Превратить женщину в мужчину и, наоборот, актера в Бабу Ягу, черта, русалку, эльфа – этим мастерицам подвластно любое преображение. И для этого им не нужна никакая волшебная палочка: их ловкие руки, воображение, пытливый ум и без нее способны сотворить любое чудо.
Феи театра
Ваира Аргунова 13 лет работает в Государственном театре оперы и балета РС(Я). Она заведующая гримерно-постижерным цехом и знает об искусстве грима, макияжа и создании прически все. Как и четыре ее коллеги: Евдокия Винокурова, Сардана Олесова, Яна Лаптева и Сахая Васильева. Они не делятся на парикмахера, гримера, визажиста, постижера. Каждая умеет делать все из перечисленного.
Эти пять женщин – феи театра, к которым спешат артисты перед спектаклем. В их маленькой комнатке творится волшебство: сюда входит один человек, а выходит совершенно другой.
Словарь
Постиж – это декоративное изделие из волос. Изготавливаться может не только из натуральных, но и из искусственных волос. Под словом «постиж» понимают все изделия из волос: парики, полупарики, шиньоны, накладки, локоны, косы, бороды, усы, баки и прочее.
К слову, о гримерной. Она узкая и небольшая. Вдоль одной стены тянется длинное зеркало. На столе перед ним лежат бесчисленные кисточки, краски, баночки, спреи для волос, расчески, заколочки, салфетки, силиконовая кожа и какие-то непонятные штучки. Даже нитки в пакетике валяются.
«Из этих ниток мы делаем вены», – объясняет Ваира и показывает на свою руку, на которой вздулись искусственные вены.
Вообще, вся комната завалена всякой всячиной. На полках теснятся коробки, полные разного реквизита. У одной стены стоит огромный шкаф до потолка. Открываешь его, а там множество цветных париков и кос разной длины. В ящиках комода – усы, бороды, бакенбарды, локоны.
Каждый ящичек и коробочка в этой волшебной комнате скрывают что-то невероятно интересное и необычное. Так и хочется покопаться в этой сказочной кладовой. Потрогать и, может, даже примерить на себя. И все это сделано руками мастериц.
Пластиковые трубы для локонов
«Мы используем все! Главное в нашем деле – изобретательность и фантазия, – делится наша собеседница. – Даже манную крупу как-то пускали в ход. Посыпаешь ее на лицо, и получается иней. Как в этом фильме с Ди Каприо. Как же он назывался?»
«Выживший», – подсказывают ей девушки в гримерной.
«Да, точно! У него же там все лицо заиндевевшее. Вот такое делали. А скоро у нас будет постановка «Ньургун Боотура». Там у девушки будут вот такие косы до пят, – показывает она. А на вопрос, как они делают такие длинные косы, отвечает: – Плетем на специальном станке. Волосы натуральные. Стрижем для этого артистов, знакомых, близких».
Хотя не всегда парики и постиж делают из натуральных волос. Порой их создают из искусственного материала. Тут Ваира поделилась со мной одним опытом из своей практики.
«Однажды нам дали эскиз парика, где надо было закрутить локоны. А материал был искусственный и обычная плойка его не берет, это тебе не натуральные волосы. Перепробовали разные варианты. А лучше всего оказались… пластиковые трубы! Взяли строительный клей, намотали искусственные волосы на трубу. А потом, когда клей высох, убрали трубу – и получился такой красивый локон. Тоже выход из ситуации».
Всеми необходимыми материалами и инструментами их обеспечивает театр. Ваира как заведующая цехом обсуждает с режиссером репертуар на ближайшие месяцы — героев, какие у них будут образы. Возможно, это будет что-то фантазийное, многослойное и сложное. А возможно, просто белое лицо или вообще без грима.
Затем мастерицы обсуждают, как воплотить задумку в жизнь. Ходят по магазинам с самым разным ассортиментом, смотрят, прикидывают, что может пригодиться, а что нет, и выбирают.
«Потом заказываем: нужно столько-то метров этого, столько-то штук того. Блестки там, краски для волос, грим и др. И нам покупают», – рассказывает рукодельница.
«А если дадут задание сделать то, что вы никогда раньше не делали, как вы создадите такое?» – спрашиваю я.
«В таких случаях и днем, и ночью, и даже во сне думаешь. И Гугл в помощь, конечно. В самых сложных случаях, если вообще не получается, звоню своим преподавателям из «Ленфильма» в Питере, которые меня обучали», – объясняет Ваира.
Пользуясь моментом, я прошу ее рассказать, как она пришла в эту необычную профессию.
56 париков на один мюзикл
«По образованию я режиссер театрализованного представления. Окончила колледж культуры, куратор – Карасева Галина Ивановна. В Театр оперы и балета пришла в 2010 году. До этого окончила курсы парикмахеров. И сюда меня, по правде говоря, изначально взяли парикмахером. Тут три женщины преклонного возраста работали, а я была четвертая, молодая. И конечно, к новому человеку все артисты потянулись, просили: давай покрась меня, давай!
