Высоты Валериана Васильева: выставка в НХМ к 85-летию художника
Хоть лето и считается временем отпусков, желающих посетить мастер-класс «Мелодия штриха» по созданию линогравюры в рамках публичной программы выставки «Высоты Валериана Васильева» в Национальном художественном музее РС(Я) набралось предостаточно.
«Семь лет горения»
Начался он с арт-медиации, которую провела Марина Пономарева.
– Ему бы исполнилось 85 лет, но прожил он очень короткую жизнь – всего 32 года. Короткую и яркую. Все произведения, которые здесь экспонируются, он сотворил за семь лет. Семь лет творческого горения – такой короткий период и такой бурный всплеск, и мы поневоле задаемся вопросом, что было бы, если бы он еще жил и сколько бы еще сделал…
Выставка открывается с работы цветным карандашом – «Оля с Оленькой». Он очень любил свою семью и посвятил ей много рисунков, иногда – в духе Модильяни: где-то линия плавная, тягучая, где-то угловатая, острая, но в каждой работе чувствуется любовь.
А вот одна из его удивительных серий – «Старые якутские мастера», лист «Сардана» – самый известный лист, выполненный в технике линогравюры. В образе мастера с сарданой в руке мы видим черты самого Валериана Васильева. Он ведь закончил отделение по художественной обработке дерева, и этот материал «преодолевал» всю жизнь. Видите, резчик здесь задумался, как воплотить в дереве этот хрупкий и нежный цветок…
«Подвластны все техники»
– «Натюрморт» выполнен в технике линогравюры, на нем старинные предметы – огромная чаша, воронка, серебряный чайник. Мастерская Валериана Васильева была наполнена старинными предметами, и этот серебряный чайник принадлежал деду его супруги Ольги Кузьминичны. У мастера была особая тяга к старым вещам, которые хранят тепло рук, прикасавшихся к ним.
Гитара здесь тоже неспроста: он был очень музыкальным человеком, в детстве в пионерском лагере стал лучшим горнистом, потом самоучкой освоил гитару и аккордеон.
А в изобразительном искусстве ему были подвластны все техники – гравюра, линогравюра, литография, рисунок гуашью, рисунок карандашом…
Очень интересны в плане техническом его рисунки с изображениями Якутска. Мастера очень влекли архитектурные пейзажи. Хотя здесь очень яркие цвета – желтые, оранжевые дома, но цвет подчиняется линии. Его больше всего интересует линия – столбы, углы домов.
Линия – любимая тема Валериана Васильева. Его линию называют скупой, сжатой, но тем самым художник отбрасывает все лишнее, берет только самую суть, самое важное улавливает и в образах людей, и в образах архитектурных пейзажей. В этих проводах и столбах – гул нового города, который растет, снося старые постройки. Глядя на деревянные дома с резными наличниками, мы чувствуем, как их поглощает новый каменный город, растущий позади.
«Красота человеческого тела»
– Вы видите и целую галерею замечательных рисунков, где его мама, отец Роман Гаврилович, который был председателем Совета Министров ЯАССР – в момент, когда отец, задумавшись, склонился над книгой, держа в одной руке сигарету, он быстрой и плавной легкой линией запечатлел его образ.
Его интересовало все – в помещении, на улице он постоянно зарисовывал. Наш музей в своих фондах имеет порядка 470 работ Валериана Васильева, и многие работы представлены на этой выставке впервые, как, например, образы обнаженных женщин, полные тонкого очарования, лиризма. Художника привлекает плавность линий, красота человеческого тела.
Обратите внимание на портрет борца Алексея Ермолаева. Мускулы, пропорции – все соблюдено. В Московском высшем художественно-промышленном (бывшем Строгановском) училище, которое он закончил, много внимания уделяли изучению мышц, скелета. Студенты постоянно ходили на кафедру анатомии, где с ними специально занимался преподаватель.
Сам он был очень крепким человеком, дружил со спортом, занимался модной тогда йогой, легкой атлетикой. Его интересовало все, что связано с движением. Из трех представленных на этой выставке автопортретов один – с велосипедом, спицы которого и штакетник забора рядом интересно пересекаются, создавая иллюзию движения.
«Через личную интерпретацию»
– Триптих «Нюргун Боотур Стремительный» создан в технике ксилографии. Одна из частей – «Счастье», где в образах мужчины и женщины угадываются образы самого Валериана Васильева и его супруги. Женщина стоит на цыпочках, она легкая, воздушная, в руках держит такой же хрупкий цветок сарданы, а мужчина – крепкий, широкий, приземистый, твердо и уверенно стоящий на земле.
Всю работу украшает орнаментика в виде рогов – символ изобилия, счастья, достатка, ведь коровьи рога – символ тучных стад. А полная луна и одновременно месяц – убывающий или нарастающий – направляют наши мысли в сторону вневременного содержания работы. Это должно быть всегда. Это символ счастья человеческой жизни, символ союза мужчины и женщины.
А как он работал со цветом? Не единожды художник обращался к образам колхозников. Валериан Васильев родился в Мегино-Кангаласском районе и много времени проводил с дедом Гаврилом Романовичем, который в свое время работал и на Бодайбинских приисках. Несколькими штрихами создает он острые скулы, острый подбородок и тяжелые руки, лежащие на коленях… Через личную интерпретацию он воплотил череду этих людей, тружеников: суровые лица – мужественные, чеканные, и красный цвет как символ великих свершений, происходящих в стране.
«Символ жизни»
– Одна из самых его интересных работ в технике литографии – «Моя дочь». Его реквием, его последняя работа, его прощальная песнь. Мужчина подбрасывает вверх девочку, держащую в руках сарданы. Работа выполнена на основе реальной фотографии, но в ней гармонично соединяются все символы якутской культуры – сэргэ, конь… В ней необыкновенная теплота, радость, свет, но, зная судьбу художника и его дочери, тоже рано ушедшей из жизни, мы смотрим на нее с грустью, а поэт Алексей Михайлов свое стихотворение на смерть Валериана Васильева написал по этой литографии – «Девочка лучистая парит над землею…»
В числе его последних работ – линогравюры, посвященные Великой Отечественной. Герой Советского Союза Федор Охлопков изображен здесь в профиль, и профиль его – будто отчеканенный для медали – простой, без дополнительных деталей. Художник лично был знаком с прославленным снайпером, который не кичился тем, что совершил великие ратные подвиги – даже звезда героя здесь не на его груди, а отдельно, как бы показывая, что для этого человека важны не награды, а дело, которое он делал.
На линогравюре «Скорбь» – лицо матери, потерявшей на войне сыновей. На линогравюре «Пропавший без вести» – серьезное лицо солдата и скромный обелиск, напоминающий свечу памяти, а легкие облака – как символ вечной жизни, жизни, которая побеждает смерть.
Ухо Давида и отпечатки пальцев
В фойе перед залом, где представлена экспозиция, идет видеофильм о Валериане Васильеве – идет без звука, в тишине, и ничего не отвлекает зрителя от сменяющих друг друга фотографий.
Там, перед немым экраном, сотрудница Галереи Афанасия Осипова НХМ РС(Я) Наталья Христофорова и провела свой мастер-класс.
Ох, нелегкая это работа, как оказалось – вырезать на линолеуме лицо девушки, запечатленной некогда художником на его линогравюре «Музыка». Даже запланированных двух часов едва хватило. По ходу дела кто-то вспоминал школьные уроки рисования и учителя Маччасынова, заставлявшего изображать то ухо микеланджеловского Давида, то его нос. Кто-то интересовался: «А на такие мастер-классы ходят, наверное, мальчики?» Оказалось, что девочки.
А когда пришла пора делать оттиск при помощи типографской краски, раздался вопрос, не ею ли снимают отпечатки пальцев, и – тут же – авторитетный ответ, что да, ею. Вспомнилось ночное дежурство в отделе тогда еще милиции ради написания репортажа и недовольство сотрудника, вынужденного этим заниматься: «Опять я, что ли?» Теперь-то понятно, почему он так кипятился – краска эта очень плохо смывается с рук.
Зато полученным результатом все остались довольны. Кстати, нас в самом начале предупреждали: «Она у всех будет разная. В самом начале никогда не знаешь, что получится». Собственно, как и художник, приступающий к новой работе. Спасибо музею и его сотрудникам, которые дарят возможность окунуться в этот удивительный мир.
P.S. Выставка «Высоты Валериана Васильева» в основном здании НХМ (Кирова, 9) продлится до 3 сентября.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: