Владимир Егоров: «В чем феномен Михаила Николаева?»

Владимир Егоров: «В чем феномен Михаила Николаева?»

Фото: irposakha14.ru
Читайте нас

Генеральный директор целевого фонда будущих поколений Владимир Егоров о роли Михаила Николаева в развитии человеческого капитала Якутии:

О нашем Первом Президенте Михаиле Ефимовиче написано многое. Будет написано еще больше. Многое есть в его книгах. Не сомневаюсь, что мы еще долго будем вновь и вновь возвращаться к его наследию, искать ответы на вопросы о нашей жизни и задаваться вопросом —  в чем же феномен этого человека? Ведь поистине неисчерпаемы его идеи и замыслы, лишь малая толика из всего этого реализовано в полной мере. Но и этого уже достаточно, чтобы считать его величайшим государственным деятелем России. Одно только перечисление того, что им сделано, заняло бы не одну страницу текста.

При этом мы все знаем, что многие его идеи опередили время. Этому способствовало стремление Михаила Ефимовича ко всему новому, прогрессивному. Особое внимание он уделял развитию человеческого капитала, человеческого потенциала – через образование, культуру, здравоохранение.

Коснусь лишь отдельных моментов, связанных с ролью Михаила Ефимовича в некоторых вопросах образования, которые и сегодня являются актуальными, и по которым мы неоднократно беседовали.

  1. Как известно, в 90-ые годы прошлого века наш Первый Президент основал ряд инновационных образовательных организаций. Одной из совершенно уникальных  явился Физико-математический форум «Ленский край», созданный еще в 1999 году. Форум, а далее и Малая академия наук, созданная на его базе, предназначены для всех детей и молодежи республики, которые интересуются науками, техникой, инновациями. Краткосрочные смены с приглашением ведущих педагогов и ученых республики, страны и даже мира позволяют множеству наших юных талантов соприкоснуться с передовыми знаниям, получить искорку интереса и зажечься миром познания нового, чтобы стать потом созидателями этого нового. Подобная организация в России, знаменитый образовательный центр «Сириус», была создана Президентом страны лишь спустя 16 лет. Мечтой Михаила Ефимовича было создание на этом месте, в Октемцах, университета — якутского Кембриджа, как он говорил. Сегодня, усилиями последующих руководителей республики там создан современный учебно-лабораторный корпус Малой академии наук. В ближайших планах — построение жилого корпуса для профессорско-преподавательского состава. Обсуждается создание в перспективе научно-технологического кластера. Уже недалеко и до осуществления мечты Михаила Ефимовича.
  2. Михаил Ефимович считал, что для всестороннего развития ребенка нужно как можно раньше приучить его к музыке, изобразительному искусству, шахматам, изучению языков и занятиям спортом. Эти направления известны как 5 китов гармоничного развития ребенка, которые он продвигал. Поскольку я сам давно интересуюсь шахматами, пропагандирую их, мы много обсуждали с ним роль шахмат в образовании. Он очень высоко ценил шахматы как инструмент интеллектуального развития. Была попытка внедрения шахмат в каждую школу республики. Это не получилось, как считается, из-за отсутствия кадров. Но в те годы считалось, что шахматам в школе должны обучать подготовленные тренеры. Только позже в мировом сообществе было выработано понимание, что в образовании шахматы нужны не сами по себе, а как инструмент развития такой психической функции как «способность действовать в уме», а вести занятия должны учителя начальных классов, по специальной методике. А сегодня уже более чем в ста образовательных организациях республики есть уроки шахмат. И все больше школ включаются в проект «Шахматы – детям», тем более что уже со следующего учебного года в перечень школьных олимпиад вошла олимпиада для 5 и 6 классов по решению шахматных композиций. Необходимо и дальше продвигать шахматы и в образование, и как вид интеллектуального спорта.
  3. Одной из тем, которые поднимал Михаил Ефимович, является перевод школ на республиканский уровень. Это дискуссионный вопрос, который в последние годы обсуждается всерьез и на федеральном уровне. Сегодня учредителями школ в подавляющем большинстве являются муниципалитеты. И, как показывает практика, не всегда справляются с вопросами качества образования. Это и понятно, что в небольших муниципалитетах трудно иметь квалифицированные управленческие кадры в системе образования, да и учредители не так грамотны в вопросах образования, чтобы заниматься правильным подбором и развитием педагогических кадров, программами развития школ. Республиканские власти при этом не имеют полномочий, необходимых для эффективного управления системой образования. Также муниципалитетам, которые в большинстве своем являются дотационными, трудно осуществлять свои полномочия по содержанию зданий и их оснащению. Поэтому сейчас капитальные ремонты школ стали осуществлять за счет федеральных средств. От обсуждений сегодня начинают уже переходить к делу. Так в конце прошлого года Президентом страны уже подписан закон о возможности передачи муниципальных школ в ведение регионов.
  4. Михаил Ефимович всегда ратовал за высшее образование для нашей молодежи. Не все понимают, что курс на высшее образование действительно стратегически верный. Казалось бы, зачем всех ориентировать на высшее образование, есть достойные профессии, не требующие этого. И у крупных компаний, работающих на нашей территории, имеется нехватка именно рабочих кадров. Так может и не надо нашим ребятам стремиться идти в вузы? Но такая ориентация наших школ будет фатальной ошибкой. Ведь так мы перестаем ориентировать школьников на получение качественного образования, на постижение «99 наук» по Кулаковскому. И что хуже всего, учителя в этом случае уже снижают планку требований к ученикам и к себе. И так происходит уже во многих школах. И на что тогда мы обрекаем множество наших способных ребят? Ведь их много, в любой, даже в  самой отдаленной глубинке есть ребята, способные по своему потенциалу стать высококвалифицированными врачами, учителями, учеными и инженерами. Неужели их у нас уже избыток? Поэтому считаю абсолютно верной установку Михаила Ефимовича на самое качественное образование для всех наших ребят.
  5. Подготовка кадров для экономики республики была поставлена Михаилом Ефимовичем практически на поток. Был создан специальный департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте Республики Саха (Якутия), который установил тесные дружественные и договорные отношения с более чем 350 высшими учебными заведениями России и зарубежных стран. Благодаря опережающей подготовке кадров целые отрасли были обеспечены кадрами – банковская сфера, железные дороги, ИТ-сфера. Еще лет 20 назад Михаил Ефимович говорил: «Общество знаний формирует новый социальный слой, класс творцов, созидателей – креативный класс». А сегодня, когда мы стремительно развиваем креативную экономику, подготовка кадров с соответствующими компетенциями должна идти целенаправленно со школьной скамьи, над этим работает и наш Целевой фонд будущих поколений, в частности в рамках проекта «Парк будущих поколений». Кроме того, мы должны более рачительно относиться к нашему человеческому капиталу в виде наших способных ребят, обучающихся за пределами республики. Сегодня это свободные граждане России, которые могут строить свою профессиональную жизнь где угодно. Надо сделать так, чтобы им было интересно работать на нашу республику и предоставить им эту возможность.

Мы, якутяне, должны благодарить судьбу, что у нас был такой руководитель, который видел так далеко вперед, что и сегодня мы живем и развиваемся в указанных им направлениях. И именно то, что ставил во главу угла Михаил Ефимович, сегодня является стратегической целью социально-экономического развития Якутии: Республика Саха (Якутия) к 2032 году должна стать  лидером  международного уровня по конкурентоспособности человеческого капитала. Достижение этой амбициозной цели позволит и обеспечить высокий уровень жизни человека, и эффективное развитие экономики, и сохранение природы для будущих поколений и всего мира.

Ради этого мы должны все объединиться. Созидаем будущее вместе!

+1
4
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
13 ноября
  • -23°
  • Ощущается: -29°Влажность: 77% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: