Воспитываем, обучая: на чем акцентировали внимание педагоги во время августовского совещания

Воспитываем, обучая: на чем акцентировали внимание педагоги во время августовского совещания

Читайте нас

В этом году традиционное августовское совещание работников образования Якутии началось с онлайн-встречи министра образования и науки республики Михаила Сивцева с членами детского совета, кружка «Юный правовед» Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне». И это неспроста, ведь нынешняя встреча педагогов посвящена воспитанию поколений: консолидации институтов гражданского общества и профессиональных сообществ.

Школа будет воспитывать

С 1 сентября 2021 года российские школы начнут работать по стандарту основного общего образования, который обеспечивает личностное развитие учащихся, в частности, патриотическое и трудовое воспитание. Воспитание станет частью учебного процесса и внеурочной деятельности.

Интересно, что думают сами школьники о своей школьной жизни? Оказалось, дети хотят быть активно вовлечёнными в общественную жизнь школы, села, города, республики. Так, активисты детского движения предложили более активно развивать детский киберспорт в Якутии, проводить соревнования по компьютерным технологиям, организовать детское лесничество для помощи в предотвращении лесных пожаров, озвучили проблемы дистанционного образования из-за нестабильного Интернета. Представители северных улусов говорили о том, что из-за дороговизны авиабилетов, отсутствия транспорта не могут принимать участие не только в республиканских, но и улусных мероприятиях. Дети говорили и о строительстве новых школ, нехватке педагогических кадров, желании учиться новому, интересному.

В Якутии более 148 тысяч обучающихся. Тема воспитания молодёжи обсуждается не в первый раз на августовских совещаниях. В принципе, в республике достаточно много учреждений, занимающихся воспитанием детей. В Якутии одной из первых в стране в 2013 году возникло Единое детское движение «Дьулуур» («Стремление»), впоследствии влившееся в Российское движение школьников. Сегодня в его деятельность вовлечено более 130 тысяч школьников республики. На территории региона активную работу с детьми проводят Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне», Малая академия наук РС(Я) и другие учреждения.

По словам министра образования и науки республики Михаила Сивцева, в системе образования функционируют также 284 военно-патриотических клуба, семь кадетских классов, 54 поисковых отряда, 11 казачьих клубов; 167 юнармейских отрядов в 87 школах.

Несмотря на это, проблема выстраивания системы воспитания остаётся актуальной и требует пристального внимания. И проблема наблюдается не только у нас в республике, но и в целом по стране.

Не зря министр просвещения Сергей Кравцов во время прямого включения во время августовского совещания педагогов озвучил, что в наступающем учебном году воспитательной работой с детьми займутся специальные советники директоров школ.

– Мы будем их поддерживать, а лучшие практики впоследствии распространим на всю страну. Прошу региональные министерства помочь им организовать работу, – сказал глава ведомства.

Эксклюзив для школ

Глава региона Айсен Николаев традиционно выступил с приветственной речью на пленарном совещании. Ил Дархан обозначил ряд приоритетных задач, стоящих перед системой образования, и пути их реализации. Он подчеркнул, что несмотря на отдельные успехи наших школьников и неплохие результаты ЕГЭ, в рейтинге Рособрнадзора по сводному показателю качества образования республика находится на 49 месте.

– Ситуация, когда некоторые школы республики входят в число лучших по стране, а ряд других не может предоставить ученикам даже базовые стартовые возможности, должна измениться в корне, – подчеркнул Айсен Николаев.

В связи с этим Министерству образования и науки республики до конца текущего года поручено представить программу повышения качества образования с конкретными индикаторами и мероприятиями. Профильным министерством также будет проработан план по улучшению результатов государственных итоговых испытаний.

– Считаю необходимым разработать для каждой школы эксклюзивный план развития для оказания адресной помощи, будь то кадровое подкрепление, материально-техническая или методическая помощь. Это позволит школам целенаправленно и результативно работать над своими проблемами в интересах учащихся и в целом достичь поставленной цели – войти в число 15-ти лучших регионов страны по качеству образования, – сказал Айсен Николаев.

Учителя должны учиться

Проблема с кадрами также остаётся актуальной для республики. Глава региона напомнил, что для поддержки и повышения профессионального мастерства педагогов в Якутии продолжается реализация программы «Земский учитель», по которой до 2023 года будет выделено 53 квоты на 106 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов. По проекту «Учитель Арктики» в этом учебном году адресную помощь получат 70 молодых специалистов, работающих в арктических районах.

Он подчеркнул, что дети во всех районах республики нуждаются в учителях со стремлением расти и развиваться, постоянно постигать новые знания, и повышение профессионального мастерства – залог успеха учителя. С этой целью с 1 сентября начнёт работу Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Якутии.

