Фото автора
Тысяча самых разнообразных костюмов, трехэтажные декорации, скрипка самого Гранта Григоряна, дэйбиир Суоруна Омоллоона, 50-летний бумажный зонт, привезенный Аей Яковлевой из Японии для постановки «Чио-Чио-Сан» – мы побывали в закулисье Государственного театра оперы и балета РС(Я)…
«Город в городе»
Так называют свой театр его сотрудники. И, думаем, это описание очень подходит этому величественному зданию.
Все мы знаем, что с парадной двери гостей ждет обширный холл с высокими потолками, сверкающими люстрами и двумя входами в главный зал. Но сегодня нам удалось посетить вторую половину здания, где расположены рабочие кабинеты артистов и работников.
И, как оказалось, эта часть театра как настоящий лабиринт – со множеством улочек-коридоров, переулков, тупиков, закуточков, подъемов и спусков. Там и тут можно увидеть развешанные на стенах исторические фотографии, костюмы, декорации. Каждая дверь обещает погрузить в какую-то захватывающую тайну, стоит только ее приоткрыть. Честно? Здесь легко можно заблудиться без провожатой.
К счастью, у нас она есть. В прошлом году это была заведующая гримерно-постижерным цехом Ваира Аргунова, вместе с которой мы побывали в «закоулке мастериц преображения» – в гримерной. Мы писали про это статью. Помните?
А в этом году нашим гидом-проводником стала заведующая Музеем театра Елена Степанова. С ней мы заглянули в репетиционную, на склад реквизита, в Музей истории театра и посетили огромный производственный цех. Расположен он в трехэтажном каменном здании по соседству. Здесь создаются декорации и шьются костюмы. Но обо всем по порядку.
Любовь к искусству сквозь холод и голод
– История нашего театра начинается с оперы-олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» Марка Жиркова и Генриха Литинского, – начала свое повествование моя собеседница. – Автором либретто стал драматург Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон. И именно его имя с 2001 года носит ГТОиБ.
Театр образовывался в тяжелые времена. Из Москвы тогда приехали деятели культуры, чтобы привить здесь искусство оперы и балета. В их числе был балетмейстер Иван Каренин, который как раз и набрал первую плеяду якутских артистов балета, в том числе Аксению Посельскую и Иннокентия Христофорова. Последний после отъезда московских учителей стал первым якутским балетмейстером.
К слову, во многом благодаря ему якутяне узнали такую балерину, как Аксения Посельская. Потому что, когда она приехала с учебы в Москве, ей негде было жить здесь в городе, и она собиралась вернуться к себе в деревню. У нее тогда уже был ребенок. Уехала бы с дочкой – и никто бы уже ее не увидел и не услышал. Но Иннокентий предоставил ей свою квартиру, чтобы она могла танцевать.
Они работали во время Великой Отечественной войны. Театр тогда располагался в бывшем Кафедральном Свято-Троицком соборе. Вон он как раз виден из окна. Понятное дело, что в советское время в нем никакие службы не шли, и здание отдали под театр.
Никаких батарей отопления не было и дров тоже. Топить было нечем. Люди приходили в шубах, сидели в темноте и ждали, когда зажгут маленькие свечки. Иннокентий Дмитриевич вспоминал, что было так холодно и негде было согреться. А ведь артисты балета выступали в легкой одежде. Представляете, как они танцевали «Полевой цветок»?!
Но зрители очень любили театр. «Ньургун Боотур» был настолько популярен, что люди – бедные, изможденные, голодные и холодные – шли на этот спектакль. Артисты балета для них были все равно что боги. И вот как раз с тех показов собрали средства на танк «Ньургун Боотур», который впоследствии направили на фронт. Сам Сталин тогда прислал якутянам письмо с благодарностью за вклад в победу.
«Приведите мне этого соловья!»
– К сожалению, костюмов с постановок тех лет не осталось, только фотографии. А самые старинные костюмы, которые хранятся на сегодня в театре, – 1957 года. Это год, когда театр выезжал на Дни Якутии в Москву. Это, к примеру, костюм Туйаарымы Куо из той же оперы «Ньургун Боотур» (увидеть его можно в витрине на втором этаже в ГТОиБ – прим. ред.). Его носила оперная певица, народная артистка РСФСР и ЯАССР Анна Егорова.
А партию Ньургун Боотура тогда исполнял Илья Перевалов. Как он попал в оперу – тоже отдельная интересная история.
Перевалов жил там, где сейчас Залог. Каждое утро он выходил на улицу и пел на всю округу. Видимо, израненная на войне душа таким образом пыталась заглушить боль. И голос у него был такой невероятной силы, что доносился аж досюда.
Как-то Марк Николаевич Жирков, услышав его пение, поразился: «Откуда это доносится? Кто поет? А ну-ка, найдите мне этого человека!» И когда его нашли, предложил ему работу в театре. Вот так Илья Перевалов попал в оперу.
Эту историю мне рассказал его сын – Владимир Заболоцкий, народный артист РС(Я). Он сейчас работает здесь, в театре, – поделилась информацией Елена.
Далее моя спутница поведала не менее познавательные истории про Анну Егорову, про «якутского жаворонка» Екатерину Захарову и про то, как Марк Жирков повез девушек в Москву записать их голоса на пластинки для потомков – к великому сожалению, они не сохранились.
Про Гранта Григоряна, про то, как лучший выпускник Московской консерватории родом из жаркого Сухума стал одним из основоположников академической музыки в Якутии, как он ездил по районам, собирал музыку и фольклор, как полюбил Якутию.
– Он считал, что якуты – это очень музыкальный и очень одаренный народ. Он был без ума от этого. И когда в 1962 году его не стало, его мать спросили, где похоронить сына. Он же родился на берегу Черного моря, но променял этот теплый, красивейший край с пальмами на нашу морозную Якутию с туманами.
У нас же принято хоронить на родине. И вот когда его матери сказали, что тело привезут, она ответила: «Нет. Он считал Якутию своей родиной. Он очень её любил, поэтому похороните его там, где он жил и где работал, в том краю, которому он посвятил всего себя…»
Самая сказочная ёлка Якутии
За разговорами мы поднялись на второй этаж. Здесь в фойе стоит большая нарядная елка, самая сказочная, которую я только видела в Якутии. Ведь ее украшают самодельные игрушки в виде персонажей разных сказок и спектаклей. На елке можно найти тыкву и хрустальную туфельку Золушки, Щелкунчика, мышиного короля, Чеширского кота, Русалочку, Шалтая-Болтая, графа Вишенку, Пьеро и многих других.
Все игрушки сшиты руками художников театра. Все очень детально и красиво. К слову, тут же мы встретили и их создателей. Ну, некоторых из них. А всего художников в театре десять – это Мария Ядрихинская, Ангелина Тимофеева, Айталина Барчахова, Мария Алексеева, Соня Яковлева, Сергей и Индилена Орестовы, Родион Готовцев, Диана Харитонова и старший художник-оформитель Туйара Попова.
– Мы только в этом году начали делать такие елочные игрушки, – поделились мастерицы. – На одну может уйти от пяти дней. Используем остатки материалов, которые нам отдают швеи после пошивки костюмов. Ткани, искусственный мех, тесьма, пеноплекс, дерево – всё идет в дело.
Будете в театре, обязательно внимательно осмотрите елку. Уверены, вы тоже придете в восторг.
Сердце театра
– Производственный цех – это сердце театра, – убежден следующий встреченный нами сотрудник Александр Марков. Он мастер и художник по дереву. – Все декорации к каждому спектаклю создаются в производственном цехе. Всего в нем работают человек 30.
На первом этаже – сварщики и столяры. Они мастерят мебель, арматуру, бутафорию – абсолютно всё, даже стреляющие пистолеты и пушки. На втором этаже расположились художники. Они создают игрушки, делают писанину, покраску и другие детали. На третьем этаже – большой швейный цех.
Наш производственный цех – самый большой в республике. И даже театры в других городах России завидуют нам. Вот так!
– Наши мастера строят целые города. Вот пришли бы вы на «Риголетто» и посмотрели на всю эту многоэтажную конструкцию – вы бы в обморок упали! – вторит ему Елена. – Они создали там целый средневековый замок. Это очень сложные декорации. Артисты там ходят поверху, стреляют друг в друга, падают, вешаются. И всё это должно быть крепко-накрепко сварено, чтобы артисты не пострадали. И за всё это отвечают они – работники производственного цеха.
Сокровищница
Затем мы посетили Музей театра. Он совсем небольшой, зато здесь хранятся очень ценные экспонаты. В их числе как раз те, о которых мы писали ранее: дэйбиир, а также рог и термос Суоруна Омоллоона, скрипка Гранта Григоряна, бумажный зонт Аи Яковлевой. А также костюм Ньургун Боотура, в котором выступал в 1977 году оперный певец Иван Степанов, костюм первой якутской профессиональной балерины Евдокии Степановой, тросточка и подсвечник оперного певца Матвея Лобанова и много-много других.
Буквально всё здесь дышит историей. И кажется, будто всё то, что рассказала моя спутница, оживает здесь и обретает форму.
This post was published on 21.12.2025 10:24
Лучший способ почувствовать дух Рождества – наполнить дом ароматами корицы, мандаринов и свежей выпечки с…
20 декабря в культурном центре «Сергеляхские огни» прошел торжественный Бал чемпионов. На нём наградили лучших…
21 декабря 2025 года произойдет зимнее солнцестояние. Это особенный момент обновления, насыщенный древними традициями, приметами…
Сегодня мы расскажем, какие знаки зодиака встретят свою любовь в 2026 году. Овен (21 марта…
Традиционный новогодний праздник - Елка Главы Якутии – прошел сегодня, 20 декабря, в Государственном цирке…
Глава Якутии Айсен Николаев сегодня, 20 декабря, принял участие в торжественном открытии Многофункционального спортивного зала…