«Я полагаю, что всё это следует шить». Открылась выставка русских арктических костюмов «Розовая чайка».
В здании Художественного фонда республики открылась выставка русских арктических костюмов «Розовая чайка». Традиционный костюм русских старожилов Якутии воссоздан благодаря проекту, получившему Грант Фонда культурных инициатив Президента России. Авторами и исполнителями проекта являются известный модельер Лидия Будищева, историки Сардана Боякова и Екатерина Строгова.
Давно забытые предметы традиционной одежды русских старожилов Арктики – повойник, душегрейка, шапка-ермолка, малахай вновь напомнили о себе широкой публике. Коллекция создавалась по научным исследованиям, в том числе археологическим раскопкам. Они проводились в Русском Устье Аллаиховского района, в районе Оленька, в Нижнеколымском остроге, там, где жили русские старожилы.
В выставочном зале – старинные русские сарафаны, душегрейки, малицы, повойники, сшитые вручную по старинным лекалам, которые были найдены в различных источниках, в том числе в результате археологических раскопок. Коллекция уникальна своей исторической значимостью – она представляет собой достоверный материал из истории русского Севера.
Сшила всю коллекцию художник-модельер Лидия Будищева. Мастерица закончила Московский университет культуры и искусств, является историком по народному костюму.
– Коллекцию я начала шить с января и закончила в конце августа этого года, – рассказала мастерица с 37-летним стажем. – Шила буквально каждый день. Выкройки были созданы по материалам Екатерины Строговой, Алексея Чикачева. Смотрела литературу и делала чертежи. Русские переселенцы в Арктике были, в основном, поморами с русского Севера. Когда человек приехал откуда-то, он привозил с собой свою одежду, и, когда она изнашивалась, раскраивал ее и шил такую же по тому же крою.
Научная составляющая
– Самое главное в этом проекте то, что мы должны были сделать историческую реконструкцию под названием «Одежда русских старожилов Арктики», – говорит Сардана Боякова, доктор исторических наук, заведующая отделом истории арктических исследований Института гуманитарных исследований проблем малочисленных народов Севера СО РАН. – Как известно, они появились в Арктике впервые 400 лет тому назад с уже своей сложившейся северной культурой. Как установила наш специалист Екатерина Строгова, в основном, они пришли с русского Севера – это Каргополь, Великий Устюг, Архангельск и так далее, то есть к северным условиям эти люди были уже адаптированы. Приехав сюда, они смешались с нашими народами, переняли культуры и что-то своё сохранили.
Также Сардана Боякова считает, что именно переселенцы стали ездить на собаках. Коренные народы ездили, в основном, на оленях, так как это совершенно другой – кочевой образ жизни. Русские старожилы научиться ездить на оленях не сумели и внедрили собаководство.
Особенность Русского Устья
Русские старожилы Арктики сохранили свой язык, потому что жили достаточно изолированно. В Центральной Якутии же они смешивались как с постоянно прибывающими мигрантами с юга, так и с якутским населением, таким образом сложилась своеобразная культура, когда переселенцы все стали говорить по-якутски, но сохранили культуру земледелия.
В Русском Устье хозяйственная деятельность была связана с условиями тундры – это были, в основном, рыболовы, но они сохранили говор, фольклор и так далее.
– Наша цель была восстановить их одежду полностью, – говорит Сардана Боякова. – С 20-го века очень сильно проходила ассимиляция, глобализация, когда традиционная культура считалась пережитком прошлого и всячески искоренялась, их заставляли переучиваться и даже говорить по-другому. И поэтому русские старожилы на Севере фактически утратили свою материальную культуру.
Исторические исследования
Именно поэтому за материал для коллекции взяты данные 17-го, 18-го, начала 19-го веков, когда у старожилов еще сохранялась их культура. Основой стали археологические работы Екатерины Строговой. Как археолог, она работала в районе Русского Устья, Нижнеколымского острога, где были найдены остатки одежды вплоть до обуви, женских головных уборов. Следует отметить, Строгова защитила диссертацию по русскому населению 18-го века. Работали также в архивах, музеях, использовали описания путешественников 18-го века.
– Приезжали русские переселенцы со своей одеждой, и здесь мы делали ее по своим лекалам, – рассказывает Сардана Боякова. – Это малоизученная часть нашей культуры и истории в целом. У нас не так хорошо изучена история русских старожилов, только в последние годы наблюдается определенный всплеск. Ранее их изучали больше с точки зрения говоров, фольклора. А более глубоко материальная культура начинает изучаться только сейчас, и то благодаря работам Алексея Чикачева. Он работал в Институте малочисленных народов Севера и выпустил несколько книг по данной теме. Работы эти стали проводиться с 80-х годов, активно стали изучаться с 2000-х.
Что «рассказывают» костюмы?
– Сейчас очень важно, когда идет глобализация, сохранить свои традиции и, может, вернуться к своим истокам, – говорит историк Сардана Боякова. – Одежда является одним из таких маркеров исторической идентичности. По ней видны самобытность, своеобразие и даже межкультурные коммуникации с другими народами. Чтобы представители этнической группы сейчас могли шить такую одежду, мы подготовим брошюру с выкройками. Кроме выставки, мы сделали фильм с мастер- классами, где показываем особенности шитья, обработки. У этой группы населения навыки были утеряны в силу малочисленности.
Историк говорит, что одежда русских старожилов вобрала в себя в меньшей степени якутскую культуру. Видно влияние ненецкого народа – русские уже приехали в Русское Устье с малицами, заметны взаимосвязи с чукчами, которые жили до Индигирки, потом отошли за Колыму. Большое влияние юкагирской, эвенской одежды. Получается, они хорошо переработали её, но сохранили русскую самобытность. Это такое умение приспосабливаться, необходимое для выживания. Возьмем, к примеру, то, что старожилы делали муку из рыбы и пекли из нее лепешки, то есть приспосабливали свои умения к местным условиям.
Значение коллекции
Глядя на всю эту старинную красоту, хочется задать вопрос – а какой смысл имеет эта одежда в современном мире?
– Коллекция, которую вы видите, создала модельер, – отвечает Сардана. –Понятно, что эти красивые шубейки носили по праздникам и, конечно, зажиточная часть населения. С этой одеждой можно участвовать в показах. С исторической точки зрения это очень ценно. Я как специалист по Арктике скажу, что это даст – показать, как адаптировались народы. Адаптация происходила везде по-разному, при этом и с помощью одежды. В Русской Арктике интересно то, что старожилы сохранили свою уникальность и идентичность. С научной точки зрения это был феномен. Ранее исследователи показывали в своих работах, насколько старожилы объякутились, а насколько они сохранили свою уникальность, русскость, на это внимания не обращали. Ведь это правда, что, независимо от национальности, они говорили все на якутском. А тут оказался сохранен островок русского мира. Как удалось им это сохранить – очень интересно для историков.
Вывод мне хочется сделать, как в той песне – вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить. Именно для исторической памяти и восстановления взаимосвязей народов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: