В Якутске завершился первый чемпионат по креативным технологиям «Айар уустар»

В Якутске завершился первый чемпионат по креативным технологиям «Айар уустар»

15:51
16 октября 2023
Фото автора
Читайте нас

Первый креативный

В Якутске состоялся первый чемпионат по креативным индустриям «Айар уустар – Творящие мастера». В нем участвовали учащиеся средне специальных учебных заведений Якутска и Ханты-Мансийского округа. В течение пяти дней юные мастера соревновались в десяти компетенциях по двум направлениям – компьютерные технологии и «Мода и дизайн» и на итоговом шоу представили отличные результаты.

По поручению Владимира Путина

Чемпионат стал первым в России большим соревнованием профессионального мастерства по направлению «Креативные индустрии». А проводили его во исполнение поручения президента страны Владимира Путина, который в 2022 году дал задание готовить кадры для креативных индустрий. При этом подчеркивалось, что надо готовить в достаточно коротки сроки, а для этого наиболее подходит система среднего профобразования. В ответ на поручение президента Министерство просвещения РФ организовало конкурс-отбор, который прошли семь регионов России, в том числе и наша республика. Кроме того Якутия является победителем Российской национальной премии в сфере креативных индустрий (Russian Creative Awards) 2022 года в номинации «Креативный регион» .

— Сам чемпионат не имеет аналогов по России. Вообще столь большие соревнования такого характера проводятся впервые, — рассказала Любовь Афанасьева, заместитель директора Института развития профессионального образования.  —   В состязаниях участвуют 50 студентов из Колледжа креативных индустрий («Айар уустар»), Колледжа цифровых технологий («Ай – тыын»), Колледжа инфраструктурных технологий, Намского педагогического колледжа, Якутского промышленного техникума и учебных заведений Ханты-Мансийского округа.

На тему вечной мерзлоты

Мы уже привыкли к тому, что наше главное отличие, наш основной фактор, а не досадная климатическая особенность, как раньше считалось, это холод. И соревнования в десяти компетенциях: цифровой модельер, дизайн модной одежды и аксессуаров, графический дизайн, фото, анимация, веб-технологии, разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, 3D-моделирование компьютерных игр, технологии моды и ювелирное искусство шли по общей теме – «Царство вечной мерзлоты».

Причем жюри рассматривало не только творческие навыки, но и уровень командообразования. Команды участников из пяти человек были сформированы случайным способом, согласно жребию. Таким образом ни заранее договориться, ни подготовиться заранее у команд возможности не было.

Чемпионат проходил на площадке исторического парка «Россия – моя история». Здесь же были организованы профориентационные мероприятия. Ребятам предложили тренинги по определению своего будущего направления в учебе (для школьников) или как пройти собеседование, правильно составить резюме (для студентов). Занятия на командообразование провел Центр опережающей профессиональной подготовки.

Команды располагались в залах исторического парка. К полудню третьего дня чемпионата некоторые участники уже закончили работу, сообщили мне, остальные – в процессе.

— По направлению «информационные технологии» тема та же: «Вечная мерзлота», — рассказывает мне Любовь Афанасьева. — По ней ребята создают продукт, исходя из своей фантазии – это может быть сайт, мобильное приложение или компьютерная игра.  Самое главное, чтобы они могли не только создать, но и защитить свой проект. Ребята в процессе конкурса между собой подружились, так у них налаживаются связи, и после учебы они могут сотрудничать, создать, например, стартап.

Амбассадорами мероприятия выступили люди известные своим творчеством, они же стали и членами жюри: Наталья Оконешникова, фудблогер, Раиса Пельтцер, создатель авторских ювелирных украшений, Изабелла Чарина, ювелирная компания «ЯЗолото», Никита Андреевич Васильев, преподаватель АГИКИ и председатель жюри – деятель культуры Алексей Егоров-Еркен.

 

 

Идет мастер-класс. Фото автора. Ограниченное время на свободное творчество

Главный эксперт по графическому дизайну Светлана Михайлова, преподаватель колледжа креативных индустрий, рассказала, что оценки будут как командными, так и индивидуальными.

— Индивидуальная оценивается по техническим параметрам – как правильно сохранить файлы, как их по цветам разделить, — объясняет она. – Отдельные требования к анимации – работы должны быть в векторной программе. Я вижу, что ребята сдружились, и работа у них идёт хорошо.

Константин Пермяков из Ханты-Мансийского округа — студент четвертого колледжа в Советском политехническом колледже по специальности «Графический дизайн». Он участник чемпионатов «Worldskills» и «Хакатон», так что имеет определенный опыт.

— Мне здесь понравилось то, что совмещены элементы прошлых чемпионатов, то есть задания на время и элементы из «Хакатона», когда дается полная свобода, когда ты можешь выбрать свою тему, и тебя никак не ограничивают, —  поделился Константин. — В данный момент мы с командой работаем над созданием компьютерной игры в Low poly стиле. Моя задача заключалась в том, чтобы разработать логотип и фирменный стиль игры, а также разработать дизайн для сайта и корпоративных продуктов. Понятно, что за три дня игру создать «под ключ» не получится, будет только некий прототип на уровне идеи.

Рабочий процесс. Фото автора.

Соревнования в направлении «Мода и дизайн» проходили в пяти компетенциях — дизайн модной одежды и аксессуаров, цифровой модельер, технология моды, ювелиры, фотография. В следующем зале – ювелиры. За пронумерованными столами три девушки и один юноша. Как мне объяснили, юные ювелиры изготавливали подвески.

— Делается она из серебра 925-й пробы со вставкой из фианита, — говорит Айысен Атасов, главный эксперт по ювелирному делу. — Задания разделяются по модулям, работают строго по семь часов каждый день.  Чертеж изделия у них есть изначально, конкурсанты же придумывают креативную часть на определенную тему. Все материалы полностью выдаем.

Независимые эксперты оценивали работу мастеров аж по шести критериям! Как отметили эксперты, ребята тут набирают опыт, и параллельно проходят отбор на профессиональный российский конкурс. Обычно участники из нашей республики показывают хорошие результаты. Так, Мария Филиппова из Якутского промышленного техникума заняла второе место по России в прошлом году. Забегая вперед, отмечу, что она же стала победительницей в личном первенстве и на этом чемпионате.

Кропотливая работа длилась три дня. Фото автора.

Перехожу в зал с вывеской «Технологии моды» и словно попадаю в модное ателье. Швейные машины, манекены с элементами костюмов и самое главное – ребята, которые трудятся над созданием образа.

— В первый день у них был мозговой штурм: вырабатывали свою легенду и то, какой образ хотят получить, — рассказала Надежда Тарасова, главный эксперт компетенции «Технологии моды». – Потом сами закупали материалы, дизайнеры представили технические и художественные эскизы, а модельеры сделали лекала. Дизайнеры и технологи провели закуп на выделенные 25 тысяч рублей – подобрали материалы, закупили их за ограниченное время – два часа. Докупать или заменять недостающие материалы не разрешается. Всё необходимое, вплоть до иголок, лапок, мелких крючков — они должны правильно рассчитать. Участвуют студенты разных курсов, но это уже те ребята, которые имеют опыт работы в чемпионатах. К этим соревнованиям отрабатывали только технику и технологию. От нового формата все – и ребята, и эксперты — в восторге. Глядя на закупленные материалы, у участников как будто чешутся руки – так им хочется творить!

Подхожу к одной из команд. Вижу на манекене многослойную пышную юбку из прозрачного материала. Девушка вырезает из блестящего материала полумесяцы и объясняет мне, что они украсят подол.

— Концепция нашего образа – это Бык холода и месяцы зимы, — говорит Кунэ-Куо Архан, студентка третьего курса колледжа «Айар уустар». – Палитра цветов у юбки передает смену сезонов по месяцам. На груди будет звезда, а из-под накидки платья появится сначала один рог Быка холода, затем — второй. На корсете изобразим голову быка. Сейчас мы столкнулись с такой проблемой: корсет шили на манекене, но у нашей модели оказались другие параметры, поэтому сейчас перешиваем. Волнения как такового нет, хотя это мой первый конкурс. С командой мы за эти дни уже сдружились и хорошо понимаем друг друга.

Это будет «Хранительница вечной мерзлоты». Фото автора.Прорыв возможен

И вот — закрытие чемпионата.  Прошло оно в кластере креативных индустрий «Квартал труда». С флагами Якутии и России в руках, юноши и девушки «зажгли» зал. Затем, в такой же неформальной обстановке состоялось награждение в личном первенстве и защита проектов команд. Участники направления «Информационные технологии» представили очень интересные проекты, а от образов, созданных ребятами по направлению «Мода и дизайн», невозможно было оторвать взгляд!

— Мы создали игру на выживание – симулятор о том, как справиться с проблемами в чрезвычайных ситуациях. По легенде, у главного героя ломается автомобиль на зимней трассе и нужно помочь ему выжить, — рассказал Илларион Илларионов, победитель в компетенции «3DД-моделирование компьютерных игр», студент 3-го курса Якутского колледжа связи и информационных технологий. – Мы изучили материалы и решили сделать образовательную систему в виде игры. Мне понравилось, как мы смогли создать команду и работать вместе. Я учусь на разработчика веб- и мультимедийных приложений, увлекаюсь 3D-моделированием. Наша компетенция отвечала за внешний вид игры. А чемпионат очень интересный – я получил новый опыт и новые знакомства.

 

Идет презентация игры

Фото автора.
Команда-победительница. Фото автора.

По решению жюри в направлении «Компьютерные технологии» победу одержала команда № 5 (наставник Алексей Егоров) с разработкой игры- образовательной технологии Suol 124 km, а в направлении «Дизайн и мода» — команда № 4 (наставник Анна Куртц) с образом «Хранительница вечной мерзлоты».

— Прошедший чемпионат – очень важное мероприятие. Мы хотим развивать креативные индустрии в республике, сделать из этого целую отрасль, как мы в свое время создали IT-сферу, которая в 2021 году сгенерировала 4,5 млрд рублей, а это налоги и рабочие места. Сегодня мы видим, что в анимации, дизайне, моде и других направлениях тоже можно сделать прорыв, а для этого нужны кадры, поиск талантливых ребят, прокачка их навыков. Я уверен, они смогут добиться успеха и на мировых рынках – отметил на закрытии чемпионата Анатолий Семенов, заместитель Председателя Правительства РС(Я).

Илларион Илларионов, студент колледжа связи и информационных технологий — победитель в компетенции «3Д-моделирование компьютерных игр». Фото автора.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
30 апреля
  • -0°
  • Ощущается: -2°Влажность: 51% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: