Вспоминая певца Победы

Вспоминая певца Победы

10:06
11 мая 2025
Читайте нас

Александр Парфеньевич Самсонов – знаковая личность трёх эпох. Народный артист ЯАССР, заслуженный артист РФ, лауреат премии комсомола Якутии, почётный гражданин РС(Я), награжденный российскими медалями «Борцу за мир», «Патриот России», «Благо-творительность России», «Лектор года». Он единственный артист в нашей республике, кого народ назвал «певцом Победы». Этой честью он очень гордился, дорожил и берёг, как святыню, до конца жизни.

Судьбоносный весенний май…

Он не дожил до своего 90-летия чуть меньше года. Его последний май – это и 89-й день рождения 11 мая через два дня после празднования Великой Победы, его «Майские вальсы» в передаче на ТВ, презентация девятой по счёту книги «Путь в профессию» в кругу друзей в Музее фольклора и музыки. Несмотря на своё состояние – поднявшись по этажам, он задыхался, но радостно приветствовал каждого, кто пришёл. Вернувшись домой, светился счастьем –  уставший, но очень довольный. А через несколько дней неожиданно ушёл в бесконечность с той журавлиной стаей солдатских душ, о которых он всегда так до слёз и пронзительно пел…

Война и Великая Победа были центром его детства и стали главной песней его творчества. Из двоих воевавших братьев один погиб, поэтому с особенной пронзительной скорбью и печалью «за того парня», особенным душевным теплом и жизнеутверждающей радостью «очевидца и участника» Победы звучали его песни, опалённые войной.

Всё это воплощалось в благотворительных проектах Самсонова при поддержке Правительства РС(Я) – порой всего за 4-5 дней артист давал более десяти выступлений. В большом культурно-просветительском проекте «Поклонимся великим тем годам…» артист получал искренний отклик от юных зрителей со всей республики. Навстречу 70-летию Великой Победы в республике стартовал его проект «Память бессмертна». Школьникам, ветеранам войны и тыла, населению самых северных поселков артист дарил не только талант, но и свои сокровенные размышления о Родине, подвиге и чести, демонстрируя видеокадры, подымал зал, который вместе с ним пел любимые песни военных лет. Благодаря его редкому мастерскому владению аудиторией концерты выливались во вдохновенные патриотические акции, дарили незабываемые эмоции, живую сопричастность к пространству и времени прошедшей войны. Пожелтевшие письма с фронта не давали покоя артисту всю его жизнь, но они снятся теперь и тем юным, кто пел тогда вместе с ним.

«Его имя – целая эпоха»

Музей ГТОиБ.

Самоотверженное служение А. П. Самсонова оперному искусству было для его коллег эталоном высокопрофессионального отношения к своему таланту.

Легендарная Марина Попова говорила: «С большим уважением отношусь к поразительной работоспособности и таланту первого и самого лучшего якутского Онегина и лучшего Манчаары». Альбина Борисова: «Его имя – это целая эпоха в музыкальном искусстве нашей республики». Айталина Адамова: «Он принадлежит к редкому типу музыкантов, которые видят профессиональные проблемы крупно, в масштабах всего искусства, решают их комплексно и тем самым двигают вперёд всю музыкальную культуру». К этим словам Самсонов относился как-то особенно трепетно и нежно. Вообще человеческая благодарность даже за любую малость всегда была свойственна Александру Парфеньевичу, и люди отвечали ему тем же. Последний пример тому – случившийся в мае 2023 года пожар, когда все кинулись помочь, вывели его с супругой Галиной Ивановной из горящего дома и потом восстановили совершенно закоптившуюся квартиру…

Он всегда искренне радовался успехам коллег, подбадривал начинающих, и эти черты располагали к нему людей.

Непревзойденный

Евгений Онегин — Александр Самсонов. Музей ГТОиБ.

Его же собственный путь в профессию оказался непростым, он пришёл в Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского уже состоявшейся личностью и с некоторым опытом вокалиста и педагога.  В знаменитых стенах рождался первый Онегин саха – Александр Самсонов. Творческая фортуна была к нему благосклонной, да и как иначе: благородный тембр тёплого, выразительного баритона, профессионализм московской вокальной школы, полученный в классе вокала Д.А.Гамрекели в сочетании с редкой сценической фактурой прирожденного аристократа и классического оперного премьера.  Он дебютировал в опере «Евгений Онегин» на сцене Якутского музыкально-драматического театра им. П.А.Ойунского в обновленной постановке А.И.Егоровой. Первая и сразу главная партия начинающего солиста отличалась продуманным психологическим рисунком и вокальной интонационной выразительностью, которая передавала как внутреннюю музыкальную драматургию, так и «тончайшие оттенки пушкинского текста».  Онегин признан коронной партией певца, он пел её все тридцать лет в трёх постановках разных режиссёров, некоторый период являлся единственным и остаётся непревзойденным Онегиным и сегодня.

В образе народного героя

«Песнь о Манчаары». С исполнительницей роли Саргы Марией Николаевой.

В историю театра он вошёл и как создатель образа народного героя Василия Манчаары в опере «Песнь о Манчаары» композиторов Э.Алексеева и Г.Комракова во второй постановке Ф.Ф.Потапова. В колоритном образе бунтаря и «разбойника» артист акцентировал не только героическое, но и лирико-романтическое начало. Его герой имел живой характер, порывистый и подвижный темперамент в разных обстоятельствах драматичной судьбы.

Третий крупный образ Самсонов создал в лирической опере-легенде «Лоокут и Ньургусун» Г.Григоряна в постановке режиссёра Л.Винокурова. Обладатель высокого баритона, прекрасно справившись с вокалом, создал яркий и очень своеобразный образ Лоокута, в котором ведущая лирическая тональность партии гармонировала с мужественной природой артистической индивидуальности солиста. Манчаары в исполнении Самсонова имел большой успех на Днях якутской литературы и искусства в Магадане в 1971 году, а Манчаары и Лоокут – на сцене Башкирского театра оперы и балета на Днях в Башкирии в 1972-м.

Сильное впечатление оставлял и его неоднозначный герой, трагически заблуждающийся белогвардеец Араллан в героико-драматической опере «Неугасимое пламя» Н.Берестова, действие которой относило зрителей к суровым дням становления советской власти в Якутии.

В расцвете творчества

«Бравый солдат Швейк». Фельдкурат Отто Кац — Александр Самсонов.

В актёрской палитре солиста нашли свои краски персонажи в операх зарубежных композиторов. Многие годы он исполнял консула Шарплеса в опере «Чио-Чио-Сан», подчёркивая рыцарское благородство героя. В «Порги и Бесс» он с таким же творческим удовольствием создавал образ простого портового грузчика, коварного злодея Кроуна. Для Александра Парфеньевича не существовало маленьких ролей, и это всегда выделяло его на сцене: борец за свободу Анджелотти в «Тоске» так же отличался детальной проработкой образа, как и два противоположных героя – контрабандист Данкайро и служака-сержант Моралес в «Кармен» Ж. Бизе и многие другие.

В галерее почти тридцати разноплановых образов он удивлял и своим ярким комическим талантом в музыкальных спектаклях «Кавказская племянница», «Бравый солдат Швейк», «Доротея», «Званый вечер с итальянцами», «Колокольчик». Радовал маленьких зрителей в сказках «Храбрый портняжка», «Красная Шапочка», «Сказки старика Сээркэн Сэсэна».

В расцвете сценического творчества Самсонов внёс свой вклад в развитие театра и на должности директора с осени 1980 года по июль 1982-го, а в то время это была далеко не завидная ноша. На второй сезон его директорства пришлись три исторические даты: 60-летие СССР, ЯАССР и 350-летие вхождения Якутии в состав Российского государства, к которым театр готовился под его руководством и достойно продемонстрировал профессиональное искусство республики и в Москве, и в Ульяновске и Ульяновской области в мае 1982-го.

«Если бы так отцовской земле бескорыстно служили»

Эта строка одной из любимых песен Александра Парфеньевича «Анадырские цветы» глубоко созвучна его жизненному и творческому кредо. Он первый исполнитель этой и многих других песен композитора Г.Комракова, с которым его связывали творческое содружество и просто дружба, как и с поэтом А.Михайловым, с коллегой Семёном Дьяконовым, первым эвенским оперным певцом, с которым они всегда вместе гастролировали по республике.

По духу интернационалист, певец всю жизнь служил искусству многонациональной Якутии. Но вот мелодии тундры, её радость и боль составляют особый и крупный пласт в творчестве певца – центральная программа «Крик белого журавля», записанные пластинки, диски, изданные сборники. Александр Парфеньевич признавался: «Все эти песни прошли через моё сердце, через мою душу, я влюбился в культуру малочисленных северных народов и считаю, что у неё большое будущее». Он первым из оперных мастеров ощутил уникальность музыкальной культуры коренных народов Севера. Вывел её на большую профессиональную сцену и многое свершил для её обогащения и развития. Он пел на пяти языках оригинальных текстов!

О судьбах народов

Эта миссия выпала Самсонову в силу притягательности его человеческой и творческой личности. Над созданием песен с ним работал цвет творческой интеллигенции коренных северных народов: плеяда юкагирского рода Куриловых, эвенские поэты – братья Кривошапкины, переводчики и учёные В.Лебедев, В.Белолюбская (Аркук), В.Кейметинов (Баргачан), народная певица Е.Бокова, эвенкийские авторы Н.Калитин, А.Мыреева, Н.Докалова и многие другие.

С энтузиазмом работали привлечённые Самсоновым композиторы Г.Комраков, Н.Берестов, В.Кац, Е.Неустроев, В.Ксенофонтов. А он своим талантливым исполнением вскрывал тонкие смыслы, эмоциональные струны в восприятии человеком Севера текущего времени и его размышлений о судьбе родного народа.

Его мягкий, благородный баритон, проникая в сердца слушателей Чокурдаха ли, Якутска ли или Колонного зала Москвы, говорит о народах, преданных тундре, заветам кочевой жизни предков, о ни с чем несравнимой красоте арктической природы и о насущных проблемах выживания малочисленных народов.

«Моему ангелу-хранителю…»

Кипучую деятельность Александра Парфеньевича всегда вдохновляла его супруга, освобождая от всех забот быта. С ней он прошёл весь свой земной путь и успел высказать всю свою признательность и благодарность своей последней книгой-фотоальбомом «Путь в профессию»: «Моему ангелу-хранителю, моей любимой жене Галине Ивановне Самсоновой посвящается… мне очень повезло, благодаря её поддержке и пониманию я стал певцом…»

Эта девятая книга «Путь в профессию», изданная на личные средства А.П.Самсонова в 2023 году тиражом всего в 25 экземпляров, требует незамедлительного переиздания. Считаю, такие книги должны быть в каждой библиотеке республики.

А к 90-летию Александра Самсонова Издательский центр Национальной библиотеки РС(Я) в апреле этого года выпустил первую электронную книгу, посвященную 80-летию Великой Победы. Десятая книга певца появилась по предложению вдовы Галины Ивановны Самсоновой, предоставившей автору этих строк и составителю сборника семейный архив благодаря финансовой поддержке сына Александра Александровича, сканам фотографий, переданным внучкой Марией. Поводом послужил большой материал личного архива, собранного самим певцом за многие годы. Самая ранняя статья о нем датируется апрелем 1967 года – он еще студент Московской консерватории, а последняя — маем 2024-го…

В завершение же хочется сказать: вполне естественна и правомерна идея общественности о памятнике якутскому Певцу Победы, или Песне Победы, символом которой он являлся, на площади, которая давно срослась с его голосом в «Майских вальсах» в честь Победы и павших героев. Его голос как будто вдыхал жизнь в каждое имя солдата из списков на гранитных плитах, каждый из них был в его песнях среди нас.

Лира Габышева, заслуженный деятель искусств РС(Я)

P.S. 16 мая в камерном зале Театра оперы и балета пройдет концерт памяти Александра Самсонова: ведущие и молодые солисты исполнят прославившие его арии из опер «Манчаары», «Лоокут и Нюргусун», «Евгений Онегин», «Иоланта» – и песни советских и якутских композиторов о войне и Победе.

– Я знал Александра Парфеньевича с 1970 года, когда он, молодой солист, только начинал свой путь на оперной сцене, – говорит режиссер Прокопий Неустроев. – Поэтому я подобрал такую программу, чтобы напомнить зрителям о том, как он исполнял ведущие партии в классических операх. И конечно, прозвучат «Огонек», «Журавли», «Случайный вальс», «Майский вальс», «День Победы» и другие песни, посвященные Великой Отечественной.

В концерте примут участие Николай Попов, Александр Емельянов, Юрий Баишев, Григорий Петров, Владимир Павлов, Николай Ефимов, Петр Бучугасов, Алексей Иванов, Василий Пинигин, Альбина Борисова, Анна Дьячковская, Екатерина Захарова, Феодосия Шахурдина, Анна Згонникова, Екатерина Корякина.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
11 мая
  • 13°
  • Ощущается: 11°Влажность: 33% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: