Высшее образование: прихоть или необходимость?
Последние несколько лет ознаменовались дискуссиями насчёт важности и нужности высшего образования. Всё чаще приходится слышать, что работодателей перестал интересовать диплом, а важны лишь практические умения и навыки кандидата. Поэтому конкурентоспособная молодёжь настроена на быстрое образование. Высказать своё мнение на этот счёт «Якутия» попросила первого заместителя министра образования и науки РС(Я) Михаила Присяжного.
— Михаил Юрьевич, востребовано ли сейчас высшее образование?
— Образование — это возможность получить новые знания. Мы с Вами общество, социальный институт. Важно понимать, что Вы вкладываете в вопрос востребованности? Кем востребовано? Востребовано для тех, кто идёт учиться; востребовано обществом в целом или востребовано для организаций, предприятий, которые потом принимают на работу?
Аналитика показывает, что высшее образование востребовано. Да, сегодня оно претерпевает переоценку, то есть его начинают воспринимать как уровень образования, который требует длительного периода обучения. В связи с этим идёт его переоценка у молодёжи. Молодые люди длительный период обучения воспринимают как зависимость от семьи, родителей. У ряда специальностей нет возможности параллельно с учёбой ещё и работать. Это существенный минус, который в последнее время отпугивает от высшего образования. И мы с Вами знаем, что в некоторых странах давно перешли на модель «год (полгода) учёбы – год (полгода) работы». Например, во Франции возраст студента сначала сместился на 25-27 лет, сейчас он перешёл уже за 30 лет. Потому что люди параллельно с обучением стараются нарабатывать практические навыки, обеспечивать свои потребности собственным заработком.
Конечно, вузы дают больше теории, чем практики. В связи с этим люди задумываются, что лучше получить программу СПО, где очень много практики. Попробовать поработать и дальше после получения трудового стажа поступить в вуз. Такой период был лет десять тому назад, когда резко снизилось количество желающих обучаться в вузах заочно. В советский период были даже определённые возрастные ограничения по поступлению. Потом в 1990-2000 эти возрастные ограничения сняли, у нас появилось достаточное количество возрастных студентов. Однако вскоре люди потеряли интерес к заочному образования из-за большой его продолжительности – целых шесть лет.
Теперь мы видим, что появилось много людей, которые работают на производстве и желают получить высшее образование. Получается, заинтересованность в высшем образовании возвращается.
Плюсы «вышки»
— Какие плюсы у длительного высшего образования вы видите?
— Основные преимущества высшего образования – это возможность карьерного роста. Статистика показывает, что по средней заработной плате зарплата чуть повыше у тех, кто имеет высшее образование. Кроме того, при переходе на двухуровневую систему образования мы видим, что при занятии некоторых должностей наличие только бакалавриата — недостаточно.
Ещё одним из преимуществ высшего образования является то, что по некоторым специальностям можно получить образование только в вузе. Многие считают, что в вузе много лишних предметов, но на самом деле мы с вами видим, что у нас сейчас общество не hard skills, а очень большие возможности получили люди с «мягкими» компетенциями (soft skills). Времени в колледже и техникуме на развитие последних очень мало. Там очень хорошее ориентированное обучение, хорошо готовят под конкретное рабочее место. Но нет возможности, нет времени, нет часов, чтобы человек смог освоить психологию, философию, социологию, этику. Многое из того, чему обучают в вузе, некоторые представители молодежи и более старшего поколения воспринимают как лишнее. Однако человечество не зря сформировало эти подходы к обучению, учебные планы: именно эти дисциплины позволяют сформировать отличные навыки аналитики, систематизации и так далее.
Также важным является формат длительного периода обучения. Это даёт возможность приобретения коммуникативных навыков и полезных связей, взаимоотношений. При трудоустройстве, при занятии определённых должностей ряд работодателей хотят видеть у себя специалистов высшей категории.
— Какие специальности сейчас востребованы?
— Востребованными с точки зрения спроса на рынке или с точки зрения заработной платы? При выборе профессии нужно изучить рынок труда. Россия как мир в миниатюре, в разных регионах существует свой список наиболее востребованных и перспективных специальностей. Это связано с особенностями регионального рынка труда. Поэтому у нас в стране по программам и высшего образования и среднего профессионального образования, например, выделяют топ-50 наиболее востребованных и перспективных специальностей. При этом каждый регион формирует топ регион, то есть те специальности, которые пользуются наибольшим спросом в регионе.
У нас очень хорошую аналитику в этой части сделали в Агентстве по развитию человеческого капитала Дальнего Востока и Арктики. Специалисты агентства составили свою аналитику в условиях опережающего развития экономики Дальнего Востока. Они спрогнозировали, какие отрасли экономики будут в ближайшие годы наиболее значительны — это добыча полезных ископаемых, рыболовство, переработка нефти и газа, лесная промышленность, инвестиционные проекты, территории опережающего развития.
Министерство экономического развития РФ провело анализ вакансий. Выяснилось, что самой востребованной профессией в период пандемии стали медицинские работники. Когда идёт инвестиционная стадия развития крупных проектов — очень активно выдвигаются строители. Когда идёт стадия стабильной реализации какого-то проекта, становятся востребованными эксплуатационные специальности и т.д..
В целом если рассматривать вне этой динамики, то стабильно популярными профессиями являются программисты и разработчики программного обеспечения, которые нужны практически в любой отрасли, в любом бизнесе.
С точки зрения рынка труда новых перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования, то в топ-50 входят специалисты по информационно- системному программированию, специалисты по мехатронике и автомобильной радиотехнике, специалисты по системам радиосвязи, мобильной связи и теле- и радиовещания, монтажа и эксплуатации. При этом работодатели могут предъявить дополнительные требования, чтобы эти люди проходили обучения в специализированных центрах. Техника разная, соответственно, уровень обслуживания требует особых компетенций.
Если рассматривать с точки зрения спроса, то зависит от того, сколько бюджетных мест выделяется. Ведь один из главных минусов высшего образования – это его высокая стоимость.
— Каким образом выявляется список актуальных профессий?
— Крупные предприятия, компании, организации на пять лет вперёд формируют свои потребности. Это помогает сформировать топ-регион. Наш перечень специальностей чуть-чуть отличается от остальных регионов России.
В Правительстве РС(Я) прогнозы потребностей курирует Служба занятости: они отслеживают, кто остаётся без работы, кто востребован, кто легче проходит переподготовку. Поскольку Министерство образования и науки РС(Я) — уполномоченный орган по целевой подготовке, мы у предприятий собираем их потребности. Так мы понимаем, из каких вузов и по каким специальностям работодатели хотели видеть своих специалистов.
Рекомендую читателям газеты «Якутия» найти навигатор востребованных профессий на Дальнем Востоке, которое создали Агентство по развитию человеческого капитала Дальнего Востока и Арктики, это так называемый путеводитель по рынку труда. Одним из влияющих факторов является средняя заработная плата. Она формирует спрос и устойчивое восприятие той или иной специальности.
Вуз или ССУЗ?
— Отличаются ли между собой выпускники вузов и ссузов?
— За последние лет 15-20 сформировалось устойчивое мнение, что после университизации страны стало слишком много людей с высшим образованием, которые после выпуска не смогли найти себе работу. Страна находилась в кризисе, прошло техническое перевооружение, целый ряд предприятий закрылись. Это стало одним из основных факторов сложности поиска работы. Поэтому у окружающих сформировалась такое мнение, что выпускникам вуза тяжелее найти работу, чем выпускникам ссузов.
Недавно министр просвещения РФ Сергей Кравцов сказал, что по России 60% ребят идёт в колледжи и техникумы, а 40% — в вузы. На рынке труда разрывов в занятости между людьми, имеющими разные уровни образования стало меньше.
В части СПО в отличии от вуза присутствует дуальное обучение (практико-ориентированное обучение) и таким ребятам удается быстрее понять, что им делать на рабочем месте. В СПО образовательная программа формируется таким образом, чтобы за максимально короткий срок обучить ключевым навыкам и знаниям, предназначенным для осуществления определенных трудовых функций. Отмечу также и исключительную, уникальную роль колледжей, так как в вузах учат не всем профессиям. Можно сказать, что отличия между выпускниками вузов и ссузов стираются. Сейчас люди переходят на паспорта компетенций, где больше интересует не сам диплом, а умения и практические навыки.
— На что должны ориентироваться дети и родители при выборе профессии?
— Каждый год этот вопрос остаётся актуальным. Хорошо, что вы спрашиваете об этом сейчас. Люди обычно задают этот вопрос весной, летом, осенью. Нужно определиться с перечнем специальностей, также важно найти учебное учреждение с желаемой профессией. Бывает большой ошибкой ориентироваться на престижность будущей профессии. Необходимо посмотреть отзывы об учебном заведении, учебный план. Ведь бывает так, что название одно, а в процессе обучения случаются «сюрпризы» и неожиданности, например, в учебном плане присутствуют предметы и дисциплины, которым будущий абитуриент уделял в школе недостаточно внимания. Можно пообщаться со студентами учебного заведения в социальных сетях. Ведь мы выбираем не только будущую специальность, а ещё и среду для развития. Специальность одна и та же, а учебные заведения могут быть разными. Заходите на сайт министерства образования и науки РС(Я), мы всегда поможем и подскажем, в том числе в социальных сетях.
— Что является навыком 21 века? Что нужно для того, чтобы стать востребованным специалистом?
— Это грамотность финансовая, точных наук, иностранных языков, культуры. Дальше идут критическое, творческое мышление, сотрудничество, решение проблем. Это очень серьёзно усиливает возможности специалиста. Когда человек может генерировать новые знания навыки, то он легко сможет подстроиться под новую среду. На любой специальности важно проявить упорство, инициативность, любопытство, лидерство. Конечно, для того чтобы стать успешным профессионалом, нужно базовое образование. Рынок труда меняется. Появляются новые профессии, профессии с новым функционалом. Меняется роль каждого участника рынка труда. Идёт изменение взаимоотношений на рынке труда. Человек — не просто винтик на заводе, он является производителем, увеличивает добавочную стоимость товара и услуги.
Современный студент: кто он?
По всей стране 25 января отпраздновали Татьянин день. Чем студенты 21-го века отличаются от студентов предыдущих поколений? Какое оно, новое поколение?
Константин Кривошапкин, временно исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет»:
– Современный студент – что это за человек?
– Современный студент готов к получению новых знаний и компетенций, чтобы в будущем применить это в профессиональной деятельности. Он разбирается в вопросах экономики, бизнеса, новых информационных технологиях, знает английский язык. Это человек, обладающий высокими моральными качествами, интеллектом и ведущий здоровый образ жизни.
– На что студенты должны обратить внимание для хорошей учебы?
– В первую очередь, студент должен обратить внимание на своё здоровье. Только здоровый человек может работать, может учиться и жить счастливо. Потому что 70% здоровья зависят от образа жизни: питание, занятия физкультурой, качественный сон, меньшее число стрессов. И только 10% жизни человека зависят от уровня медицинского обслуживания. Правильная организация своего времени или тайм-менеджмент – это очень важно. Заниматься самообразованием, благо интернет-технологии позволяют. Не всегда преподаватель может дать полный объём знаний. Студент должен вести интересную общественную жизнь, таким образом можно почувствовать свою значимость. Быть активным в волонтёрском движении.
Студенческое время – самое хорошее время для создания семьи. Молодёжь должна быть готова к изменениям.
– Есть ли разница между студентами 30-летней давности и нынешними?
– Большая разница. Современные студенты очень компетентны в области цифровых технологий. В последние годы молодёжь стала обращать большое внимание на своё здоровье, здоровый образ жизни. Студенты стали меньше употреблять алкогольные напитки, меньше курить, но в то же время появилась тенденция приёма психоактивных веществ.
Раньше ребята могли трудиться, невзирая ни на какие условия. Сейчас студенты ориентированы на комфортные условия. Чувствуется инфантильность и зависимость от удобств. Студенты того времени были общительными, социально адаптированными. Сейчас наоборот как-то мало общаются, поэтому социальная адаптация сложнее проходит.
На мой взгляд, стало хромать знание русского языка (грамматика, орфография, стилистика, пунктуация). Разговорная речь, может, и стала лучше, но всё равно преобладает использование жаргонов, сленга. Иногда я не понимаю, о чём говорит молодёжь. Зато появились новые формы общения, например, виртуальное.
Анатолий Николаев, ректор ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»:
– Современный студент – что это за человек?
– Современный студент – очень активный, креативный молодой человек, который ставит перед собой самые высокие цели и умеет достигать их. Студенты всегда были и остаются наиболее продвинутыми и мобильными представителями нашего общества. Ими движут изменения, которые происходят в нашей повседневной жизни. В этом мы убедились, когда был осуществлен переход на дистанционное обучение: студенты адаптировались к новым реалиям и применили свои цифровые навыки на практике, хотя очень скучают по традиционной форме обучения и при каждой возможности спрашивают меня о начале возобновления очных занятий.
Возможно, сейчас студенты стали меньше читать книг, но в то же время, свободно ориентируясь в информационном пространстве, Интернет-ресурсах они компенсируют те пробелы, которые могут появиться уже в процессе учебы. Но тут важно умение находить правильную и актуальную информацию. В Интернете достаточно много не проверенных данных, в то время когда фундаментальные научные книги проходят достаточно серьезную рецензию ведущих специалистов и в достоверности данных не приходится сомневаться, которые, к моему сожалению, большинство студентов стали меньше читать. Современный студент никогда не ждет чьих-либо указаний для принятия решений, заключения выводов и начала действий. Он очень часто общается и кооперируется с единомышленниками и друзьями через социальные сети. В некоторых случаях виртуальное восприятие мира может быть оторвано от реальности. В этом кроется серьезность воспитательной работы университета со своими студентами. Здесь университет должен приложить большие усилия и много работать над социальной адаптацией, поддержкой креативных идей, раскрытием талантов и определенного мастерства у студентов, чтобы, окончив университет, выпускник смог полностью реализовать себя в выбранном им пути.
–Почему студенты приходят учиться? Чего они хотят достичь?
– Современный мир требует от молодого человека определенных умений и навыков. В первую очередь, сейчас студенты поступают учиться в вуз не только ради диплома, а именно ради своего будущего. Они более информированы и примерно знают, чего хотят от жизни и где планируют работать. Влияние старшего поколения на выбор профессии сейчас уже не так сильно сказывается, чем в предыдущие годы. Если студент понимает, что выбранная профессия ему не подходит, то он может быстро сориентироваться и поменять свое направление. Нынешние студенты не бояться ошибиться, тем более не боятся принимать решения отстаивать свою точку зрения. У них сильно развито чувство собственного «Я», своего эго. У современного студента это выражено намного выше, чем у студентов предыдущих лет.
С одной стороны, это характеризует их как индивидуалистов с сильным характером. С другой, может показаться, что у них недостаточно опыта и низкая социальная ориентированность. В этом плане мы как университет должны их им помочь к реализовать свои идеи и проекты к реальной жизни.
В настоящее время наметилась тенденция, когда молодые люди, приходя в приемную кампанию спрашивают: «Кем я буду по окончании университета?» «Куда я могу трудоустроиться?», «Какая у меня будет заработная плата?». Они хотят видеть перспективу в той сфере, в которой будут развиваться. В этом плане нынешние студенты отличаются от студентов других лет. На вопрос «Чего вы хотите достичь?» студенты на 90 процентов скажут, что они хотят достичь успеха – в карьере, жизни, стать известным человеком. Они хотят счастья в личной жизни, найти свое место и позицию в этом мире. Я думаю, это очень правильный подход к своему будущему.
– Есть ли разница между студентами 30-летней давности и нынешними?
– Студент всегда остается студентом, вне зависимости от времени и событий. На мой взгляд, есть лишь внешние факторы, которые могут так или иначе повлиять на дальнейшую жизнь человека. 30 лет назад я был студентом 2-го курса биолого-географического факультета ЯГУ. Мое студенчество совпало с большими переменами в стране, которая подвела черту существования такой мощной сверхдержавы, как Советский Союз. Но даже тогда у нас не было какого-то страха перед будущим, хотя это были действительно трудные годы. Мы ставили действительно очень высокие и благородные цели, по-своему были счастливы, потому что впереди нас ждала целая жизнь. Единственное, мы были воспитаны в духе коллективизма, в то время как сейчас студенты более выражают свою индивидуальность, но это тоже обуславливается течением времени.
Разница студентов 30-летней давности и нынешней молодежи наверно в том, что каждое время диктует свои условия для реализации будущих планов и возможности для достижения поставленных целей. Студенты и тогда, и сейчас всегда были, есть и будут самыми любознательными, амбициозными и по-своему талантливыми людьми.
Кто сегодня востребованней: студент вуза или выпускник колледжа?
Александр Аверенский, руководитель аппарата Молодёжного парламента при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
– В настоящее время востребованы рабочие профессии. На мой взгляд, специалисты со средним специальным образованием более гибкие для переподготовки и не подвержены перегоранию. Качество образования во многих высших учебных заведениях оставляет желать лучшего из-за застоя специалистов, которые не готовы к изменениям и преподают по советским стандартам.
Майя Уманова, эксперт-физик:
– Современный мир – это мир возможностей. Независимо от того, закончил ты вуз или колледж. Важен твой внутренний потенциал. Всё зависит от самого человека, я считаю. А по поводу зарплаты и лёгкости трудоустройства могу сказать следующее – сейчас всем нелегко найти работу, особенно по специальности, и ту, которая будет по душе. А зарплата может быть разная, всё зависит от того, в какое предприятие вы устроились.
Алла Павлова, руководитель экспертного состава №3 ФКУ «Главное бюро МСЭ по РС(Я)» Минтруда России:
– Квалифицированные рабочие профессии, на мой взгляд, в настоящее время более востребованы, чем специальности вузов. Профессионалов-рабочих не хватает. В любом социуме невозможно иметь только специалистов с высшим профессиональным образованием. Засилье юристов, экономистов в начале 2000-х привели к тому, что в стране возник дефицит рабочих кадров. При этом зарплата у рабочих зависит от отрасли, в которой трудится специалист, и не является отправным критерием.
Арсен Чердонов, стажер компании «Аватек»:
– Сложно судить обо всей России, но если ориентироваться по статистике именно в нашем регионе, то студенты колледжей намного квалифицированнее, нежели студенты вузов. Разница лишь в наличии связей и практики у учебного заведения. Друзья после колледжа находят работу намного быстрее, так как, возможно, их профсоюзы и кафедры работают куда лучше, чем в вузах.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: