В Якутии 2021-2030 годы объявлены Десятилетием здоровья.

Василий Шимохин: «Мы крепко стоим на ногах!»

«Железные дороги Якутии» – одна из молодых компаний в железнодорожной отрасли страны. При этом протяжённость её инфраструктуры порядка восьмисот километров, а значит, потенциал для освоения неохваченных территорий Якутии огромен. Более того, стратегия развития республики напрямую зависит от развития железнодорожной инфраструктуры. Наконец, сегодня любой житель столицы, переправившись на другой берег в Нижний Бестях, сможет позволить себе комфортабельное путешествие на поезде по городам Дальнего Востока.

Генеральный директор «ЖДЯ» Василий Шимохин рассказал  читателям «Якутии» о работе и перспективах возглавляемой им компании.

Крупная компания

– Начнём с того, что мы – один из крупнейших в республике налогоплательщиков со штатом 1300 человек, – говорит Василий Владимирович. – Компания – неотъемлемая часть создания территории опережающего социально-экономического развития, планируемой к формированию в районе Нижнего Бестяха. Здесь будет создан крупнейший транспортно-логистический узел северо-востока страны. 44,3% акций компании принадлежат республике, а 46,85% – федеральная собственность в лице акционерного общества «Российские железные дороги». Работаем в двух направлениях: грузовые и пассажирские перевозки.

– Расскажите об основных вехах развития железнодорожной инфраструктуры компании за последнее время.

– В июне 2019 года приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта введён в постоянную эксплуатацию участок Томмот – Нижний Бестях. В июле того же года состоялось открытие пассажирского движения до станции Нижний Бестях. С января 2020 года с этой станции начал курсировать прицепной купейный вагон беспересадочного сообщения до Хабаровска. В сентябре на ежедневное курсирование переведён поезд Нижний Бестях – Нерюнгри, а с декабря начал курсировать вагон беспересадочного сообщения до Иркутска.

Сегодня в парке компании 30 пассажирских и 150 грузовых вагонов, а также 49 магистральных локомотивов и 18 маневровых. Три полноценных железнодорожных вокзала в Алдане, Томмоте и Нижнем Бестяхе, локомотивное депо в Алдане и вагонное депо в Нерюнгри.

– Как отразился на деятельности компании пандемийный 2020-й?

– Весь прошлый год мы ходили строго по графику, не было ни одной отмены рейса. Более того, как сказал выше, открыты новые маршруты. В общем, мы неплохо сработали в 2020 году, получили прибыль и не сократили ни одного человека. Конечно, небольшое снижение в плане поступления прибыли имеется. Однако подавать в связи с этим документы на получение льготных кредитов и госдотаций, как это делали многие пострадавшие от пандемии компании, мы просто постеснялись – мы крепко стоим на ногах!

Проект «Дальневосточный экспресс»

– В этом году в планах компании открытие нового маршрута в направлении Владивостока. Расскажите об этом проекте.

– Как вы знаете, сейчас из центра республики можно в любое время отправиться в плацкартном вагоне или в купе в Нерюнгри, Благовещенск, Иркутск и Хабаровск. В общем, с нашей помощью якутяне охотно открывают для себя Дальний Восток.

В связи с предстоящим ограничением работы аэропорта Якутска и полным закрытием аэропорта в Нерюнгри у нас имеется поручение правительства республики: обеспечить перевозку пассажиров до Владивостока. Сейчас нами проводится кропотливая работа по открытию сообщения Якутск–Владивосток. Замысел в том, что поезд будет ходить ежесуточно туда и обратно. К нему также будут прицепляться вагоны со всех столиц Дальнего Востока. Получится такой «Дальневосточный экспресс». По планам, процентов на 30-40% он будет работать исключительно в интересах жителей Якутии. Ориентировочно стоимость проезда в один конец будет составлять 4,5 тысяч рублей в плацкарте и от 7,5 тысяч рублей в купе. Время в пути около 2,5 суток.

Не скажу, что работа продвигается легко. Дело в том, что требуется кардинально изменить движение поездов по Дальнему Востоку, приобрести новые вагоны стоимостью 60 миллионов рублей каждый, принять дополнительно на работу проводников, электриков, осмотрщиков пассажирских вагонов. Наконец, достроить на станции Нижний Бестях пассажирское депо. Сдать там два жилых 24-квартирных дома для персонала, поскольку тех же готовых проводников в Нижнем Бестяхе нет. В общем, для компании это скорее социальный проект, так как с учётом стоимости новых вагонов, их обслуживания, оплаты труда персонала и прочих расходов в итоге рентабельность составит всего 2%. И тем не менее, 15 июня мы должны запустить этот поезд! Уверен, что открытие прямого сообщения Нижний Бестях – Владивосток позволит повысить качество транспортного обслуживания населения и улучшить транспортные связи между регионами ДФО.

Про дотации и стимулы

– Василий Владимирович, выходит, что пассажирские перевозки – убыточный вид деятельности?

– Не то чтобы совсем убыточный, но определённые нюансы имеются. В пассажироперевозках есть текущие затраты и есть инвестиционные. Поскольку государство регулирует стоимость билета, оно возмещает текущие затраты. Имеется определённая дотация на плацкартные и общие билеты, кроме купейных. Возмещает не то, что мы «покатались» и получили затраты, а в пересчёте на… одного пассажира. Таким образом, чем больше мы перевезём пассажиров – тем больше будет дотация. Например, в этом году на текущие затраты при перевозке пассажиров мы получим порядка 250-300 миллионов рублей.

В то же время в инвестиционных затратах заложена покупка вагонов. Государство простимулировало отрасль весьма интересным способом. В своё время мы перестали платить НДС с проданных билетов. И вот эту разницу в НДС мы можем потратить исключительно на приобретение пассажирских вагонов и ни на что другое. Подобным образом государство стимулирует железнодорожных перевозчиков на увеличение пассажироперевозок.

Грузовой сегмент: «У нас недорого!»

– Как обстоят дела в сфере грузоперевозок?

– Работа кипит! Работа напряжённая, но стабильная. Сегодня провозная возможность железной дороги на маршруте Нерюнгри – Нижний Бестях пять миллионов тонн в год. А вообще имеющаяся дорога рассчитана до 16 млн тонн. Если будет выше – надо будет оборудовать два-три разъезда, чтобы разводить встречные поезда.

В 2020 году на Якутск доставлено 1,2 миллиона тонн грузов. В этом году надеемся увеличить грузопоток до полутора миллионов тонн. Предпосылки к этому есть. Заработали на полную мощность многие промышленные предприятия, особенно золотодобывающие. Наблюдается переориентация на «Железные дороги Якутии» магаданских организаций. Надеемся, что Минтранс России совместно с Росавтодором сможет построить мост через реку Восточная Хандыга, отсутствие которого в настоящее время нас ограничивает. Если будет этот мост, то Магадан станет круглогодичным!

Вообще «Железные дороги Якутии» – своеобразный индикатор экономической деятельности Якутии. Пошло больше металла и арматуры – стройки заработали. Везем алюминиевые и оптоволоконные провода – значит где-то будут тянуть линии ЛЭП и ВОЛС. Увеличилась отгрузка комбикорма –сельское хозяйство активизировалось. В общем, мы четко видим все направления отраслей, востребованные в настоящее время.

Конечно, какой-то объём перевозок приходится на автомобильный транспорт. Машинами идёт порядка 250-300 тысяч тонн в год. Но возьмем, к примеру, железобетонные опоры для ЛЭП: такой груз автомобилем везти не вариант. А стоимость доставки? Из Новосибирска до Якутска услуга доставки груза автомашиной стоит минимум 400 тысяч рублей. Железнодорожный тариф – в два раза меньше. Ничего эффективнее и дешевле железной дороги ещё не придумано.

Есть ещё и такое понятие, как экономический эффект. Он исчисляется, без преувеличения, миллиардами рублей. В первую очередь за счёт удешевления завоза в Якутию грузов, возможности вывоза из республики произведённых товаров, добытого сырья.

При этом наша политика состоит в том, чтобы снижать ценовую нагрузку на общество. Не так давно решением правительства России распространены единые тарифы «РЖД» на перевозку грузов по инфраструктуре «ЖДЯ». Это привело к значительному снижению стоимости перевозок. Так что возите грузы по железной дороге – у нас недорого!

– Словом, никаких проблем в плане грузоперевозок у компании нет?

– Ну почему же. Мы всегда говорили, что сегодня наша железная дорога до Нижнего Бестяха – путь в одну сторону. К сожалению, сегодня обратно везти, по сути, нечего. В 2020 году обратно мы вывезли всего 130 тысяч тонн, в том числе 30 тысяч тонн мохсоголлохского цемента, 15 тысяч тонн газа, 5 тысяч тонн сангарского угля, металлолом, лес, гружёные контейнеры и т.д. Разумеется, такие цифры не впечатляют. Тем не менее, считаю, что для начала это нормально. Понемногу процесс идёт. Появилось предложение от нас – появился спрос у клиентов. Поэтому мы возлагаем большие надежды не только на крупных клиентов в лице промышленных компаний, но и на малое и среднее предпринимательство.

От жилья до рыбозавода

– Василий Владимирович, известно, что компания активно занимается, скажем так, непрофильной деятельностью. И как у вас до всего руки доходят?

– Действительно, за последние несколько лет «ЖДЯ» серьёзно взялось за строительство. Так, построен один дом и заложен второй в Томмоте. Три дома возведено в Алдане, и уже начались работы по строительству целого микрорайона из семи домов на ул. Дивизионной. Заложено два дома в Нижнем Бестяхе. Параллельно ведётся строительство многих объектов для развития инфраструктуры компании. В планах на этот год – Дом отдыха локомотивных бригад, цех отстоя локомотивов, цех путевых машин.

Также компания поставила амбициозную цель – построить в Томмоте рыбоводный завод для восполнения рыбных запасов якутских рек и, в первую очередь, реки Алдан. В рамках реализации проекта нами уже достигнуто соглашение с Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства республики, а также с приморским рыбоводным заводом ООО «Малтат». На этом предприятии наши специалисты будут учиться и перенимать опыт выращивания молоди тайменя, ленка, хариуса и других видов рыб.

– Спасибо за интервью!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