Встреча шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо: театры Кутияттам и Олонхо
Встреча тысячелетия началась с ритуала алгыса, которым руководил идейный вдохновитель фестиваля Андрей Борисов.
Санскритолог Наталья Лидова, переводившая гостям из Индии и объяснявшая суть происходящего на сцене, призналась: «Вы стираете грань между театром и ритуалом. Я почувствовала огромную энергию».
Переходя черту
— У вас живое, где-то даже импровизационное искусство, — продолжила Наталья Ростиславовна, имея в виду уже спектакли Театра Олонхо. — Вы не только выучиваете роль, но и создаете ее на ходу.
Далее она продолжила:
— Современный театр при всех сценических возможностях — театр простой. Сцену отыграл — и все. А в американских фильмах больше всего платят за крупный план. Выдержал? Дальше можно не играть. Поэтому хотим мы или нет, но игра современного актера — дробная. В древнем театре игра начиналась от начала до конца.
Актер или актриса, прежде чем начать играть, идет в храм и получает благословение от брахмана, совершившего ритуал. Тот дает новую нестираную одежду, гирлянду цветов и наставляет исполнить свою роль наилучшим образом.
После этого артист идет гримироваться и надевает на голову красно-черную ленту. С этого момента все происходящее вокруг не имеет к нему никакого отношения. Может умереть близкий человек, будут рваться снаряды — он не выйдет из роли, он не снимет эту ленту.
Актер, перешедший черту между земным и божественно-театральным, иммунен к любому роду проявлений внешнего мира. В гриме он не имеет права вести себя, как обычный человек, не может здороваться со знакомыми, говорить по телефону. Наступает абсолютное сосредоточение. Можно только жестами объясняться с помощником.
Кстати, грим — очень сложный — наносится перед лампадой, зажженной от главной лампады храма, то есть символически — перед его главным божеством.
При этом зрительный зал находится внизу, сцена — наверху, а комната для гримирования — посередине. Ниже сцены, но выше зрительного зала. Понимаете иерархию? Идея трёх миров важна для индийской культуры, это древнейшая ведическая традиция, которой как минимум 5,5 тысяч лет.
Кутияттам — классический театр, поэтому там есть мужские и женские персонажи (в народном ритуальном театре женщин нет).
Это театр условный, театр движения. Сам спектакль — суть пантомима. Во всех классических древних традициях слово и жест разнесены: один пластически изображает, другой, сидя справа на полу, произносит шлоки — двустишия на санскрите — древнем мертвом языке.
Люди храма
— Два индийских семейных клана имеют право представлять Кутияттам, то есть это люди храма, храмовые актеры. В одном из кланов играют только мужчины, в другом — мужчины музыканты, женщины — актрисы.
Представление направляется и определяется музыкой. Используется древнейшая музыкальная система из 22 нот. Также используется 21 лад — они разные для демонов, влюбленных и так далее: как только зазвучит музыка, все понимают, о ком речь.
Эти артисты не распеваются перед спектаклем, а ежедневно практикуют свое умение — по полтора часа как минимум.
Ещё они владеют специальной техникой дыхания, с помощью которой в нужный момент могут побледнеть, заплакать, упасть в обморок — в общей сложности передать так восемь состояний.
Каждый жест, каждое движение очень точно соотносится с музыкой, но это не заученная партия. Каждый спектакль и игра барабанов во время него — импровизация в чистом виде, она рождается на ваших глазах. Поэтому любой сюжет может разыгрываться от полутора часов до полутора месяцев.
Традиционный оркестр Театра Кутияттам — храмовый оркестр. Инструмент идамкар, использующийся в ритуалах, покрыт тончайшей кожей из желудка коровы и реагирует на любое прикосновение, 64 шарика — священное в Индии число — работают как резонаторы.
Храмовые барабаны когда-то делали из глины, сейчас — из бронзы, а кожа, которыми они обтянуты, изнашивается очень быстро: несколько выступлений — и ее уже надо менять. Прикасаться к ним нельзя — считается, что их первый звук пробуждает Вселенную.
…Все, о чем рассказывала санскритолог, актеры Кутияттама показывали артистам Театра Олонхо. Национальная актриса Индии Тукат Мукундан Синдху, выйдя, помолилась сцене, богу сцены и музыкальным инструментам, попросив у них благословения — заодно и для своих якутских собратьев, чтобы то хорошее, что они пожелали во время алгыса, удвоилось и утроилось.
— Очень хорошо, что есть возможность приезжать сюда, привозить артистов, потому что из содружества разных театров может родиться новое качество, — заключила Наталья Лидова.
Да будет так! Доом!
Фото предоставлено пресс-центром фестиваля.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: