Глава первой юкагирской общины Василий Третьяков. Фото газеты "Илкэн"
Василий Третьяков, глава первой юкагирской общины «Чайла» (1990 – 1993), рассказал нам о себе, судьбе своего малочисленного народа и людях, которые её изменили.
«У нас нет малых народов»
Василий Николаевич родился 30 декабря 1952 года в Олёринской тундре, в селе Тустах-Сень, в совхозе-миллионере «Оленевод». Село тогда активно развивалось, но во время хрущёвского укрупнения его снесли, а жителей в 1955 году перевезли в село Андрюшкино. Тогда совхозом правили пришлые люди, не юкагиры. Братьев Ягловских, которые очень хорошо управляли, во время войны посадили в тюрьму за то, что они забили оленя, чтобы прокормить голодающих стариков. А ведь в стаде было 20 тысяч голов. Такое было время…
Тустах-Сень располагалось в ста километрах от Андрюшкино на реке Чукочья (Лабунмэдэну). Это родина тундровых юкагиров в Нижнеколымском районе. В селе жили эвены, чукчи, якуты, юкагиры. Его основали в 1940 году на правом берегу большой реки Алазеи. К западу от села жили эвены, к востоку – юкагиры.
Когда в 1937 году расстреляли первого юкагирского писателя Тэки Одулока, написавшего знаменитый на весь мир роман «Жизнь Имтеургина-старшего», начались гонения и на юкагиров. Они писали письма Сталину о несправедливости, что нельзя обижать такой малый народ. Вождь народов ответил, что у нас нет малых народов. Партийные функционеры это поняли по-своему и переписали всех юкагиров эвенами.
Когда старший брат Улуро Адо Семён Курилов выпустил в печати в 1969 году свой легендарный роман «Ханидо и Халерха» («Орлёнок и Чайка»), он попытался вернуть национальность своим землякам. Достали книги царских времён, где юкагиры ещё значились юкагирами, но в ЗАГСе верили только написанному в паспортах, а там в графе «национальность» значилось «эвен». И всё-таки в 80-х братья Куриловы добились возможности вписать в паспорта национальность юкагир. И когда в 2002 году Василия Третьякова назвали эвеном – «Ты же эвен» – он подал в суд и выиграл его.
Помощь Михаила Николаева
Наш герой окончил школу в Андрюшкино и работал оленеводом, бригадиром и зоотехником в стаде совхоза «Олёринский». Он берёт название от огромного озера Олёра, отсюда же и псевдоним Улуро Адо – сын Олёры. После развала совхоза в 1990 году Улуро организовал первую юкагирскую общину «Чайла» и упросил своего друга Третьякова стать её главой.
Ранее все отказались возглавить общину – такой менталитет у юкагиров. Даже его старший брат – член райкома и зоотехник Христофор Третьяков. И Василий бы не согласился, но к нему в Андрюшкино пришли три старика – якут, чукча и юкагир – и сказали, что надо принимать Олёринскую тундру местному человеку, а мы, мол, поможем. Да и Гаврил Курилов тоже обещал помощь.
И вскоре помощь понадобилась. При распределении хозяйства распавшегося совхоза общине «Чайла» достались один неисправный трактор ДТ-75 и бесперспективный рыболовный участок. Из стада в 16 тысяч оленей выдали четверть – 4000 голов. Третьяков выехал в Якутск, позвонил Гаврилу Николаевичу и рассказал о несправедливости, с которой начинается жизнь общины. Улуро Адо погоревал и сказал: приходи завтра, я попробую что-нибудь сделать.
Оказывается, в тот же вечер он позвонил Михаилу Николаеву, который ранее говорил Улуро, чтобы тот обращался к нему по любому поводу. Утром они были у Николаева, и Михаил Ефимович сказал срочно составить заявку: «Но только слишком большую сумму не просите».
Через два часа написали заявку на 35 миллионов рублей, первый президент позвонил главе «Комдрагмета» Карлу Васильеву и отправил к нему. Надо было срочно сделать счета, и за два месяца израсходовать и отчитаться. Как раз было близко к осени, и общинники быстро купили технику (трактора, машины, «Бураны»), отправили её в Андрюшкино. Стояла осень 1991 года. Василий Третьяков считает, что для Михаила Ефимовича Николаева не было национальностей – он ко всем относился одинаково.
А техника очень помогла в становлении общины. Но её развитию помешали многие факторы. Раньше государство централизованно принимало мясо и рыбу, а сейчас надо было на свой страх и риск возить продукцию за 450 километров в Черский. К тому же с середины 80-х годов в Олёринской тундре начались неизвестные ранее у оленей болезни, и часто мясо не принимали.
Через три года община распалась, сейчас вместо неё действует СХПК, а Третьяков создал торговую фирму «Толеча», директором которой стал, хотя совсем не хотел этого. Фирма обанкротилась тоже через три года. Василий Николаевич устроился работать ветеринаром-зоотехником на ветеринарный пункт в Черском, ведь ещё в 1986 году он окончил Якутский сельхозтехникум.
В 2006 году на третьем съезде юкагиров в Черском Василия Третьякова избрали председателем общинной организации «Алаичи», которую он возглавлял до 2022 года.
«Иначе не могу»
Когда прославленный писатель Тэки Одулок решил в 30-х организовать территориальное образование юкагиров, то ему в помощь дали героя гражданской войны Карла Лукса и якута-чекиста. Лукса убили и списали это на случайный выстрел. Тогда повсюду шла клановая борьба за территории.
Когда юкагиров массово записали в эвены, то из тундровых отказались переписывать национальность только двое – Николай Трифонович Трифонов и жена легендарного чукчи Таврата Александра Прокопьевна Атласова. А в Черском отказались стать эвенами 17 юкагиров-метисов. Но ещё Иохельсон в 1900 году, изучая народ юкагиров, писал, что через 20-30 лет их язык исчезнет, а сами они растворятся среди других этносов.
Установившаяся на Севере Советская власть обратила внимание на все народы. И Гаврил Курилов окончил институт Герцена, ходил в Ленинграде на семинары, посвященные литературе малых народов. Кстати, сперва он мечтал стать спортсменом, мастером спорта по вольной борьбе. Загорелся он этим, учась в 50-х в педучилище в Чурапче, где его тренировал Дмитрий Коркин. Он тогда только приехал, окончив пединститут Герцена. Курилов, как и Коркин, стал чемпионом Ленинграда и альма матер, но исполнению мечты помешала травма (хотя работая учителем в Андрюшкино, он вёл секцию вольной борьбы, привёз борцовские ковры). И он с головой ушёл в творчество.
Вскоре Курилов женился на красивой ленинградке Майе. У них родились трое сыновей. Но он покинул их, чтобы спасти от исчезновения свой народ и юкагирский язык. Окончил аспирантуру в Якутске, создал письменность юкагиров и первый букварь. Написал стихотворение «Иначе не могу», которое напечатали в 1965 году в журнале «Юность», у которого были миллионные тиражи. Эти строки вылились в электричке Тихвин – Ленинград, когда он навсегда уезжал от своей Майи, которую любил всю жизнь, ведь она не захотела поехать с ним на далекий Север. Но он иначе не мог: он должен был спасти свой народ, свой язык от исчезновения.
Иначе не могу
Как в собственную душу,
На просеке лесной,
Гляжусь в большую лужу,
Забытую грозой.
Неспешно вечереет,
Вода уже чернеет,
Вот пара звёздных глаз
На дне её зажглась.
Лицо твоё родное
В дрожащей глубине,
Слезами залитое,
Обращено ко мне:
«Зачем, зачем так часто
Нам нужно разлучаться?
Куда тебе спешить?
Давай, как люди, жить».
Безвыходно горюя,
Стою на берегу,
И тихо говорю я:
«Иначе не могу».
Кстати, сыновья воплотили мечту отца о спорте, мастерском звании. Старший Вадим окончил военное училище и служил в Чите, где после продолжительной службы погиб в звании майора. Средний сын Альберт окончил Государственный пединститут имени Герцена, стал мастером спорта СССР по дзюдо и боксу, при этом печатался в стихотворных сборниках. Младший Андрей с отличием окончил Ленинградский университет, стал мастером спорта по каратэ.
Майя была не только умной (направила Гаврила на курсы английского, что весьма помогло при защите диссертаций), но и очень красивой женщиной. Однажды в ресторане Гостиного двора к ним подошёл руководитель делегации из Монголии и спросил: «Как можно найти в Ленинграде таких красивых женщин?». Улуро Адо сказал ему, что не знает, а Майя шепнула: «Надо самому быть красивым».
Надо сказать, что братья Куриловы родом из коренной династии сильных шаманов племени алайии (отсюда и «Алаичи»), которые жили между Колымой и Индигиркой. Их отцом был Мэйнгэ (в переводе с чукотского «Большой человек»), дедом – Нявал, прадедом – Каасансэу.
Мэйнгэ потерял двух первых жён и женился в 42 года на 18-летней Аннакаан и родил трёх сыновей и двух дочерей. Он им рассказывал легенды, предания, сказки, заставляя на другой день повторять сказанное слово в слово. При этом старший сын Семён, фантазируя, перевирал концовки – видимо, поэтому стал писателем и создал свой знаменитый роман «Ханидо и Халерха», а средний Гаврил повторял точь-в-точь и стал учёным, доктором филологических наук, профессором, создателем букваря и письменности своего народа. Младший Николай – член Союзов художников, писателей и журналистов СССР.
Нунни отца-шамана
У юкагирского народа есть поверье, что душа хорошего, доброго, отзывчивого человека, бескорыстно помогавшего сородичам, непременно переносится в душу новорождённого. Это вера в нунни, подобного реинкарнации у буддистов.
Нунни своего отца – последнего юкагирского шамана Мэйнгэ – Гаврил Курилов в первый раз встретил в 1963 году в Андрюшкино. Был солнечный день – 1 мая. Он вернулся после десятилетнего отсутствия, окончив Якутское педучилище и пединститут Герцена, будучи лаборантом ИЯЛИ. Его остановил мальчик лет десяти, у которого текли сопли из носа, и он их шумно втягивал назад. Мальчик был очень смущён, опускал голову, тёр ногой снег, и после нескольких вопросов и ласкового поглаживания тихо сказал по-юкагирски: «Тэт амаа нодьэн» («Я твой отец)». Это было так оглушительно неожиданно, что Улуро Адо удивлённо воскликнул: «Как?!». Но видя, как «отец» ещё больше опускает голову от смущения и стыда, Гаврил Николаевич радостно схватил его за руку и радостно сказал: «О, как хорошо, что ты отец, оказывается, вернулся к нашей жизни!». От этих слов сопливый «отец» сразу же выпрямился и уже более внятно и бодро сказал: «Хорошо, что ты, сын, вернулся в родные края!».
Они пили чай с вареньем, а мальчик сидел на коленках Улуро. Позднее он стал создателем родовой общины «Чайла» («Свет») и общественной организации «Алайии чии» («Люди племени алайи»).
«У нас нет предпринимателей»
В 2005 году начальник сель- хозуправления Нижнеколымского района собрал старых оленеводов и спросил, в чём они видят причину сокращения оленьих стад и что делать с молодыми, которые не желают быть оленеводами. Василий Третьяков тогда сказал: «В том, что сокращается поголовье оленей, виноваты все и сами оленеводы, которые по старинке кочуют с оленями в ярангах». Потом в администрации говорили: если Третьяков такой умный, почему тогда бедный?
Василий Николаевич говорит, что зарплата оленеводов – это пособие при такой тяжелой круглосуточной работе без выходных. К тому же в Нижнеколымском районе очаг бруцеллёза у оленей, и мясо нигде не принимают. Но Андрюшкино-то кормить надо. Летом они кочуют, как в старину, а зимой на «Буранах», расходующих много бензина, цена на который кусается.
По мнению Третьякова, очень мешает закон о традиционном оленеводстве, принятый Ил Тумэном. Надо принимать закон о промышленном оленеводстве, основанном на современных технологиях – беспилотниках, новой технике, работе вахтовым методом. И не надо вливать миллионы, как в прорву, а нужно ставить конкретный план: вот тебе средства и будь обязан сдать оговоренное количество мяса. А то Минсельхоз выделяет средства, а за эффективность их расходования никто не отвечает.
Проблема с волками. Раньше их было немного, и вся тундра была поделена. Чужих свои не пускали, а местные волки съедали немного.
Юкагиры – древний этнос. И воспитание у них другое, чем у современных народов. Во главе дружелюбие и доверчивость. Мы, говорит Василий Николаевич, по своему воспитанию не можем отнять, не можем ругаться, не можем взять больше, чем нужно. Поэтому среди нас нет не то что миллионера, а даже предпринимателей. Это мешает молодым.
Ледяной народ
В Советском Союзе понимали менталитет юкагирского народа, по линии райкомов была негласная установка помогать им. Например, был один юкагирский оленевод и спортсмен, который учился в Хабаровской спортшколе. Опоздал на учёбу, и декан сказал, что он отчислен. Дошло до ректора, и тот вызвал к себе декана и предложил написать ему заявление об увольнении из-за того, что отчисляет представителя исчезающего народа.
Юкагиры – один из угро-финских этносов, которых раскидало от Венгрии, Скандинавии до Урала и Дальнего Востока. Кстати, сами себя они зовут одул (верхнеколымские, лесные юкагиры) или вадул (тундровые). Название юкагир происходит от эвенкийского дьуукэ – лёд и гир – народ. Ледяной народ. Пришли они в Якутию более 10 тысяч лет назад, а их погребения находили даже на Аляске. Юкагиров было так много, что якуты до сих пор зовут северное сияние дьукээбил уоттара (юкагирские огни). Мол, столько костров они зажигали по всей тундре. Юкагиров теснили эвенки, эвены, чукчи, якуты. А с приходом русских их выкосили эпидемии оспы – из 14 родов выжило всего три.
***
Василий Николаевич Третьяков много жил и трудился в стадах и женился поздно, когда работал зоотехником на ветстанции в Черском. Там работала и Мария Сергеевна Слепцова родом из Среднеколымска, воспитывала четырёх детей. Позднее у них родилась общая дочь. Сейчас они живут на Покровском тракте в Якутске.
Наш герой на пенсии, но продолжает работать. Василий Третьяков – член Совета старейшин юкагирского народа и Ассоциации юкагиров Якутии, коих по переписи около двух тысяч, и всего несколько десятков владеют родным юкагирским языком, в том числе наш герой, которого в народе зовут «князь».
This post was published on 24.11.2025 10:35
За сутки в Якутии зафиксировано три преступления. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры республики. В Вилюйске…
Данный народный праздник отмечается 24 ноября (по старому стилю – 11 ноября). В церковном календаре…
В ПАО «Якутскэнерго» информируют о временных ограничениях электроснабжения в столице и некоторых районах республики, запланированных…
С 28 по 30 ноября в спорткомплексе «Дохсун» Якутска пройдет первый отборочный этап Игр Дыгына…
В спорткомплексе «Модун» прошёл ХХ турнир братьев Ноговицыных по хапсагаю. Чемпионами в весах стали Егор…
На Играх Боотуров (Боотурдар оонньуулара) в «Дохсуне» абсолютный чемпион Игр Манчаары (2021, 2025) по национальным…