Более четверти века, вплоть до последних дней, работала в Национальном театре танца им. С.А.Зверева-Кыыл Уола заслуженный работник культуры РС(Я), отличник культуры РС(Я), заведующая пошивочным цехом Г.Д.Степанова.
Она пришла в театр, когда ещё он размещался в здании Якутской госфилармонии по Каландарашвили, 2, далёким июльским летом 1993 г.
Галина Дмитриевна приступила к работе в качестве портной под руководством Анатолия Николаева, в то время заведующего швейной мастерской. Ему сразу приглянулись ровные строчки, старание, увлечённость и внутренняя культура нового работника. Имея за плечами большой опыт и природный талант, она работала с усердием и энтузиазмом: через год её перевели на должность закройщицы мужских и женских костюмов, причём долгие годы на этой стезе она являлась единственной. Так начались её будни в новой для неё сфере — театральном мире.
Это были крайне плодотворные годы становления театра, только реорганизованного из Государственного ансамбля танца Якутии: поставлены десятки крупномасштабных и детских спектаклей, сотни танцевальных, вокальных, инструментальных номеров.
Аккуратная, требовательная Галина Дмитриевна собирала все эскизы костюмов и складывала в большую папку, которая сейчас находится в старинном театральном сейфе. Иногда она доставала их, раскладывая красочным веером на большом закроечном столе, что стоял посередине цеха, с любовью вспоминая героев спектаклей и концертных номеров. Артисты подходили со всех сторон, и в волшебных эскизах оживала многолетняя история.
Галине Дмитриевне удалось поработать со многими известными художниками: Леной Гоголевой, Саргыланой Ивановой, Дарией Дмитриевой, Георгием Решетниковым, Марьяной Оконешниковой, Екатериной Шапошниковой, Олегом Молчановым (Санкт-Петербург) и другими.
Художники, закройщицы и швеи приступают к подготовке нового спектакля одними из первых в театре, берутся за иглу и ножницы задолго до начала репетиций.
Обычно художник-постановщик совместно с балетмейстером обдумывает визуальную концепцию образов персонажей, что затем получает воплощение на бумаге.
Получив эскизы, Галина Дмитриевна приступала к работе – обсчитывала метраж, обговаривала с художником фактуру ткани, крой, особенности конструкции.
«Первое, что я делаю – распределяю количество костюмов, раздаю портным эскизы по столам и еду покупать ткани, – делилась Галина Дмитриевна. — Число костюмов может в два, а то и в три раза превышать число артистов, занятых в спектакле. Вот в последнем этнобалете «Киһи» задействовано 24 артиста, и каждому персонажу надо сшить костюм. Плюс у многих из них по несколько переодеваний, поскольку для массовых сцен артистов не хватает. Да ещё в постановке заняты 18 детей из ансамбля «Бриллианты Якутии» с двумя переодеваниями».
В цехе три универсальные швеи и одна закройщица. С переездом в здание Театра эстрады у них появилась примерочная. Сценический костюм должен быть не только красивым, аутентичным, но и удобным. Основная просьба артистов — чтобы костюм не сковывал движения, давал дышать и не мешал исполнять роль, потому ткани швеи подбирают дышащие, жалеют и берегут артистов. Галина Дмитриевна постоянно листала журналы, черпала идеи в интернете.
Вся работа Г.Д.Степановой поошла бок о бок с первым художественным руководителем, основателем коллектива Г.С.Баишевым, который был для неё кумиром. Галина Дмитриевна с молодых лет следила за творчеством звёздного артиста, ходила на все балеты с его участием и не предполагала, что когда-то будет работать с ним в одном коллективе. Однако это случилось, поэтому она буквально боготворила его, поддерживала во всех начинаниях, всегда прислушивалась к просьбам, советам.
Галина Дмитриевна трогательно хранила афишу, где Геннадий Семёнович, молодой и красивый, запечатлён в образе Чурумчуку. Она всегда висела на стене швейного цеха в здании Дома дружбы народов им. Кулаковского. При переезде она первым делом бережно сложила его афишный портрет, упаковала в ящик, перевезла в новый швейный цех, и он немедля занял свое место на стене.
