X

Второе дыхание деревянной посуды — о мастере, который сохраняет в своём творчестве национальные традиции

Источник: герой материала

В последние годы якутская культура переживает воистину второе рождение. Это заметно во всем – в одежде, аксессуарах, украшениях, предметах мебели, посуды. У каждого уважающего себя якута есть национальный костюм, а вещи с национальным колоритом пользуются большим спросом. Национальное самосознание народа выражается и в быту – так, в последнее время стала популярна деревянная посуда в традиционном стиле. Рассказывает народный мастер РС(Я) по дереву Иннокентий Иванов.

В селе Сунтар живёт мастер по дереву Иннокентий Иванов. Около десятка лет он занимается изготовлением национальной якутской посуды.  Причем это не сувенирная продукция, которую мы привыкли видеть на выставках, в музеях. Его посуду можно использовать в быту, и именно в таких целях ему заказывают кытыйа, чороны, хамыйахи и так далее. А делает он её по образцам старинных изделий, сохраняя традиции народа саха.

Источник: герой материала

Мастер посуды

У Иннокентия Ивановича дома оборудована собственная мастерская, где он занимается своим творчеством. По профессии он столяр-строитель, учился в Артемовском строительном техникуме.

Мастерит посуду предков он как вручную, так и на станке. В год  мастер делает до 500-600 изделий. Это кытыйа, ымыйа, кытаах, удьаа, хамыйах – практически вся якутская утварь.  Посуда изготавливается по эскизам, которые сделаны по старинным образцам.

Иннокентий Иванович участвует во всех Ысыахах Олонхо с изделиями ручной работы. На посуду, используемую в быту, заказы поступают постоянно – её он делает на станке.

– Сейчас люди стали повсеместно использовать якутскую посуду в быту, – говорит мастер. –  Раньше как было – все ели, пили из одной большой посуды.  А сейчас у всех своя, индивидуальная посуда. Заказывают кытыйа специально для мяса, оладий. Самые распространенные заказы – кытыйа для молочных продуктов куорчэх и саламат. Также популярны маленькие 200-граммовые чороны высотой 10 сантиметров.

Мастер участвовал в Москве в выставке-ярмарке художественных промыслов России «Ладья»,  республиканском конкурсе «Удьуор уус утума». К слову, в республиканском конкурсе было представлено творчество нескольких поколений Ивановых– деда, отца, самого Иннокентия Ивановича, его детей, внучки.

Источник: герой материала

От деда – отцу, от отца – сыну

И отец, и дед были мастерами по дереву. Иван с детства наблюдал за занятием родителя и говорит, буквально чесались руки – очень хотелось мастерить самому.

– Не знаю почему, но тяготею именно к посуде, – рассказывает мастер. –  Отец  всю жизнь мастерил кытахи, чороны, также рисовал масляными красками. Он был большим мастером.

А тут в школе учитель труда  Иван Матвеевич  стал учить мальчика мастерить. И у него сразу же стало хорошо получаться! Иван надолго сохранил такие дорогие сердцу изделия. Это был первый этап – узнал, как вырезать посуду из дерева. До того чтобы украшать якутскими узорами, созрел позже.   В  1991-м году впервые попробовал украсить имеющиеся изделия.

Обучая, учился сам

– Я тогда работал мастером в СПТУ-14 в Якутске, – вспоминает мастер. – У меня еще не было ни станка, ни материала.  И на станок нужно было иметь разрешение тогда. Потом я женился и переехал в Сунтар, устроился мастером в интернат.  В 1997-м году был в школе учителем труда и в этот момент стал заниматься посудой вплотную. Учил детей и сам развивался, втягивался в дело.

Большую роль в становлении мастера сыграл коллега по цеху, который работал столяром. Как заготавливать материал, как сушить березу, как вырезать, украшать – многое перенял у своего наставника.

Живой материал

Изготавливается посуда, в основном, из капа березы. Кап – это нарост на дереве.

– Материал заготавливаю сам, – поделился мастер. – Рядом с домом у меня есть свой участок, там растет много берез, также нахожу в лесу спиленные геологами или дорожниками деревья.   Береза, в отличие от лиственницы, сосны, не засыхает сразу, когда ее повалят. Месяца через два  она становится как раз подходящей для того, чтобы мастерить из нее вещи. Кап березы наши предки использовали для горячей пищи – например, для супа. Такая посуда долговечная, долго не рассыхается.

Материал надо заготавливать осенью, когда дерево отцвело, собирается уходить в спячку. Береза, выросшая в местности, где почва была всегда сырой, не подходит. Верхушку и основание срезаю где-то на метр-полтора. Очищаю,  затем сушу. Сушить нужно обязательно верхушкой вверх, как она росла. Если этого не придерживаться, можно испортить материал. Я как-то попробовал сушить в горизонтальном положении – нижняя сторона высохла, а верхняя почернела вся. Как мне объяснял тот столяр – она же живая, вот сколько ты сможешь простоять на голове? Вот так и береза.

Мастер говорит, что с деревом разговаривает, как с живым существом. Просит прощения у березы, говорит ей – я сделаю из тебя нужные, красивые предметы, на тебя будут смотреть, любоваться на выставках, и век твой будет гораздо дольше и лучше, чем у обычного дерева.

Случай из детства

Мастер поделился одной своей мыслью, которая многие годы не даёт ему покоя.

– Когда-то давно, в детстве, мы играли с ребятами на старом складе, где хранилась мука, – вспоминает Иннокентий Иванович. – Мне было года 4-5 всего, но я отчетливо помню тот случай. Там был подвал, а в нём – емкость для приготовления кумыса. Кто-то из ребят кинул туда чем-то, и послышался гул – посудина-то большая, пустая. Мы, ребятишки, решили, что там притаилась нечистая, и стали пулять, чем попадет. И покидали туда всю хранившуюся на том складе старинную деревянную посуду. Вспоминая, я понимаю, что, скорей всего, это была подлинная посуда наших дедов и бабушек, сохранившаяся до наших времен. А год шёл тогда 1963, может, 64-й – ысыахи были запрещены. Вот и стояла посуда невостребованная. А мы, несмышленыши, покидали её всю в погреб.

Как-то поведал отцу об этом, он, проходя мимо, заглянул в тот подвал. Сейчас в этой местности никто не живет, только на сенокос выезжают. Сказал, там все покрыто льдом. И я хочу как-то достать оттуда старинную утварь, думаю, там лежат уникальные исторические образцы. Достать, изучить орнаменты, это ведь наши традиции, которые мы обязаны сохранить.

Источник: герой материала
+1
4
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 23.04.2023 10:29

Related Post