А я же до этого красила просто. Долго работала в клубах, была организатором по воспитательной части в ЯГИТИ. Родила, потом меня сюда позвали. И тут я поняла, что мне надо учиться. Записалась на курсы в «Ленфильм». Потом дальше и дальше, заразилась этой идеей и уже каждый год ездила учиться – в Москву, Питер и т.д. Последний был онлайн-курс в Государственном институте театрального искусства в Москве. Но оказалось, что мы и так все знаем и умеем», – рассказывает Ваира.
Мастерство якутских искусниц ценят уже и в других городах России. Так, в прошлом году Екатеринбург заказал им целых 56 париков к своему мюзиклу. И поставил невероятно короткий срок – 28 дней. Это по два парика в день. Чтобы успеть к назначенной дате, якутянки позвали в срочном порядке на подмогу коллег из других цехов. Пришлось попотеть, но к сроку успели.
«Еще бывает, приезжают к нам с постановкой из центральных городов России. Сперва относятся как-то с пренебрежением: что они там могут, ничего не умеют, наеврное. А потом смотрят на нашу работу, узнают. И после этого уже: «Вау-вау! Как вы это делаете? Вот не зря же говорят, что якуты все талантливые!» Как-то один режиссер после спектакля ходил и цветами нас заваливал», – вспоминает наша собеседница.
Профессионалы высокого класса
Сейчас без их участия в республике не проходит ни одно масштабное культурное мероприятие. Тот же Ысыах Туймаады, те же «Дети Азии» – к ним обращаются каждый раз и там, и там.
Ну и, конечно, их зовут работать в кино. Исторический фильм «Тыгын Дархан», ужастик «Иччи» – вы могли видеть их работы в этих картинах.
«Я обожаю свою работу, – говорит Ваира. – Люблю новые проекты, люблю сложности, когда больше думаешь, и включается фантазия. А когда одни и те же постановки, ты это уже наизусть знаешь, с ходу можешь сделать. А вот когда новые проекты, тогда уже начинается самое интересное».
Вдохновение она черпает из кино и от природы. Ходит по городам, музеям, изучает эпохи и т.д. Но чужие работы старается не смотреть. Говорит: вдруг там есть авторское право. Оказывается, такое тоже бывает – авторское право на образ. Да и вообще не хочет повторять других, лучше придумать что-то свое.
«А что самое сложное в вашей работе?» – спрашиваю я.
Моя собеседница на минуту задумалась.
«Даже не знаю… Наоборот, сложности мне интересны… – ответила она. А потом, еще немного подумав, добавила: – Самое сложное, кстати, когда артисты капризничают. Ты хотела сделать это, а ему не нравится. Режиссер или художник-постановщик требуют от меня сделать что-то, а артист не хочет. Все же хотят быть красивыми, а по роли ее надо превратить в старуху или вообще в отрицательного героя. А она не хочет. Иногда даже ресницы клеят, а это им нельзя, если ты играешь отрицательного героя. И вот это бывает сложно – уговорить человека. У тебя уже руки опускаются. Говоришь режиссеру, он разговаривает с артистом, и тогда он соглашаются. А тебя не слушают».
«А вот бывают же разные конкурсы в школе или тот же Ykt Geek Fest. Вы там участвуете?» – интересуюсь я.
«Уу, для нас это просто. И, главное, все есть под рукой. Но зачем? Мы же профессионалы. Зачем соревноваться? А так да, я ходила на Geek Fest, смотрела работы. Очень красиво», – оценила она труд участников фестиваля.
Мастер-классы
На днях Ваира с коллегами провели мастер-классы для желающих. Учили делать вечернюю прическу, макияж, грим. Набрали всего пять человек: больше в гримерной не помещается. Правда, желающих оказалось довольно много. Они продолжали звонить и на третий, и на четвертый день обучения.
«Записываются в основном девушки. Нет, это не профессиональные парикмахеры и визажисты, совсем разные люди. Вот Антонина, к примеру, у нас работник медицины. А Мария, вообще, экономист. Есть еще одна девушка – артистка цирка. У них, оказывается, нет своего гримера, просто нет такой ставки. И они сами себя красят. Поэтому пришла учиться, так как для работы нужно», – рассказывает Ваира.
Я интересуюсь у присутствующих учениц, что побудило их прийти на эти курсы.
«Для себя, просто интересно», – отвечает Антонина.
А Мария, как оказалось, играет в любительской актерской студии в Доме дружбы народов. И у них тоже нет гримера. А вы бы хотели научиться этому искусству?
К слову, с 25 сентября начнется показ спектакля «Ньургун Боотур». Вы можете оценить на нем работы Ваиры и ее коллег. К примеру, ту же косу до пят. Теперь вы знаете, кто создает это волшебство преображения.
This post was published on 11.09.2024 12:33