Своими воспоминаниями поделился аксакал якутского танца Геннадий Баишев: «Во всяком театре есть работники, которых называют волшебниками закулисья. Они никогда не выходят на сцену, их не видят зрители, но без их труда не состоится ни один концерт или спектакль. Я имею в виду работников художественно-постановочной части, пошивочного цеха, и нередко среди них встречаются люди, преданные творчеству всей душой.
Мне всегда было приятно работать с такими людьми, и одной из них была Галина Дмитриевна Степанова, которая прошла с нами почти весь путь с начала создания Национального театра танца.
Очень горько осознавать, что приходится говорить «была», ведь ушла она безвременно, рано. Действительно, для коллектива её уход стал большой утратой.
…Дорога в балетный зал из моего кабинета пролегала через пошивочный цех. Там всегда царила дружелюбная атмосфера и, думаю, такой настрой задавала излучающая добро Галина Дмитриевна. Добросовестная, исполнительная, душевная женщина, от которой исходила позитивная энергетика, она всегда встречала меня доброй улыбкой, относилась ко мне с особой теплотой, уважением, и я платил ей тем же. Она была моим верным, надёжным соратником, профессионалом высокого класса. Мастерица экстра-класса в своём деле, она понимала все мои идеи с полуслова.
Даже трудно подсчитать, сколько костюмов к концертным номерам и спектаклям скроены, а порой и сшиты её золотыми руками.
Именно на таких тружениках, скромных и терпеливых, держится театр.
Память о дорогой Галине Дмитриевне навсегда сохранится в наших сердцах».
Высоко оценивает вклад Галины Дмитриевны в развитие театра художественный руководитель Светлана Бессонова, вступившая в свой 41-й театральный сезон: «С чувством глубокого уважения вспоминаю нашу дорогую Галину Дмитриевну. Она работала с начала преобразования ансамбля в театр и до последнего дня руководила очень важным цехом.
Нам очень повезло, мы всегда были спокойны и уверены в том, что Галина Дмитриевна в срок и в полном объеме выпустит всё, что было запланировано на определенный период.
Она была очень фанатична по отношению к театру и ко всему, что было в интересах театра. Бывало, на свои личные деньги приобретала запас тканей и материалов, которые использовались как для пошива, так и для ремонта костюмов.
Театральные костюмы, особенно танцевальные, имеют особенную специфику кроя и шитья. И наши мастерицы во главе с Галиной Дмитриевной постоянно искали новые методы усовершенствования костюмов для танца.
В 2004 г. Геннадий Семёнович приступил к постановке спектакля по мотивам олонхо, а мир эпоса — возвышенный, сказочный. И пластика героев олонхо в постановке Баишева – высокие полупальцы, вытянутые линии рук и ног в завершённых, чистых позициях школы.
И здесь впервые возник вопрос о женских якутских танцевальных сапогах, в которых невозможно было красиво показать позиции ног. Никто никогда такой обувью в республике не занимался. Сапожники не понимали, чего от них хотят. И что делать? Так вот наша Галина Дмитриевна сама разработала, нашла материал и сшила такие сапоги, в которых танцуют до сих пор. Конечно, за 16 лет их не раз ни латали и чинили, и она планировала в этом году сшить новые…
К артистам она относилась, как к своим детям.
Все девушки, уходящие в декрет, сразу переводились к ней на лёгкий труд.
Когда мы базировались в ДК Кулаковского, пошивочный цех был фактически единственным местом, куда танцоры могли прийти, посидеть, оставить вещи и т.д. после репетиции, так как кроме балетного зала, где они занимались в строго отведенное время, другого у них просто не было. А по вечерам частенько пошивочный цех становился для них гримёрной.
С артистами у Дмитриевны была взаимная любовь. С большой ответственностью готовила она их к гастролям, переживала за конкурсантов, пересматривая костюмы вплоть до обуви. Восхищалась красотой наших танцоров, тем, как на них сидят костюмы, и часто переживала, что не хватает финансов «побогаче» приодеть танцевальный состав. Иногда после каких-нибудь массовых мероприятий, увидев своих рядом с другими коллективами, говорила: «Мне стыдно стало, как износились, оказывается, халадаи девушек» (или рубашки парней). Между выпуском костюмов к премьерному спектаклю и большим объёмом реставрационной работы держала это в голове.
Кропотливо искала хорошую ткань, а выбор в городе у нас небольшой, и частные магазины не привозят много одного и того же материала, но если удавалось найти что-то подходящее, она изыскивала возможность выкупить, благо, за многие годы продавцы тканей стали ее хорошими знакомыми. Другой человек мог сказать: «Раз нет денег в театре, делать нечего — будем шить, когда выделят». Но это не про нашу Дмитриевну.
В 2013 г. Валентина Аммосова участвовала в конкурсе Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок Дружбы» . Буквально перед отъездом я посетовала, что один Валин костюм такой блеклый, не надеясь, что можно успеть что-то сделать, так как для второго танца шился новый костюм, и он ещё не был готов. Но Галина Дмитриевна тут же вызвала художника и начала «колдовать» над костюмом. И таких случаев можно вспоминать много… Вот такая особенная, душевная женщина и труженица была Галина Дмитриевна Степанова. Она единственная из коллектива, кого удостоили большой чести поехать в 2003 г. с коллективом в Санкт-Петербург и воочию увидеть выступление любимых артистов на Дворцовой площади.
Нам её будет очень и очень не хватать».
В 1993 г. был создан оркестр национальных инструментов под управлением главного дирижёра Николая Петрова. На протяжении 27 лет плодотворной деятельности оркестр также одевался в костюмы, сшитые мастерицами пошивочного цеха.
Из воспоминаний Н.П.Петрова: «Я знаю Галину Дмитриевну с 1993 г. В то время шла напряжённая работа по выпуску спектакля «Уруу» Аркадия Самойлова.
В пошивочном цехе кипела работа. Шилось огромное количество костюмов.
Артисты танцевали с утра до вечера в сопровождении живой музыки. Все волновались, потому что впервые выпускалась премьера первого якутского музыкально-хореографического спектакля. Премьера прошла триумфально!
С той поры поставлено уже 40 спектаклей, состоялись сотни концертов, юбилейных торжеств. Костюмы для всех мероприятий сшиты умелыми руками мастериц пошивочного цеха. Оркестрантам тоже очень важно, во что они одеты, поэтому я часто обращался с просьбами к Галине Дмитриевне.
За долгие годы для артистов оркестра было сшито несколько комплектов сценических костюмов.
С Галиной Дмитриевной было очень интересно поговорить на разные темы — и про музыку, и про костюмы, и про жизнь.
А как она любила свою работу! Как только входила в свой пошивочный цех, у неё загорались глаза.
Она очень много работала, была безупречным авторитетом и примером для коллег. Как скажет Галина Дмитриевна, так и будет».
Большой утратой считает уход Галины Дмитриевны балетмейстер Ю.М.Фёдоров, который пригласил её на работу в театр. Дело в том, что в молодости Г.Д.Степанова жила в селе Тойбохой Сунтарского района, откуда родом Юрий Михайлович, так что они были знакомы с тех времён: «Говорить про Галину Дмитриевну в прошедшем времени не хочется, но приходится.
Как летит время! 27 лет назад в театр пришла опытная швея и всей душой прикипела к людям, которые ее окружали.
С большим вдохновением работала с петербургским художником Олегом Молчановым, который был художником-постановщиком четырех спектаклей. Восприимчивая к нововведениям, с азартом старалась воплотить все его замыслы.
Галина Дмитриевна активно принимала участие и в праздничных мероприятиях театра. Приходила всегда воодушевлённая, в приподнятом настроении и обязательно с каким-нибудь вкусным блюдом.
В пошивочном цехе всё подчинялось установленному ею регламенту и порядку, и в работе она была строга и требовательна. Думаю, работать с ней было легко профессионалу и нелегко — начинающему из-за высоких её требований.
Дома тоже была центром вселенной, всё держалось на ней.
Очень любила своего мужа Валерия Егоровича, профессора СВФУ им. М.К.Аммосова, физика-атомщика. Они вырастили двоих дочерей, Нюргуяну и Ксению.
Семья Галины Дмитриевны жила в 202 микрорайоне, и она много сил и времени отдавала наведению уюта и обустройству своего жилья.
А еще Галина Дмитриевна была заядлой дачницей. Под её чутким руководством домочадцы каждое лето выращивали овощи, чёрную и красную смородину, клубнику, малину и огромное количество цветов. У нее даже яблони росли. Потом она столько варенья варила, столько заготовок делала — хозяйка!
Мы очень любили Галину Дмитриевну и всегда с теплотой будем вспоминать её».
Главный художник театра Е.Шапошникова: “У Галины Дмитриевны был очень располагающий голос, такой слегка густой и мягкий, а её неизменная улыбка излучала настоящую доброту и мудрость женщины большой жизненной силы. На вид хрупкая, невысокая ростом, стройная и легкая, в молодости она явно была первой красавицей. Всегда с изящно уложенной причёской, лёгким макияжем, в красивой кофте и с неизменной брошечкой на жилетке, которую она обожала.
По утрам она не спеша шла в цех, по пути со всеми здороваясь, и её голос излучал искренний интерес и добрый посыл, для каждого у неё находилось тёплое, не дежурное слово.
Особое отношение у неё было к артистам. Она любила их, как собственных детей, называя своими мальчиками и девочками. Всегда отзывалась на просьбы отремонтировать одежду, поставить заплатку на куртку, зашить дырку или «освежить» костюм новой тесьмой, мехом, бисером. Для проформы Галина Дмитриевна могла поворчать-пожурить, но свою работу делала с удовольствием, зная, как важно артисту хорошо выглядеть в жизни и на сцене.
Галина Дмитриевна была руководителем швейного цеха, и по долгу службы мы часто ходили по магазинам в поисках нужной ткани. Я видела, как в этот момент её глаза сверкали азартом. Ткани, фурнитура – это была её стихия, многие владельцы и продавцы магазинов знали её лично и могли под честное слово выдать материалы. Таков был авторитет человека, который на протяжении многих лет занимался своим делом.
Коллеги по цеху высоко ценили опыт мастера, и конечно, ценили как подругу за заботу и внимательность. Например, ничего не стоило Галине Дмитриевне после дачных забот по пути заехать к Марфе Никитичне и Светлане Григорьевне, чтобы поделиться новостями о семье, любимых внуках, дочерях, почаевничать, поделиться секретами ухода за цветами.
А по вечерам она созванивалась или переписывалась со мной по ватсапу про дела и проблемы на завтра. Такова была неугомонная энергия человека, влюбленного в свой театр, в саму жизнь. Думаю, что её светлый образ останется в сердцах каждого”.
В театре работает много известных артистов, среди них народный артист Якутии Дмитрий Артемьев: «Однажды после примерки костюма Галина Дмитриевна дала мне обыкновенную булавку и сказала: «Дима, прикрепляй всегда с обратной стороны, чтоб не сглазили».
С ней я разговаривал часами на любую тему. Ей первой я сообщил, что приглашён на съёмку российского фильма. Услышав эту новость, она обрадовалась и сразу заинтересовалась, какую роль я играю, в каком костюме буду.
В костюмах, сшитых Галиной Дмитриевной, я выступал во многих странах мира. После концерта зрители всегда подходили, любовались ими, выражали восхищение. Я всегда с гордостью отвечал, что сшиты они мастерицами Театра танца во главе с Галиной Дмитриевной.
Есть у меня белый костюм, костюм-трансформер, эскиз которого создала художник Марьяна Оконешникова. Белый цвет маркий, после многочисленных выступлений на ысыахах я обычно отпарываю мех и стираю костюм. И каждый раз белый мех пришивала обратно Галина Дмитриевна, иногда даже брала домой, чтобы вовремя закончить. Буквально за несколько дней до её ухода я примерял новый костюм к аргентинскому танцу «Гаучо». Галина Дмитриевна с доброй улыбкой сказала тогда: «Не беспокойся, успеем…» Галина Дмитриевна была, как мать. Мудро руководила. Всех оберегала, успокаивала, давала советы. Без нее швеям будет трудно. Она была честью и совестью театра. Всегда буду помнить её трепетное отношение ко мне, ко всем работникам театра».
С 2015 по 2020 г. главным приглашённым художником театра работал О.И.Молчанов, известный в театральных кругах Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону. Олег Молчанов – вдумчивый художник, досконально изучивший якутские костюмы героев конкретной эпохи: «Впервые с Галиной Дмитриевной я встретился в процессе работы над этнобалетом «Куллустай Бэргэн» и сразу был очарован её вниманием и добротой. Хрупкая, невысокая женщина, она будто светилась изнутри. Пошивочный цех, где напряжённо трудились мастера, в одно мгновенье превращался в уютное место, где всегда были готовы накормить. Галина Дмитриевна отдавала всю себя работе, внимательная и ответственная, невероятно щедрая, приносила свои собственные меха в театр для создания костюмов, брала работу на ночь домой, чтобы успеть вовремя сдать костюмы. Отдавала все силы, чтобы спектакль получился. Костюмы, изготовленные под её чутким руководством, всегда производили неизгладимое впечатление, где бы театр ни выступал. На гастролях в Москве и Санкт-Петербурге известные мастера, увидев наш спектакль, говорили мне, что в Якутске великолепно умеют делать костюмы.
Затем были ещё постановки: «Манчаары», «Дети Белого Солнца», «Эрбэхчэй и Сааскылаана». Каждый раз я ждал встречи с Галиной Дмитриевной, зная, что она, как добрая волшебница, поколдует, пошепчет и превратит горы тканей в эффектные костюмы.
Мне всегда было удивительно, откуда в этой хрупкой женщине столько сил, столько любви. Её пример учит нас бескорыстной душевной щедрости, внимательности, заботе о ближних. Она ушла, но её любовь осталась в нас, продолжая согревать».
С большой любовью вспоминает Галину Дмитриевну портная Марфа Алексеева: «17 лет тому назад я пришла в пошивочный цех, и все эти годы имела счастье работать с настоящим профессионалом, мастером своего дела.
Любя, мы звали ее «наша Галюнчик», и она улыбалась в ответ.
У нас всегда было много работы, с утра в темноте заходили в цех и вечером в темноте покидали его.
Галина Дмитриевна была настолько предана работе, театру, всегда зажигала в нас боевой дух, когда перед премьерой порой приходилось ночевать в цехе — допоздна шили и рано утром снова садились за машины.
Никто во время работы без особой нужды не отлучался, обедали, полдничали, ужинали там. Пошивочный цех – одна большая дружная семья, и все благодаря нашей наставнице Галине Дмитриевне. Мы не расставались даже в выходные: каждую весну, лето, осень вместе ездили собирать лук, ягоды, грибы и просто на природу.
А летом 2018 года мы всем театром в течение нескольких дней снимались в массовых сценах художественного фильма «Тыгын Дархан». Также Галина Дмитриевна сыграла эпизодичекую роль в фильме «Хаар кынат». Про себя ещё смеялась: «Я ценный типаж, моя чрезмерная стройность и натуральное лицо в большом приоритете».
А 9 Мая в инстаграме театра Галина Дмитриевна предстала в роли Матери, которая дождалась возвращения сына с войны…
Жизнь вокруг Галины Дмитриевны била ключом. Как много она успевала!
Сейчас мне особенно трудно: 17 лет назад ворвалась в мою жизнь коллега, подруга, мама в лице Галины Дмитриевны и так же внезапно ушла. Очень горько терять близкого человека!
Всегда буду вспоминать ее с большой любовью и буду благодарить Вселенную за встречу с такой удивительной женщиной».
28 октября был 40-й поминальный день. Как стремительно проходят дни…
Галина Дмитриевна оставила после себя только добрые воспоминания, она – мастерица с золотыми руками, редчайшей души человек с большим сердцем и открытой душой, душевный и отзывчивый, талантливый и влюблённый в родной театр.
Спи спокойно, достопочтенная Галина Дмитриевна, ты навсегда останешься в нашей памяти. Светлая память! Добрая память!
Вера Черноградская
This post was published on 28.10.2020 13:14