Айсен Николаев отметил, что в ближайшие годы будут вводиться новые образовательные учреждения, должна быть реализована программа по минимизации второй смены в школах, вот почему в республике с каждым годом растёт потребность в педагогических кадрах. Он заметил, что в 2020 году впервые за последние шесть лет повысилась рождаемость в республике.

Министерству образования и науки республики совместно с Министерством по делам молодёжи и социальным коммуникациям поручено разработать реализацию мероприятий по повышению престижа и социального статуса педагога, привлечения в профессию лучших из лучших.

Задачей первостепенной важности остаётся сохранение и укрепление здоровья детей. На передний план выходят организация их качественного и безопасного отдыха и оздоровления. Так, в этом году было выделено более 50 млн рублей на реновацию детских лагерей в республике, реализуется первый в России социальный проект по созданию детского лагеря по механизму концессионного соглашения – строительство детского центра «Полярная звезда». После запуска в следующем году центр будет принимать не менее 5250 детей ежегодно.

Министерству образования и науки совместно с Министерством здравоохранения республики поручено разработать республиканскую концепцию развития системы отдыха детей, укрепления их здоровья на ближайшее десятилетие. Работу следует начать уже со следующего года.

В том числе поручено правительству республики рассмотреть возможность создания детских лагерей отдыха не только в республике, но и за её пределами, в том числе в Приморском крае и Республике Крым.

– Важно привить детям любовь к осознанной физической активности. С этой целью разработана региональная модель развития детско-юношеского спорта «Спортивная Якутия». Прошу включить мероприятия по формированию безбарьерной среды для занятий спортом детей с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшая составляющая здоровья детей – организация здорового питания учащихся. В прошедшем учебном году горячим питанием было обеспечено более 145 тысяч учащихся, это 90% от общего количества школьников. Надо идти дальше и улучшать качество питания. Для этого надо заняться организацией здорового питания детей, в том числе на основе наших местных продуктов, – подчеркнул Ил Дархан.

В целом, в предстоящее десятилетие перед региональными властями стоит задача формирования новой культуры ответственного отношения к своему здоровью. И здесь сфера образования должна стать образцом, проводником новых общественных ценностей.

Дети – будущее России

Патриотическое воспитание детей и молодёжи становится обязательной частью образования, включающего не только знания и навыки, но и формирование нравственных, духовных ценностей. В республике уже с 2019 года начал работу проект «Мы — будущее России». В этом году в рамках проекта будет создано образовательное и воспитательное онлайн-пространство, объединяющее всех детей и молодёжь республики. На этой платформе для каждого юного якутянина будет выстраиваться индивидуальная траектория развития, с доступом к лучшим ресурсам образования.

– Создание такого ресурса ставлю в качестве приоритетной задачи перед Министерством образования и науки, Мининноваций с участием Целевого фонда будущих поколений, с привлечением IТ-индустрии республики, методических структур учреждений дополнительного и профессионального образования, – отметил глава региона.

Задачи поставлены, приоритеты определены. Впереди новый учебный год со своими трудностями и радостями. Говоря о воспитательной функции школы, министр Михаил Сивцев отметил, что директорам школ важно перестроить свою работу, выстроить свою систему воспитания школьников – будущее нашей республики.

– Директора, учителя должны больше общаться с детьми, услышать их проблемы, выяснить потребности и вместе разработать план мероприятий. Дети готовы активно вовлекаться в жизнь школы. Пора перестать относиться к системе образования как к гонке за баллами ЕГЭ, как к институту для поступления в вузы. Мы должны готовить ребенка не к сдаче ЕГЭ, а к жизни, чтобы он вырос развитой, гармоничной, ответственной личностью, не пасующей перед проблемами, умеющей решать их. Это и есть воспитательный процесс, – сказал он

– Каждому учителю советую в своей повседневной деятельности применять метод наблюдения. Педагогическое наблюдение – это давно себя зарекомендовавший, но, увы, забываемый сегодня метод изучения личности школьников. Его всё реже используют педагоги, о нем всё меньше говорят методисты, его упоминание нечасто встретишь в научных статьях и монографиях. Но, несмотря на это, именно он является основным в системе организации воспитания школьников и планирования работы как учителя-предметника, так и классного руководителя;

Кроме того, считаю важным эффективно и продуктивно использовать воспитательный потенциал учебных дисциплин. В разрабатываемых рабочих программах воспитания основное внимание уделить формированию уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности, – резюмировал министр.

В эти дни участники августовского совещания продолжат работу на тематических площадках, панельных дискуссиях, обучающих семинарах и мастер-классах. По итогам мероприятия будет принята резолюция, в которой найдут отражение задачи и действия по развитию региональной системы образования.

Напомним, августовское совещание проходит с 20 по 28 августа в очно-заочном формате

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
25 апреля
  • -1°
  • Ощущается: -7°Влажность: 69% Скорость ветра: 6 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: