Владимир Дармограй: авиатор, авиамоделист, наставник

Вот уже более 35 лет авиатор Владимир Дармограй руководит авиамодельным клубом «Лайнер», что в Гагаринском округе Якутска. Приехав в Якутию по распределению молодым летчиком, Владимир Георгиевич посвятил небу республики и России всю свою жизнь, завершив летную карьеру буквально в прошлом году. На протяжении десятилетий ответственный педагог-организатор успешно взаимодействует с родителями воспитанников, предприятиями и ведомствами, укрепляя материально-техническую базу клуба.

«Заболел» авиацией с первого класса

– Владимир Георгиевич, расскажите о себе.
– Родился я в 1960 году в городе Верхний Ворошиловградской области Украинской ССР (с 2014 года – Луганская Народная Республика). Затем мои родители переехали в город Рубежное, где до самого поступления в летное училище прошли мои детство, юность и школьные годы.
В школе с первого класса начал заниматься в авиамодельном кружке, где специализировался на скоростных моделях. Можно сказать, что в семь лет я «заболел» авиацией. Мой летный стаж в гражданской авиации составляет порядка 40 лет, налет 14,5 тысячи часов, а стаж в авиамоделизме и вовсе 58 лет.
После школы хотел было стать военным летчиком, но передумал, решил, что военлет – не мое. Отучился в ПТУ на слесаря КИПиА. Затем захотел стать гражданским летчиком. Пока раздумывал, меня призвали в армию. Оттрубил два года срочной службы в Ракетных войсках стратегического назначения.

В годы армейской службы в РВСН. Фото из личного архива героя публикации.

После армии попытался поступить в Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации, однако не прошел по конкурсу. На следующий год приехал поработать в Кировоград, в это же училище, столяром и плотником. Вскоре вторая попытка поступления оказалась успешной. Обучался летному делу около пяти лет. Шел на красный диплом, но, увы, завалил политэкономию.

После учебного полета на «Як-18». Фото из личного архива героя публикации.

Поскольку летное училище было высшим, мы с моими однокурсниками получили дипломы пилотов, позволяющие сразу сесть за штурвалы самолетов «Ан-24» и «Ан-26». В то время эти самолеты были массово распространены по всему СССР. Перевозят они пассажиров и грузы и по сегодняшний день.

Привязало якутское небо

– Как вы оказались в Якутии?
– Приехал сюда вместе с пятью однокурсниками по распределению. Правда, предварительно нас распределили в Красноярское управление Гражданской авиации СССР. За месяц до выпуска известили: Красноярск от вас отказывается. Затем предложили Южно-Сахалинск, но тут я уже сам отказался, мол, далеко очень от малой Родины. Так и оказался в группе, направленной в Якутию. Меня определили летать на «Ан-26» в 139-й  авиаотряд, в замечательный коллектив с хорошими наставниками и под руководством известного авиатора Дмитрия Даниловича Шамаева.

На заре летной карьеры на аэродроме Якутска. Фото из личного архива героя публикации.

Впоследствии все мои однокурсники из Якутии уехали, а я остался. Здесь родились и выросли мои дети, привязали к себе якутское небо и любимая работа.
За время летной карьеры в Якутии мне довелось пилотировать «Ан-26», «Ан-24», «Ту-154» и «Боинг-737». Общий налет, как сказал выше, составил 14,5 тысячи часов. Налетал бы больше, но, к примеру, в 1992 году мы толком не летали по причине забастовок из-за невыплаты зарплаты. В другой раз года на два был списан «на землю» по состоянию здоровья. Выздоровел – вновь сел за штурвал. Ни о каких авиаинцидентах с моим участием, к счастью, рассказать не могу – отлетал без происшествий. Даже имею нагрудный знак I степени от Министерства транспорта России – «За безаварийный налет часов». Последнее мое место работы за штурвалом – второй пилот «Боинга-737» в АК «Якутия». Завершил летную карьеру только в прошлом году, и то не по состоянию здоровья, а по возрасту.

В кабине «Ан-24». Фото из личного архива героя публикации.

Легендарный «Лайнер»

Расскажите об Авиамодельном клубе «Лайнер», ведь это, без преувеличения, легендарный клуб.
– Когда приехал в Якутск по распределению, Клуб «Лайнер» уже успешно работал. Руководил им опытный командир «Ан-24» и выдающийся наставник подрастающего поколения Тагир Гайдаров. Несколько лет я был заместителем Тагира Муртазалиевича, помогая ему в руководстве большим коллективом ребят. Когда же он по выходу на пенсию переехал в Подмосковье, принял руководство «Лайнером» на себя.

Владимир Георгиевич объясняет воспитанникам особенности запуска планера на леере. Фото из личного архива героя публикации.

Действительно, заниматься в нашем клубе всегда считалось престижным, особенно в 80-е годы прошлого века, когда буквально каждый второй мальчишка мечтал быть авиатором или космонавтом. Поэтому на городские и республиканские соревнования по авиамоделизму мы без проблем выставляли две укомплектованные команды – «Лайнер-1» и «Лайнер-2». И они неизменно входили в тройку призеров среди более чем 20 команд со всей Якутии. После республиканских соревнований из числа лучших авиамоделистов (а 90% из них были воспитанниками «Лайнера») формировалась команда ЯАССР для участия в зональных соревнованиях. На «зону» съезжались команды регионов Дальнего Востока и Сибири.
В настоящее время такого столпотворения ребят в «Лайнере» нет, хотя занятия, как и прежде, абсолютно бесплатные. При том, что желающих заниматься авиамоделированием негусто, немногие из них собираются связать свою судьбу с авиацией. Тем не менее, среди выпускников последних лет у нас есть авиаторы, а некоторые выпускники выбрали неожиданные профессии. Например, Костя Вольнов стал модельером. В свое время он сделал отличную радиоуправляемую копию пилотажного самолета «Катана». Другой наш выпускник Дима Дементьев занял на этой модели второе место Чемпионата России в 2015 году. Эти ребята, а также Илья Таранов, занимались в клубе днями напролет. В настоящее время Илья работает инженером в ОАЭ, а Дмитрий занимается авторемонтом в Якутске.
Что касается выпускников «Лайнера» начала 90-х, насколько помню, пилотами стали Валерий Тараканов, Роман Константинов и Андрей Афанасьев.

Особенности финансирования

– Как сейчас обстоят дела с финансированием «Лайнера», ведь для авиамоделирования необходимы специальная древесина, микродвигатели, радиоаппаратура и многое другое?
– Помогает клубу «Детский (подростковый) центр» Якутска в лице его директора Натальи Николаевны Петровой. Например, центр оплачивает аренду нашего помещения, через него мы получили несколько станков и кое-что из материалов. Помогает также Реском профсоюза авиаработников Якутии. Порой оказывается разовая спонсорская помощь: мы что-нибудь заказываем через магазин «Хобби центр», а спонсоры это оплачивают. Не скрою, что периодически приходится покупать необходимое и за собственные деньги. Словом, такого централизованного финансирования, как было при СССР, сейчас нет.

Предстартовая подготовка- ответственный этап авиамодельных соревнований. Фото из личного архива героя публикации.

Возьмем соревнования. В 80-х годах прошлого века с проведением соревнований по авиамоделизму проблем не было, так как государство полностью финансировало это направление. Все состязания проходили по расписанию. Так, в мае месяце в Якутске проводились городские соревнования, в июне – республиканские. Ближе к осени – зональные, в том или ином субъекте Дальнего Востока. Затем чемпионаты уровня РСФСР и СССР. Перелеты, проживание и питание оплачивались государством. Теперь же соревнования за пределами республики – только за свой счет. Поэтому сейчас выбраться, скажем, на Чемпионат России непросто. Максимум, на что мы сейчас можем рассчитывать, это участие в республиканских соревнованиях, на которые съезжается лишь несколько команд. Тем не менее, воспитанники «Лайнера» ежегодно становятся чемпионами республики в том или ином классе авиамоделей.

С воспитанниками «Лайнера» после успешных соревнований. Фото из личного архива героя публикации.

Дело всей жизни

– Владимир Георгиевич, из ваших детей кто-нибудь выбрал профессию летчика?
– Увы, нет, у одного проблемы со зрением, у другого – иная причина. Так что продолжение семейной династии – не мой случай. Старшие сын и дочь, Владлена и Владислав – предприниматели в сфере заготовки продуктовых полуфабрикатов. Средний сын Анатолий работает в «Газпроме» по линии кадров, а младшая дочка Виктория учится в третьем классе.

С супругой и дочерью на отдыхе. Фото из личного архива героя публикации.

Что касается меня, то я планирую заниматься обучением подростков авиамоделированию до последнего. Мне никогда это не надоест и не наскучит. До недавнего времени у меня были любимая работа и любимое хобби. Вот теперь осталось только хобби. Клуб «Лайнер» жив и будет жить, работает и будет работать в дальнейшем, обучая и воспитывая ребят, горящих желанием связать свою жизнь с авиацией!

+1
5
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 25.10.2025 11:00

Share
Published by
Алексей Рудых

Recent Posts

  • СВО

В Якутию прибыла трофейная техника с полей СВО

 Сегодня, 25 октября, на железнодорожный вокзал поселка Нижний Бестях прибыла трофейная техника с территории проведения…

25.10.2025
  • ИНТЕРЕСНОЕ
  • НОВОСТИ

Что произошло 25 октября в истории Якутии

1858 год – в Игуменском уезде Минской губернии, в обедневшей дворянской польской семье родился Эдуард…

25.10.2025
  • ПАМЯТЬ

К 105-летию Дмитрия Даниловича Красильникова

В память о глубокоуважаемом человеке и настоящих героях

25.10.2025
  • ИНТЕРЕСНОЕ

Сегодня Андрон Звездочет: традиции и приметы 25 октября

25 октября (дата по старому стилю – 12 октября) отмечается народный праздник в честь памяти…

25.10.2025
  • ЭКОНОМИКА

Айсен Николаев: в ближайшие 5–10 лет доставка грузов и заказов с маркетплейсов дронами станет привычной практикой

В ближайшие 5–10 лет в РФ дроны будут использоваться для доставки небольших грузов, почты и…

24.10.2025
  • IT

В Якутске пройдет IV форум «Цифровой Алмаз»

В Якутске с 27 по 29 ноября пройдет IV форум «Цифровой Алмаз». На мероприятии соберутся…

24.10.2025