Как в Якутске прошел Федеральный Сабантуй
Фото ЯСИА
«Пошли на Сабантуй, будет весело», – позвонил я с утра знакомому фермеру, который приехал в Якутск по своим делам. Тот пару секунд помолчал, посопел в трубку и ответил: «Может вечером? Я с утра не сабантую»… Это я к тому, что не все ещё в Якутии знают, что такое национальный татарский праздник!
Под впечатлением от ысыаха
Два дня, с 13 по14 июня, в Якутске проходил Федеральный Сабантуй – событие всероссийского масштаба, которое проводится с 2001 года. Первый такой фестиваль принимал Саратов. Мероприятие проводится Всемирным конгрессом татар, который берет на себя все расходы по организации. В Якутии Федеральный Сабантуй, можно сказать, отпраздновал один из первых юбилеев – 25-летие.
В столицу республики на трёх чартерных рейсах прибыли более 500 участников культурной программы, представителей министерств, ведомств и Конституционного совета Татарстана. Помимо того, приехали руководители национально-культурных автономий, татарских общественных объединений из 29 регионов страны.
Считается, что решение о том, что Сабантуй пройдёт у нас, было принято летом 2022 года, когда в Якутии масштабно провели Дни Республики Татарстан. Татары тогда привезли в Якутск грандиозную культурную программу и своих лучших людей – элиту, представляющую интеллигенцию, бизнес, промышленность, цифровую экономику, а ещё многое другое, чем славится республика, расположенная на слиянии двух рек – Волги и Камы. Тогда же они увидели Ус Хатын и впечатлились тем, как у нас умеют справлять национальный праздник ысыах.
Тем более что исторических точек соприкосновения у народа саха и татарлан очень много как в далёкой, так и в современной истории. Оба народа имеют тюркские корни, вышли из Великой Степи и когда-то кочевали у озера Байкал и в предгорьях Алтая.
Исконные фамилии
Но один народ ушёл на самый дальний север, ближе к Полярному кругу, а другой обосновался в самом центре европейской части России. Одни – ревностные мусульмане, другие – склонные к православию древние язычники.
При этом исконные татарские фамилии – Янгуразовы, Абсоликовы, Исхаковы, Ильясовы, Мухаметдиновы, Рахматуллины, Галиулины и многие другие – ещё с царских времён прочно и навсегда вплетены в историю Якутии. Татарские диаспоры у нас есть буквально во всех районах республики, а если говорить о её столице, то, как мне рассказывал коренной горожанин, заслуженный геолог РФ Владимир Прокопьев, он в послевоенные годы учился в школе №1, которую тогда называли «татарской».
Татар, потомков ссыльных после Пугачёвского восстания, и вправду в Залоге было много. Татары здесь были вторыми по численности после русских, а третьими были евреи. По улице Чепалова, где сейчас стоит кинотеатр «Лена», стоял деревянный татарский клуб.
И пусть наши республики разделяют огромные пространства, но сближает общий культурный код, очень крепкая позитивная историческая память. Потому татарлар Сабантуй очень ждали.
Стержневая идеология
Основные его события прошли 14 июня на Комсомольской площади, стадионе Туймаада и в городском парке культуры и отдыха. Именно здесь и состоялся праздник в его классическом, традиционном понимании – с театрализованным представлением, концертом «Созвездие талантов на земле Олонхо», соревнованиями по национальной борьбе «корэш» и другими татарскими традиционными играми и видами спорта. И, конечно же, с выставками народного творчества и ремесел «Город мастеров» и «Татарское подворье», и лавками, где можно было купить что-то вкусное или красивое прямо из Казани или других городов и деревень Татарстана.
Откровенно говоря, прежде я полагал, что Сабантуй – это, примерно то же самое, что и ысыах, – большой летний праздник, присущий всем народам страны – от Великой Степи до финно-угорских лесов, и проходит примерно после того как закончились весенние полевые работы, когда есть небольшой промежуток отдыха перед тем как начнётся сенокос. Программа у них, как будто одинакова: кисломолочные блюда, мясо, хороводы, песни, спортивные игры.
Но всё же различия есть, и они касаются, прежде всего, стержневой идеологии праздников. Сабантуй, действительно, оказался торжеством труда и плуга. И понимать это я начал в самые первые минуты торжественной церемонии его открытия. Кстати, весьма шикарной. А началась она с поднятия флага Сабантуя под звуки гимна праздника. Стяг поднимали заслуженный работник агропромышленного комплекса Прокопий Белолюбский и заместитель председателя Татаро-башкирской общины «Туган Тел» Равиль Закиев. После началось театрализованное представление.
Я всё ждал эпического, в духе Андрея Борисова, – у татарского народа много эпосов, и готовился увидеть нечто подобное, к примеру, о сыне Абдрахмана Хары Сахипе – Заятуляке, который борется и побеждает всех в подводном мире. Или о национальном герое Идегее и перипетиях исторических событий времён распада Золотой Орды…
Но все шесть больших театрализованных действий были посвящены обычной деревенской прозе татарской деревни. Вот бригадиры и агрономы выслушивают степенных аксакалов на колхозном собрании. И старики глаголют им о тонкостях подготовки пашни по заветам предков-земледельцев. На заднем плане им, перенимая опыт и знания, внимает младшее поколение – дети.
Было место и традиционным обрядам, но ничего эпического или мифического. Старейшины катали яйца по бороздам, определяя плодородность почвы, и поднимались на высокий шест, чтобы увидеть, есть ли над полями пар.
Азан и алгыс
Там же молодые боотуры демонстрировали в танцах силу и ловкость, вырубая лес под будущие поля и убирая камни. Танцевальные номера тоже были о посевной работе. Пляски с кувалдами и кирками – это, пожалуй, посильнее танца с саблями Арама Хачатуряна.
Но было место и духовному. Громко прозвучал азан– призыв к всеобщей молитве, и правоверные старейшины-аксакалы обратились к Всевышнему с молитвой о плодородии земли и защите посевов от болезней и вредителей. «Нельзя приступать к посевной без благословения Всевышнего! Только тогда будет богатый урожай», – с чувством сказал с площадки наиболее уважаемый из аксакалов.
Рядом со мной стоял глава фермерского хозяйства, который, впечатлившись словами аксакала, внезапно воодушевлённо и громко крикнул: «Уруй-Айхал!», а потом размашисто перекрестился. Явно будет ждать хорошего урожая.
Впрочем, не обошлось и без нашего традиционного алгыса, и преподнесения в чороне кумыса, и выступления якутских театральных и цирковых коллективов.
Ил Дархан и Раис
После пришла пора официальных выступлений. К гостям и участникам праздника с приветственным словом обратились двое глав регионов – Айсен Николаев и Рустам Минниханов.
– Для нас большая честь принимать юбилейный Сабантуй на якутской земле. То, что мы видим сегодня, подтверждает многовековую связь между нашими народами – связь языков, культур и образа мышления. Сегодня наша Россия переживает непростые времена, но именно дружба между народами всегда двигала вперед нашу страну. Мы как тюркские народы должны хранить и развивать эту дружбу», – сказал Айсен Сергеевич.
– Символично, что наши доб- рые тюркские друзья из Якутии впервые проводят праздник Сабантуй на федеральном уровне. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за прекрасную организацию праздника главу Якутии Айсена Николаева и местную национально-культурную автономию татар», – в свою очередь ответил Рустам Нургалиевич.
Заметим, что руководитель Республики Татарстан пожелал успехов и ярких впечатлений всем на татарском, русском и якутском языках. За что ему, конечно, большой и пламенный рахмат! Уже позже Минниханов объяснил, что татарин, знающий родной язык, легко понимает и может изъясняться на якутском.
Мега-самовар и гиперказан
Что мне больше всего впало в душу на празднике, так это 300-литровый самовар и огромный казан. Самовар был огромный – просто Царь-пушка среди самоваров. Он был с позолотой, надраенный до зеркального блеска и смотрел трубою в небо, как Александрийский шпиль! Но чаем сыт не будешь.
А вот казан, в котором шеф-повар сварил шурпу из 12 отборных барашков на 4 тысячи порций, мог бы стать предметом зависти самого Тыгына, который, если вспомнить легенды, тоже любил покормить свой народ. Не знаю, как его транспортировали в Якутию – самолётом или поездом, но это того стоило.
Шурпа получилась наваристой, жирной и вкусной. В ней я идентифицировал баранину, картофель, морковь, болгарский перец и какие-то приправы. Поварёшка на раздаче была глубокая, похлёбку наливали от души, скоро, очередей при этом не скапливалось – чувствовалось, что такая процедура на Сабантуе у татар давно отработана.
Татарское подворье было разделено на несколько зон: в одних продавали поделки народных ремёсел – ковры, узорные деревянные доски под разделку и другие изделия, а где-то шли мастер-классы, и можно было научиться плетению корзин из ивовых прутьев, вышивке, вязанию, резьбе по дереву, и были ещё перья – поначалу подумал, тут ощипывают уток, но оказалось, готовят перья для смазывания посуды маслом.
Отдельно скажу о чак-чаке. Он был везде – им можно было бесплатно угоститься вместе с чашечкой чая, научиться его делать и просто купить. Пока ходил, наслушался об этом десерте много интересного: мол, рецептов его приготовления больше, чем полтысячи, и то, что самый большой в мире чак-чак был приготовлен в Казани к открытию чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Тогда его сделали в форме половины футбольного мяча высотой в два метра и весом с полтонны.
Я сначала купил одну коробку, но под все эти рассказы не удержался и купил вторую. По виду они были совершенно одинаковые, различались только по цене, а дома я понял, что и по вкусу. Если первый был мучной, то второй – вроде как рисовый.
Хлебосольный Мирный
Кстати, о чак-чаке. Великолепный чак-чак делают и в Якутии. Прямиком из города Мирного в Якутск здоровенное блюдо с этим деликатесом привезла с собой мирнинская делегация.
На Сабантуе стояли три шатра: Олекминского, Мирнинского и Нерюнгринского районов. Судя по всему это районы с самыми большими татарскими диаспорами в республике.
Я заглянул в палатку Мирнинского района, глава которого Александр Басыров явно имеет татарские либо башкирские корни. Там как раз принимали Ил Дархана Айсена Николаева и Раиса Рустама Минниханова. И вместо каравая с хлебом и солью подавали чак-чак и чорончики с кумысом.
Блюдо, замечу, было сделано по традиционной рецептуре жительницами Мирнинского района Эльзой Галиахметовой, Алиёй Аюповой и Алиной Камаловой. И судя по благосклонному взгляду после дегустации, Рустам Нургалиевич сполна оценил аутентичность поданного угощения. А уж чак-чаков он наверняка перепробовал множество, как мало кто другой…
В Мирнинском районе целых три отдельных национально-культурных татаро-башкирских объединения: «Туган тел» из Мирного, «Дуслык» из Удачного, «Курай» из Айхала.
Мирнинцам было что показать: реплики именных алмазов, названных в честь Героев России Александра Колесова, Родимира Максимова, Петра Киприянова, Дмитрия Егорова и Николая Евдокимова, коллекцию музыкальных инструментов из разных стран, которые коллекционирует мирнинский человек-оркестр Равиль Закиев. Причём радушно и хлебосольно мирнинцы встречали не только большое начальство, но и всех гостей праздника. Такая же картина была и в других шатрах.
Олень для боотура
Какой же праздник без спорта? Спортивных состязаний было много – от бега в мешках, перетягивания каната до выступлений гиревиков. Но самое большое количество участников привлекли борьба «корэш» и мас-рестлинг. Здесь же были и главные призы турниров – автомобиль «Лада Гранта» и снегоболотоход «Рысь-3 Пикап».
Борьбу «корэш» в Татарстане давно продвигают на федеральный и международный уровни, как, к примеру, мы мас-рестлинг. Корэш – это борьба на кушаках. В ней есть ряд отличий и нюансов, говорят, что в корэше, где важное значение имеют хваты, куда комфортнее чувствуют себя самбисты или дзюдоисты.
Тем не менее среди взрослых два места взяли борцы, представляющие Якутию: в весе 85 кг – Айаан Петров и в весе 100 кг – Саймухтор Пулодов. Впрочем, в абсолютном весе настоящая битва в финале произошла между Радиком Салаховым из Республики Татарстан и спортсменом из Тюменской области Салаватом Абдуллиным. Эти парни в своём виде – профи. Чтобы побеждать их, нужно быть либо гением, либо заниматься корэшем с детства.
В итоге Радику Салахову от Раиса Татарстана был вручён автомобиль, а от министра спорта Якутии Леонида Спиридонова – живой северный олень, которого Салахов, несмотря на первый шок и непередаваемое удивление, сразу водрузил на плечи.
В турнире по мас-рестлингу сюрпризов не ожидалось, там абсолютным победителем стал Дьулустан Ноговицын, который в финале встретился с Павлом Черноградским.
P.S. Федеральный Сабантуй закончился, и немного жалко, что в следующий раз он пройдёт уже в другом регионе. Ведь знакомство с уникальной татарской культурой получилось удивительным, а дружба народов и двух регионов стала ещё крепче. Так что, полагаю, когда появится Федеральный Ысыах, то одним из первых, кто примет его, будет Татарстан!
This post was published on 21.06.2025 12:00
Совсем скоро наступит национальный праздник ысыах, который не может обойтись без традиционного якутского напитка кумыса.…
Президент Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ-2025 обозначил задачи, решение которых поддержит экономический рост в…
Народный праздник Федор Колодезник отмечается в 2025 году 21 июня. В церковном календаре это дата…
Уважаемые якутяне и гости республики! От имени руководства Республики Саха (Якутия) и от себя лично…
В пятницу, в городе Санкт-Петербурге, в рамках ПМЭФ-2025 прошло заседание комиссии Госсовета РФ по кадрам,…
В республике заготовлено более 17 тысяч тонн молока, то есть 27% от плана. В прошлом…