые села выполняются стыковочные рейсы с использованием малой авиации. Такая практика начала применяться в прошлом году и уже хорошо себя показала. При этом с опытом пришло понимание, какие воздушные суда наиболее удобны: если сначала использовались только вертолёты Ми-8, то сейчас это самолёты Ан. Как показала практика, использование малой авиации даёт хороший экономический эффект: если на Ми-8 охват составляет всего 19 наслегов, то на самолёте Ан – более 40. И что важно: овощи доставляются свежими, не портятся в ожидании открытия автозимников на складах.
– Полёты на Ан-2, Ан-26 стали системными. Увеличены финансирование и число рейсов. В северных населённых пунктах приводят в порядок взлётно-посадочные полосы, – рассказал генеральный директор «Якутоптторга» Николай Алексеев.
В северных районах установлена единая цена на овощи. Килограмм картофеля стоит 90 рублей, капуста – 50, морковь и свёкла – по 95.
Из северных районов суда и самолёты возвращаются с северной рыбой. В этом году в Якутск благодаря такой организации завоза уже доставили порядка 900 тонн рыбы. Что хорошо и для северян, и для жителей центральной Якутии: как известно, рыболовство составляет значительную часть экономики арктических районов, следовательно, деньги за продукцию поступают своевременно, да и нам не приходится томиться в ожидании завоза свежей рыбы.
Сохранить качество
С 2005 года на складе установлено голландское оборудование для хранения и сортировки овощей.
Работница склада Зоя Кормодонова перебирает картофель на конвейере:
– В основном, в этом году к нам поступил неплохой картофель. Несмотря на жару, урожай получился хороший: картошка крупная, отходов мало. Бывают механические повреждения – но это во все времена было.
На современном оборудовании работается легче, отмечает она.
– Раньше приходилось работать вручную – когда партию завозили, то все овощи высыпались на пол. Так как хранение организовывалось неважно, то и испортившихся овощей было много.
Сейчас всё по стандартам – овощи и фрукты хранятся при температуре +2-3 градуса, что позволяет сохранить их свежими очень длительное время.
В другом цехе складируется капуста. Рабочий склада Николай Марков очищает её – убирает верхние слои, срезает корень.
В феврале на складе установили отдельные холодильники для яблок. Кстати, яблоки напрямую закупаются у краснодарского поставщика, а не у местных перекупщиков, что также положительно влияет на их конечную стоимость.
Итоги навигации
– В навигацию этого года завезли 3 389,7 тонны продовольствия, в том числе 2 171 тонну муки, – говорит руководитель Управления закупа и завоза Анна Григорьева. Доставка расширенного ассортимента продовольствия составила 471 тонну. В этот ассортимент также входят свежие овощи – порядка 400 тонн.
В этом году для доставки продовольствия и товаров использовали Севморпуть. Собственное судно компании, приобретённое в 2020 году, доставило в колымскую группу районов порядка 900 тонн грузов, из них 740 тонн продовольствия.
– Для компании движение по Севморпути – первый опыт, который оказался удачным, – говорит гендиректор компании Николай Алексеев. – Без трудностей не обошлось – ведь нужно было преодолеть непростой и долгий маршрут из Астрахани в Якутию. Однако весь груз, в том числе овощи и фрукты, доставлен в сохранности. Это говорит о правильном выборе сортов продукции, технологии и температуры хранения.
В компании благодарны опытному капитану судна Николаю Шабалину.
В рекордные сроки, за 45 дней, по Севморпути попутно доставили материалы для строительства новых торгово-логистических центров (ТЛЦ) в арктических районах Якутии. Ожидается открытие ТЛЦ в Верхоянском, Среднеколымском, Нижнеколымском и Жиганском районах до марта 2023 года.
В 2021 году в арктических районах началось строительство торгово-логистических центров, преимущество которых заключается не только в создании условий для качественного хранения завозимых продуктов, но и снижении транспортных расходов при осуществлении депонирования в навигационный период, что напрямую сказывается на себестоимости завозимого товара. В 2021 году запущено два торгово-логистических центра в поселке Белая Гора Абыйского района и посёлке Усть-Куйга Усть-Янского района.
Впереди открытие зимников. Сейчас идёт работа по сбору заявок на завоз социально- значимых продовольственных товаров от администраций улусов автозимником.
Сдержать цены
Кстати, напрямую у производителей закупаются не только яблоки. В этом году контракты заключались с поставщиками из Краснодарского края, Башкортостана, Москвы, Астраханской области.
Собственный автопарк, который привозит товары от поставщиков в Якутск, также позволяет сдерживать цены на конечную продукцию. В парке компании работает стабильный штат водителей-дальнобойщиков.
Компания планирует заключать годичные контракты по некоторым позициям поставок – и всё для одной цели: чтобы зафиксировать цены.
Предприятие обеспечивает 232 труднодоступных и отдалённых населённых пункта республики. У «Якутоптторга» – собственные оптовые базы, расположенные в 18 районах республики, 48 складских помещений с общей площадью более 42 тыс. кв. м. и объёмом хранения 17 тыс. тонн продукции.
Всё это позволило снизить реализационные цены от 3 до 20 %.
– Несмотря на сложную транспортную схему доставки, объёмы завоза социально- значимых продовольственных товаров предприятия всеми видами транспорта ежегодно растут. Если в 2018 году было завезено более 6 тысяч тонн, то по итогам 2021 года завезено более 11 тысяч тонн продовольственных товаров, – рассказал гендиректор предприятия Николай Алексеев.
This post was published on 05.11.2022 12:00