«Время мамонта»: о якутской лошади из Скандинавии, инопланетянине из Амги и терпеливых японцах
К этим экспонатам очереди в Японии выстраивались – мама не горюй. Хотите конкретных цифр? За 14 месяцев в Токио и Киото их посмотрели 7,5 миллионов посетителей. И что же вызвало такой ажиотаж? То, что можно увидеть сейчас в Национальном художественном музее. Речь о выставке «Время мамонта».
«Броня крепка»
Откроем секрет: мамонта посетитель видит в последнюю очередь, предварительно познакомившись с другими его современниками, в числе которых уникальный экспонат – Саша, первый и единственный в мире детеныш шерстистого носорога с хорошо сохранившимися мягкими тканями. Имя свое он получил в честь нашедшего его в Абыйском улусе Александра Бандерова.
Ученые поначалу думали, что носорожку около двух лет, но последние исследования показали, что ему не было и года, пояснил научный сотрудник лаборатории исследования мамонтовой фауны Академии наук РС(Я) Станислав Колесов. Судя по зубам, он только начинал приступать к травяному корму, все еще предпочитая молоко матери – у него даже рога на мордочке стерты. У нынешних «Саш» это происходит, когда во время кормления детеныш трется о брюхо матери, а оно у мамаши – как броня. И вообще носорожиха подобна танку – что современная, что плейстоценовая. Это одно из самых агрессивных животных, потому детенышей шерстистого носорога почти и не находят – под такой защитой они благополучно вырастали. Только вот Саше не повезло – ученые выявили у него болезнь коленных суставов (как тут не вспомнить, что здоровых нет – есть недообследованные), а в дикой природе все просто: не можешь быстро бегать – никакая мать не спасет, даже самая бронетанковая.
«Тигр в разрезе»
Предположительно, носорожек пал жертвой пещерных львов, поэтому некоторая часть туши обглодана (хотя основная часть сохранилась очень хорошо). По всей видимости, малыш при этом свалился в расселину, и львы объели только то, до чего смогли дотянуться, а в наше время свою лепту вносили современные хищники, пока Александр Бандеров не спас его для науки.
Перед экспонированием в пострадавший правый бок вставили пластиковые внутренности (сразу вспоминается «Тигр в разрезе» из фильма «Полосатый рейс»), но в НХМ он стоит этим боком к стене, в случае же кругового обзора, по словам Станислава Колесова, посетители, бывает, кривятся: «Да ну, муляж…» А у него и шерсть настоящая, и копытца, и стертые рожки. Кстати, шерсть, как оказалось, промыли шампунем. «Хорошим», — уточнил Станислав Дмитриевич. Ну конечно — выйти в свет через столько лет, представляя собой «лицо» плейстоцена — обычным шампунем тут никак не обойдешься.
«Чужой»
Взгрустнув над судьбой носорожка, подходим к черепу взрослой особи шерстистого носорога, которые часто находят в центральной Якутии, Амгинском, Чурапчинском, Хангаласском улусах. Лет пять назад во время купания в Амге дети нашли такой и решили, что это бренные останки инопланетянина. Как рассказал Станислав Колесов, родители тоже были уверены: «Чужой!» Ученым пришлось их разочаровать. А недавно у нас откопали носорожий рог, превышающий рост человека, и он, в отличие от современных, саблевидный. Вы только представьте себе битвы этих «саблистов» во время брачного гона!
Кстати, о гоне. Возле черепа ископаемого бизона, предка современных зубров, который был больше двух метров в высоту и три метра в длину (а размах рогов — не обхватить и взрослому мужчине), нас проинформировали, что погибали эти гиганты в основном в ритуальных брачных боях. Измельчавшие же потомки предпочитают выяснять отношения по-другому — показательно выкорчуют с корнем дерево, навалят кучу навоза, чтобы соперник, взглянув на эту «инсталляцию», подумал: «Пойду-ка я отсюда».
А вот плейстоценовая лошадь по экстерьеру была похожа на современную якутскую, но генетические исследования показали, что она не является ее предковой формой. Якутская лошадь, по последним данным, происходит из… Скандинавии. Станиславу Дмитриевичу пришлось повторить это дважды, ибо аудитория отказывалась верить, что наше национальное достояние – совсем не из той степи.
Бульдозером – по «Анатолию»
Переваривая информацию об исторической родине якутских лошадей, доходим до скелета чурапчинского мамонта, найденного в 1991 году недалеко от поселка Диринг. На вопрос «как его зовут?» сотрудник Академии наук отвечает: «Никак. В то время у нас не знали, что можно дать находке свое имя. Если бы знали, стоял бы тут сейчас какой-нибудь «Анатолий».
Вообще тогда многого не знали, в том числе – как правильно извлекать таких гигантов. Прикинув, сколько придется махать лопатами, подогнали бульдозер и, разумеется, несколько костей повредили. Но 80% костей «Анатолия» – родные, только задние ноги подобраны от других мамонтов.
Обратив наше внимание на то, что череп мамонта выглядит так, будто посередине – единственная глазница, Станислав Колесов поясняет, откуда произошли легенды о циклопах: не зная, как выглядели мамонты, люди раскладывали найденные кости по человеческому образу и подобию, получая одноглазого титана устрашающих пропорций.
Последнее, что мы узнали об «Анатолии» — было ему лет сорок, самому же старому из найденных мамонтов — 54 года. Может, они жили и дольше, но таких «аксакалов» пока не обнаружили. А умирали эти древние представители мегафауны оттого, что зубы их полностью стирались. Между прочим, сменялись они шесть раз, но когда шестая «смена» подходила к концу, заканчивалась и жизнь мамонта, которому нечем было пережевывать пищу.
Плейстоцен и жилищный вопрос
Засим нас подвели к хижине первобытного человека из костей мамонта и бизона. Из-за малого размера Станислав Дмитриевич даже назвал ее «квартирой-студией». Оно и понятно – «коттедж» в музейный зал не впихнешь.
Впервые ее поставили в Японии, где к ней, как было сказано выше, не зарастала народная тропа. Хотя японцы возле всех без исключения экспонатов простаивали ну очень долго – в немалой степени из-за того, что знакомство с экспозицией у них принято начинать с чтения сопроводительного текста на этикетках. У нас на них никто и внимания не обращает, а там их изучат от первой буквы до последней точки, потом «зависнут» перед экспонатом, долго и обстоятельно рассматривая его со всех сторон, пока остальные ждут-пождут. Дотошный народ, ничего не скажешь — и терпеливый.
В краю родных осин все происходит быстрее и проще: подошел, потрогал, решил, что бутафория, и ушел, не оглядываясь. Особым скептицизмом отличаются москвичи — смотрят на стокилограммовый бивень мамонта и цедят через губу: «Пластик!»
А к какой категории относитесь вы? Кстати, выставка «Время мамонта» работает в основном здании НХМ до 13 октября. Успевайте, если еще не видели!
И этикетки не игнорируйте — там приведена информация, которой здесь нет.
P.S. И само собой, Саша, «Анатолий» и все-все-все там еще и в окружении соответствующих картин, ведь это совместная выставка Национального художественного музея и Академии наук РС(Я).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: