День работников дорожного хозяйства отмечают строители, инженеры, проектировщики, ремонтники и обслуживающие дороги сотрудники, а также работники предприятий, которые изготавливают материалы для строительства дорог.
Благодаря дорожникам становятся ближе дальние расстояния, дольше служит автотранспорт, вовремя доставляются посылки и грузы. Особенно это важно на огромной территории нашего северного региона, где зачастую нужно проехать тысячи километров, чтобы добраться до места назначения.
Вероятно, нигде больше так не понимают и не ценят работу дорожников, как в Якутии. А если говорить об Арктике, то там они буквально каждую зиму сохраняют посёлки, которые ждут топлива для котельных и электростанций, да и жизни людей, которых на перевалах застаёт пурга. Ведь первыми пробиваются через спрессованный ветром снег к застрявшим на зимниках автомобилям именно дорожники.
Положительные перемены, за которыми стоит тяжелейший труд строителей дорог и мостов, видны в Якутии невооруженным глазом. К примеру, ещё не так давно федеральная трасса «Лена» имела сомнительную славу одной из десяти худших дорог мира.
Сегодня же она пусть и не идеальна, но уже вполне на уровне. Да и вообще, все федеральные трассы в республике постепенно приходят в нормативное состояние. Но, тем не менее, работы на дорогах в самом большом регионе страны и с самыми сложными условиями эксплуатации с лихвой хватит ещё не одному поколению дорожников.
Справка
Протяженность автодорог общего пользования на территории республики составляет 38,9 тыс. км, из них:
- 3,6 тыс. км – федерального значения (9% от общей протяженности);
- 13,1 тыс. км – регионального значения (34 % от общей протяженности);
- 22,2 тыс. км – муниципального значения (57 % от общей протяженности).
Дороги стали маркером изменений
К дорогам у нас в России отношение общества, как известно, скептическое, а по известному выражению классика они и вовсе вторая беда страны.
Но ведь, пожалуй, зря. По крайней мере, в наши дни. Ведь в последнее десятилетие именно автодороги стали одним из заметных маркеров, который показывает развитие нашей страны.
Существенные объёмы
Во многом это стало возможным потому, что в последние годы реконструкция опасных и ненормативных дорог в нашей стране стала национальным проектом, инициированным президентом страны Владимиром Путиным и получившим название «Безопасные и качественные дороги». Бюджет этого нацпроекта с 2019 по 2024 годы составил 440 млрд рублей. Доля Якутии за весь этот период – 34 млрд рублей.
Это весьма солидные деньги и существенные объёмы – 1242,4 км автомобильных дорог и 202,3 км улично-дорожной сети города Якутска, за период действия программы приведённые в соответствие ко всем строгим стандартам и нормам.
Причём исполнение нацпроекта находится под пристальным вниманием «ока государева» и прочих надзорных органов, так что работы здесь сдают четко в срок и при надлежащем качестве.
Региональные дороги на федеральные деньги
В Якутии уделяют особое внимание бесперебойному автотранспортному сообщению. Так, по указу Главы республики Айсена Николаева к 2030 году в регионе необходимо в четыре раза (!) повысить наземную транспортную доступность с круглогодичным выходом на магистральную сеть автомобильных и железных дорог России.
В части приведения в норматив региональных автодорог отмечу, что все объекты 2024 года реализуются в рамках национального проекта БКД. В этом году основные дорожные работы идут на республиканских автомобильных трассах «Амга», «Умнас», «Нам», «Мухтуя» и «Яна». К концу года ожидается ввод участков общей протяженностью свыше 150 км.
Среди этих дорог можно выделить два самых масштабных капитальных объекта, которые реализуются в этом году. Это реконструкция участков республиканских дорог «Нам» (с 7 по 11 км) и «Умнас» в пределах города Якутска. Оба участка получат по четыре полосы движения, автобусные остановки, тротуары, наружное освещение, необходимые объекты дорожной безопасности и, впервые в республике – шумозащитные экраны.
На 1 октября в республике дорожники отремонтировали пять объектов. Тогда же были завершены основные конструктивы на оставшихся 14 объектах. По плану сдача большинства участков ремонта и реконструкции автомобильных дорог ожидается к концу октября.
Отдельно отмечу то, что в текущий дорожно-строительный сезон набрали хороший темп ремонтные работы на автодороге «Амга». Дорожники укладывают асфальтобетонное покрытие на протяжении 17,2 км в Мегино-Кангаласском и Амгинском районах.
И 100 километров сверх плана
Немаловажно и то, что наряду с ремонтом и реконструкцией дорог приводятся в нормативное состояние мостовые переходы. Всего после реконструкции и ремонта будут сданы 7 мостов в Кобяйском, Томпонском, Сунтарском, Оймяконском и Мирнинском районах республики. До 1 октября введены в строй мостовые сооружения через реки Хатынг- Юрях, Ольчан, Орто-Харыялах и Куччугуй-Харыялах. Кроме того, мостостроители отремонтировали мост через реку Куйдусун. На очереди сдача новых мостов через реки Вилюй и Чуоналыр.
К слову, все объекты реконструкции и ремонта автомобильных дорог и мостовых сооружений сопровождаются строительным надзором и контролем со стороны независимых организаций.
В целом, если говорить о реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Саха (Якутия), то он стал для логистики республики по-настоящему прорывным. Участие в нём федерального целевого финансирования позволило в разы увеличить объём дорожного строительства и реконструкции трасс по всей республике.
В целом реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019-2024 годы позволит повысить долю автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям регионального значения, с 31,9% до 40,6%, а в городе Якутске – с 31,7% до 85,3%!
Всего до 2024 года на региональных автомобильных дорогах планируют построить, реконструировать и отремонтировать 1107,73 км и 203 км улично-дорожной сети Якутска. В этом году сдают более 184 км автодорог. И что отрадно, показатель нацпроекта будет перевыполнен более чем на 100 километров.
Особые трассы Заполярья
В Якутии есть одна уникальная в своём роде организация, которая обслуживает сразу девять заполярных районов – Абыйский, Аллаиховский, Верхоянский, Момский, Верхнеколымский, Нижнеколымский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский. Это казённое предприятие «Дороги Арктики».
Если судить по обслуживаемой территории, то вряд ли где-то в мире ещё есть такой монополист, который смог бы взять под своё крыло участок земли, вмещающий с десяток европейских государств. И это Арктика, где дорог в широком понимании этого слова фактически нет. Где каждый год т.н. «сезонные автодороги», а в народе автозимники – надо делать заново.
На долю предприятия приходится около 53% всей протяжённости автозимников Якутии. Если говорить в абсолютных цифрах, то это 8178,17 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, и из них только 477 км имеют твёрдое (грунтовое) покрытие, а ещё 7 тысяч 700 км – это автозимники.
Конечно, самый сложный и напряженный период работ для дорожников Арктики, когда на счету каждый человек и каждая единица техники – это зима. Но дорожные работы на Севере не прекращаются никогда. Даже летом ведется активный ремонт дорог и мостов на круглогодичных участках трасс.
Осенний период – пора, когда арктические дорожники приступают к подготовке автодорог к зимнему периоду. Заготовка материалов, планировка грунтового основания автозимников, устройство спусков к водоёмам, обустройство временных деревянных настилов на опасных участках, изготовление стоек дорожных знаков и указателей.
В этом году основные работы велись на автомобильной дороге Усть-Куйга – Депутатский Усть-Янского района. Если говорить об этой круглогодичной трассе, то она, пожалуй, самая малоизвестная арктическая дорога, которая действует и летом. О ней мало знают даже якутские автолюбители и путешественники. Ведь чтобы добраться до неё в тёплое время года, надо доехать водным транспортом по реке Яне до Усть-Куйги. Ну или долететь самолётом до Депутатского.
Но как прекрасна эта дорога летом, когда она идёт прямой струной по широкой тундре, где гуляют медведи, или когда петляет по горным перевалам, на которых за дикими оленями охотятся полярные волки, бежит по сопкам, прижимам, пересекает быстрые речки, где резвятся хариусы…
Протяжённость трассы составляет 228 км, интернет-справочники пишут, что дорога на автомобиле по ней займёт около 3 часов 15 минут (если ехать со средней скоростью около 70 км/ч). Хотя на самом деле, в среднем, будет не меньше пяти часов. А зимой, если попадёшь на перевале в пургу, то есть все шансы засесть там на пару дней, пока не доберутся трактора дорожной службы. Но, если бы не кошмарные тучи комаров и мошкары, я бы позавидовал дорожным рабочим, которые трудятся на этой дороге в летние месяцы…
К вопросу о «Колыме» и «Вилюе»
Этой осенью после прошедших дождей две эти федеральные трассы стали проклятием для водителей, которым пришлось по ним передвигаться с грузами или пассажирами.
Вопросы дальнейшей эксплуатации федеральных трасс «Колыма» и «Вилюй» Глава Якутии Айсен Николаев обсудил на встрече с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым в Москве.
Жалобы на состояние дорог федерального значения в республике в последние годы участились, несмотря на асфальтирование всё новых участков.
Причинами этого стали возросшая интенсивность дорожного движения и увеличение количества большегрузных машин. На отдельных участках с грунтовым покрытием при сильных осадках происходит простой транспорта. Наиболее сложная ситуация наблюдается на трассе «Колыма» – от села Чурапча до реки Алдан в Томпонском районе.
Для того чтобы разрешить ситуацию, руководители договорились об увеличении финансирования на содержание дорог. Также Айсен Николаев и Роман Новиков говорили о необходимости поэтапного ввода весогабаритного контроля и увеличения запаса материалов для оперативной ликвидации последствий паводка и других экстренных ситуаций.
Пятилетка трассы «Нам»
Более 40 км региональной автодороги «Нам» приведут в нормативное состояние в течение пяти лет, начиная с этого года.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», в этом сезоне в Намском улусе проводился ремонт сразу на нескольких участках автодороги «Нам». Полностью дорогу отремонтируют до конца 2028 года.
В ближайшие два года уложат 4 км асфальтобетонного полотна между населенными пунктами Хатырык и Маймага с устройством наружного освещения. Уже сейчас объявлены торги на проектирование участка.
В этом году после реконструкции введут 14 км дороги между селами Хамагатта и Намцы с укладкой асфальтобетона, а также между селами Маймага и Тюбятцы в песчано-гравийном исполнении. Вместе с этим дорожники отремонтируют 1,2 км улично-дорожной сети в селе Намцы.
На участке дорожного ремонта автодороги с 74,1 по 78,5 км дорожники завершают второй слой асфальтобетонного покрытия. По информации Управления автодорог республики, подрядная организация РИК «Автодор» сдает объект нацпроекта в октябре с опережением графика на 12 месяцев. Это позволит подрядчику на год раньше начать ремонт дороги с 33 по 39 км в следующий дорожно-строительный сезон.
В целом, с 2019 по 2023 годы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» на автомобильной дороге «Нам» приведено в нормативное состояние свыше 64 км. Также дорожники должны сдать дополнительно 5 км региональной автодороги в дополнение к участку с 133 по 143 км.
– Работы выполняются по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». На сегодняшний день 10 км готовы к сдаче. До конца октября подрядчик планирует сдать ещё пять километров, – сообщили нам в Управлении автодорог республики.
Таким образом, в этом году подрядчик ООО ГК «Уйгу-Быйан» приведет в норматив дорогу со 133 по 148 км. В окончательном виде объект получит дорожную одежду из щебеночно-песчаной смеси, 593 п.м. барьерных ограждений и 30 дорожных знаков. В следующем году дорожники продолжат ремонт РАГ «Нам» до 153 км.
This post was published on 20.10.2024 11:00