Взаимодействие для развития Арктики

Взаимодействие для развития Арктики

Завершающим мероприятием II Международного Северного форума по устойчивому развитию стало заседание Ленского клуба – экспертной площадки, эффективность которой отметили все участники форума.

Четвертое заседание клуба было посвящено межрегиональному взаимодействию в развитии территорий Севера и Арктики

Точки соприкосновения

Во вступительной речи глава республики Айсен Николаев отметил, что в этом году принят ряд основополагающих стратегических документов. Это основа госполитики в Арктике, пакет федеральных законов предпринимательства в арктической зоне, совсем скоро вступит в силу Стратегия развития Арктики. Несколько дней назад премьер-министр страны Михаил Мишустин подписал национальную программу развития Дальнего Востока.
Одной из первых в стране Якутия приняла свою Стратегию развития арктической зоны республики, где одним из основных направлений является защита интересов коренных малочисленных народов Севера, традиционного природопользования. Эта тема актуальна для всех арктических регионов.
– Знаю, что подобный документ был принят в Красноярском крае. Считаю, что сегодня регионы, у которых есть стратегии, могли бы сопоставить свои подходы, взаимно перенять те механизмы, которые будут эффективны, а также обмениваться лучшими практиками, – уверен Айсен Николаев.
Так, точками взаимодействия он назвал сотрудничество в продвижении экологически чистых арктических продуктов на международный и внутрироссийский рынок сбыта, по ускорению международной сертификации, брендированию, выходов локальной продукции на экспорт.
– Ещё одна тема – привлечение инвесторов и развитие предпринимательства. С одной стороны у нас есть конкуренция, многие крупные предприятия охватывают несколько субъектов. Здесь возможно сотрудничество и обмен кадрами, а с другой стороны есть тема серьёзного и быстрого развития малого бизнеса как одного из самых приближённых к людям, проживающих на Севере.
Конечно же, нельзя обойти тему экологии. На Севере любой крупный проект можно реализовать только с максимальным учётом его влияния на экологическую ситуацию, на традиционный уклад жизни коренных народов. Сегодня стоит серьёзная задача по снижению антропогенного, техногенного воздействия на окружающую среду, переводу на зелёные технологии производства, ликвидации накопленного десятилетиями экологического ущерба.
Эти задачи могут решаться только в партнёрстве, в межрегиональном формате, во взаимодействии власти и бизнеса.
На мой взгляд, координация наших действий, оперативное сотрудничество необходимо также в вопросах тушения природных пожаров, которые последние годы наносят колоссальный ущерб, – уверен Ил Дархан.
Также Айсен Сергеевич затронул вопрос полярной авиации, отметив, что с учётом федеральной поддержки возможно обеспечить реальное обновление парка самолётов и существенно снизить стоимость авиабилетов для жителей отдалённых северных районов. В этом вопросе также крайне важна консолидированная позиция всех северных и арктических регионов.

Отдельные стандарты для Арктики

Заместитель министра развития Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков отметил важность поднимаемого на заседании клуба вопроса. Замминистра поддержал главу Якутии в вопросе пересмотра подушевого принципа финансирования порядка оплаты медицинской помощи в отдалённых населённых пунктах. Ранее Айсен Николаев отметил, что уже надо переходить на прямое финансирование, на содержание штатов, иначе улучшения качества первичной медицинской помощи достигнуть не получится.
Глава республики предложил коллегам совместно добиваться подходов по созданию по линии Министерства здравоохранения отдельного блока арктической медицины, которая обеспечит принятие нормативной базы, учитывающей особенности организации медицинской помощи в северных и арктических труднодоступных территориях.
По словам Крутикова, проект Стратегии развития Дальнего Востока и Арктики предусматривает пересмотр действующих стандартов, нормативов оказания услуг:
– Это связано с тем, что в условиях, когда плотность населения менее одного человека на квадратный километр, универсальные для всей страны стандарты не работают. Требуется не просто пересмотр, здесь надо идти от прямых потребностей людей. И новая стратегия это предусматривает.
В частности, сформулирована такая задача, как разработка схемы размещения генеральных объектов социальной инфраструктуры, медорганизаций, образования, спорта с учётом фактической транспортной доступности.
– Уверен, что, когда мы подготовим такую федеральную схему, нам потребуется наращивать межрегиональное взаимодействие, потому что у нас будут ситуации, когда получать те или иные социальные услуги будет целесообразно жителям одного региона в соседнем, просто исходя из транспортной доступности, – отметил Крутиков.
Ещё одно изменение подходов ожидается в развитии городской среды. Так, по информации Александра Викторовича, Минвостокразвития договорился с Минстроем РФ о том, что будет подготовлен отдельный стандарт развития городской среды для Арктики, который будет учитываться в том числе при предоставлении мер государственной поддержки.
– Важно, что мы будем его сопровождать пересмотром законодательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, – отметил он.

Северный завоз

Также Александр Крутиков затронул проблему несовершенства крайне важного для северян северного завоза. Он считает, что сегодняшняя конструкция северного завоза не решает главную цель – доступности жизненно необходимых продуктов питания, товаров.
– Ведь нужно успеть завести их вовремя, причем продукты должны быть доступными по цене. Поэтому нужно схему северного завоза во многом собирать с нуля, делать прозрачной, потому что без этого федерация не будет предоставлять господдержку.
Мы изучаем опыт других северных стран, есть позитивный опыт поставки напрямую от производителей, когда фиксируется цена на эти товары, и в этих условиях государство берёт на себя самую главную часть затрат – логистическую. Мы работаем сейчас над аналогичной схемой, по которой северный завоз сможет развиваться, – заверил федеральный чиновник.
Директор Департамента по работе с регионами Госкорпорации «Росатом» Андрей Полосин рассказал о реализации проектов по организации круглогодичного флота на Северном морском пути. Он отметил, что перед «Росатомфлотом» стоит задача обеспечения круглогодичной проводки судов вне зависимости от сезонов и климатов.
– Появление Северного морского пути, с нашей точки зрения, может поменять логистику обеспечения, развития северных территорий. В том числе и в вопросах, связанных с северным завозом. Хочу сказать коллегам, что, может, и рано сегодня говорить о том, что нужен готовый план, но, как показывает практика, проходит два-три года, и мы начинаем спешить и корректировать все капитальные вложения, которые сделали для обеспечения выполнения обязательств под новые условия. Эти новые условия уже более-менее понятны. В наших планах – в течение 2021 года установить взаимодействие со всеми субъектами, проговорить те возможности, которые мы сможем обеспечить, и совместно скоординировать планы по транспортировкам, – сказал Полосин.

***
Как отметили все участники заседания, тема межрегионального сотрудничества нова для страны в целом. Поэтому благодаря арктической повестке у регионов арктической зоны России появилась возможность делать первые шаги в этом направлении.
Как отметил Айсен Николаев, такое взаимодействие можно и нужно расширять по полномасштабной координации с федеральными органами власти, именно так возможно добиться системного прогресса в решении стратегических вопросов развития нашей российской Арктики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
28 мая
  • Ощущается: 5°Влажность: 65% Скорость ветра: 4 м/с