Поддержка и развитие кочевого образования могут войти в государственную программу «Дети Арктики». Такое предложение власти Якутии направили в Совет Федерации, сообщила ТАСС председатель комитета парламента республики по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Федосия Габышева.
Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минвостокразвития, Минпросвещения, Минтруду и Минфину России до конца мая проработать вопрос об источниках финансирования программы «Дети Арктики» и о возможности ее включения в государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
«Отсутствуют организационные и финансовые механизмы, обеспечивающие систему кочевого обучения, необходимо создавать материально-техническую базу в местах кочевий. Имеется дефицит разработанных методик обучения и воспитания детей с учетом особенностей кочевого образа жизни, а также учебников, учебных пособий и дидактических материалов, адаптированных для таких детей. И поэтому мы предложили включить поддержку кочевого образования в программу «Дети Арктики», — сказала Габышева, отметив, что предложение направлено в Совет Федерации.
В числе ключевых проблем кочевого образования Габышева также назвала отсутствие системы подготовки педагогов со знанием языка, культуры и традиционного хозяйствования жителей тундры, которые могли бы полноценно обеспечивать образование в экстремальных условиях Крайнего Севера.
Депутат также предложила включить организацию образования детей, которые вместе с родителями ведут кочевой или полукочевой образ жизни, в нацпроект «Образование». Кроме того, по мнению Габышевой, необходимо предусмотреть федеральное субсидирование регионов для малокомплектных и кочевых школ в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Это нужно для покупки дополнительного оборудования и материалов.
О кочевом образовании
В Арктической зоне Российской Федерации живут около 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов. Круглогодично в Арктике кочуют около 20 тыс. тундровиков с семьями. Существуют две формы общего образования, которые доступны детям из таких семей — это школа-интернат и кочевая школа.
В советский период школы-интернаты были универсальной формой обучения для детей коренных малочисленных народов. В числе негативных сторон такой формы обучения специалисты отмечают трудности адаптации ребенка в поселке, отрыв от семьи, резкую смену обстановки и культурной среды. Альтернативой для общин коренных народов было предложено развитие «красных чумов» и в дальнейшем кочевых школ.
Как отметила руководитель центра кочевого образования филиала федерального института родных языков в Якутске Наталья Ситникова, такие школы появились в России в начале советского периода. «Затем на долгое время они прекратили свою деятельность, а в начале 1990-х годов наряду с обновлением национальных школ начали открываться снова. Среди первых — кочевые школы в Оленекском и Момском улусах Якутии. С 2005 года в Якутии реализован проект ЮНЕСКО, разработаны научные основы, создано региональное законодательство о кочевых школах. В регионе функционирует уже десяток кочевых подразделений с охватом около ста детей», — рассказала Ситникова.
Примеру Якутии последовали в Амурской области, Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. В 2016 году проект Ямало-Ненецкого автономного округа «Кочевая школа» был представлен в ООН. Ямал стал пилотным регионом по внедрению подобной формы обучения для детей дошкольного возраста. На его территории в местах кочевий образование предоставляют 22 образовательных организации: 17 кочевых детских садов и пять школ. «Кочевым образованием» охвачено свыше 200 детей кочевников. «Важно, что проект «Кочевая школа» направлен на максимальное приближение обучения детей коренных малочисленных народов Севера к местам кочевий, обучение и воспитание может проводиться как в стойбищах, так и во время кочевок», — добавила руководитель центра.
По ее словам, новые возможности по обеспечению доступности и высокого качества образования, в том числе и дополнительного, в Арктической зоне РФ открывают и новые цифровые технологии. В рамках национального проекта «Образование» все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному бесплатному интернету, что позволит учащимся в удаленных и труднодоступных районах шире использовать возможности онлайн-образования, а учителям — дистанционно повышать свою квалификацию. Кроме того, это позволит решить вопрос дефицита кадров в отдаленных районах.
This post was published on 04.05.2021 13:01