В Якутском музее имени Ярославского открылась выставка «Человек, опередивший свое время», посвященная 150-летию Петра Хрисанфовича Староватова — краеведа, учителя, Героя Труда и официально признанного первого заявителя о наличии алмазных месторождений на Вилюе (он писал об этом еще в 1919 году!).
На этой выставке представлено более 300 экспонатов, 250 из которых – из Вилюйского краеведческого музея, носящего имя Староватова, остальные — из Нюрбинского музея дружбы народов имени К.Д.Уткина, Централизованной библиотечной системы Вилюйского улуса, Чочунского музея имени И.М.Гоголева-Кындыла, Эльгяйского краеведческого музея «Туойдаах алаас», Национального архива РС(Я) и Якутского музея имени Ярославского.
Гостей встречает Староватов
— Специально для этой выставки наши сотрудники изготовили диораму, где Петр Хрисанфович показан на фоне его любимой реки – Вилюя, берега которого он исходил, как краевед, как исследователь, к тому же он был заядлым рыбаком, поэтому в углу вы видите сети, — рассказывает директор Вилюйского музея Татьяна Николаевна Афанасьева. — Выложенные на фоне диорамы кости доисторических животных — настоящие. Частью первой экспозиции нашего музея была палеонтологическая коллекция, и судя по старинным фотографиям, она была очень большая.
Фото самого Староватова, использованное здесь – это его снимок, сделанный после 1947 года, а возможно, что и в 1947-м, когда отмечалось 25-летие ЯАССР, и он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, который вы и видите на фотографии. Вторая награда — медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» А вот знака Героя Труда нет – в 1928 году, когда ему присвоили это звание, к нему никаких знаков, орденов или медалей не прилагалось, хотя по всему Советскому Союзу первыми Героями Труда стали всего лишь четыре человека. Староватов был третьим.
Сфотографирован он был на крыльце музея. По этой же фотографии сделан и недавно установленный у нас в Старом городе памятник Петру Хрисанфовичу. Автор памятника — наш земляк Афанасий Иванов. В будущем вокруг планируется разбить сквер.
«Со всего Вилюйского округа»
— Если вспомнить историю создания нашего музея, то с такой инициативой выступил в 1917 году именно Староватов, будучи членом Вилюйского комитета общественной безопасности, и КОБ ее поддержал, издав соответствующий указ, но первая экспозиция по понятным причинам открылась лишь 1 мая 1921 года.
В 1920-1921 годах усиленно собирали экспонаты, а в 1935 году, став директором музея (до этого он был на педагогической работе и, как сам писал, «ушел по состоянию здоровья»), Петр Хрисанфович добился выделения здания: тогдашний председатель исполкома Илья Егорович Винокуров отдал под музей бывшее Окружное полицейское управление.
Справив новоселье, обновили экспозицию, провели комплектование.
Представленную здесь часть нашей большой экспозиции «Вилюйск православный» собирали, возможно, уже при директорстве Староватова, после закрытия церквей.
Все предметы собраны в Вилюйском округе. Жители всех улусов округа участвовали в сборе экспонатов для музея, и очень большую работу здесь проделали учителя.
Тут вы видите очень много предметов казацкого быта, так как казаки пожертвовали много вещей.
Вот форменная овчинная папаха казака Иннокентия Шипкова, с внутренней стороны читается надпись «Поставщик двора». Рядом кичка – женский головной убор, украшенный золотым шитьем и стеклярусом. Кичка эта в свое время была ярко-малиновой, но со временем выцвела. В Якутии, насколько мне известно, она сохранилась в единственном экземпляре.
Без ридикюля — никуда
— Разделочная доска для сыра, кофемолка, — продолжает перечислять Татьяна Николаевна, а я лишь поражаюсь, до чего же зажиточными были вилюйские казаки.
— А это мухоловка, — говорит она, показывая на стоящий в витрине стеклянный «графинчик». — В него наливали сироп и затыкали пробкой, которая не сохранилась, мухи забирались снизу и уже не находили выхода.
По соседству стоит уже настоящий графин. Татьяна Николаевна говорит, что он пронумерован, а поэтому, возможно, «служил» в Окружном полицейском управлении.
Из других хрупких предметов привлекают своей красотой фаянсовое блюдо семьи Староватовых и поднос, принадлежавший семейству последнего городского старосты Гаврила Ивановича Попова и размещенный на рушнике, вышитом его дочерью Ларисой. Другая принадлежность дочерей Попова — ридикюль начала ХХ века. Изящная вещица.
— Дочери купца 2-й гильдии Николая Алексеевича Расторгуева на хранящихся у нас старинных фотографиях тоже запечатлены с такими ридикюлями, — поясняет Татьяна Николаевна. Да, в высшем свете без ридикюля никуда – засмеют.
Но щеголихи водились не только в городах: в другой витрине — якутские вышитые женские рукавицы, эвенкийские женские торбаса, пояс, расшитый бисером – бисер тут белый, синий и черный, так как это традиционная вышивка, в которой использовался и олений волос.
Кортик князца и награда «самолетостроителю»
— А вот наш раритет, — директор подводит к роскошной цепи с «орденом» на бархатной подложке. – Это нагрудный знак вилюйского городского старосты с гравированной надписью.
В соседней витрине — кортик князца, опять же с гравированной надписью на гарде «Средневилюйского зимовья Тогуйской волости князцу».
— У князцов по всей Якутии кортики были точно такие же, с рукояткой в виде соболя, — рассказывает Татьяна Николаевна.
Рядом с кортиком – деревянный футляр к нему, точнее, его сохранившаяся половина из фондов Чочунского музея – сам кортик, как и вторая половина футляра, у них не сохранились.
Кстати, именно в Чочунском наслеге был найден череп ископаемого бизона, который стал символом Якутского музея имени Емельяна Ярославского. Староста наслега Семен Алексеевич Егоров-Бэчиэт привез его в Якутск и вручил исправнику для отправки в Иркутск, но, к счастью, череп этого доисторического животного остался «дома».
Еще один раритет — удостоверение, которое вручили в 1915 году старосте Жемконского наслега Георгию Алексеевичу Кондакову за крупное пожертвование на постройку первых аэропланов.
— Насколько мне известно, такой награды в Якутии были удостоены лишь два человека. Удостоверение это мы привезли из фондов: у себя выставляем лишь изредка из-за губительного воздействия ультрафиолета.
С пополнением!
Привез Вилюйский музей и один из первых своих экспонатов — костяную пороховницу, подаренную тогдашним председателем исполкома Руфом Ивановичем Кардашевским, и предметы из серебряной коллекции.
Конечно, представлены и личные вещи Староватова: ящик, с которым он отправлялся в поездки, рукописи, фотографии, книги с автографом из его библиотеки, собственноручно заполненный личный листок по учету кадров, собранные им минералы.
Но невозможно не отметить, что среди первых экспонатов Вилюйского музея здесь представлено и совсем недавнее пополнение:
— К 150-летию Петра Хрисанфовича Староватова мы объявили акцию по комплектованию, — рассказывает директор, — и Андрей Николаевич Титов подарил нам свою частную коллекцию, очень ценную, которую вы видите здесь: старинные печатки, пряжки, пуговицы, пряжки, табачные трубки, нательные кресты.
Какие люди! Какие подарки! И конечно, все это надо увидеть своими глазами. Успевайте: выставка будет работать только до 5 декабря.
This post was published on 17.11.2023 11:16