В Якутске выбрали лучшего классного руководителя
Феномен конкурсов учителей всегда поражает: приезжая в столицу из всех районов республики, участники приобретают гораздо больше, чем просто звание победителя. Среди коллег они встречают удивительных, неординарных, влюбленных в профессию людей, становятся членами вдохновляющего сообщества.
Своими впечатлениями с нами поделилась победительница II Республиканского конкурса профессионального мастерства «Классный руководитель-2023», учитель русского языка и литературы Маганской средней школы Эльвира Борисова.
«Учить – это большая ответственность»
– Эльвира Сергеевна, как вы пришли к профессии учителя?
– Не сразу. Еще учась в начальных классах, я мечтала стать учителем. Жила в небольшом селе Дабан Олекминского района, и по соседству как раз жили младшие двоюродные братья и сестры, к которым я приходила. Они садились за импровизированные парты, и я учила их русскому языку, чтению, математике, были и труд с физкультурой. Потом как-то фокус моего внимания сместился, и затем я еще много раз меняла решение по поводу будущей профессии. Но в итоге, закончив в 2008 году Покровскую среднюю школу №1, поступила на филологический факультет ЯГУ (СВФУ). Успешно его окончив, пошла работать в школу. Конечно, на первом курсе еще не совсем видела себя учителем. Но в итоге уже после третьего курса точно знала, что буду педагогом.
Мне нравятся моя работа и профессия. Считаю, что это одна из благороднейших профессий – воспитывать будущее поколение. Учить – это большая-большая ответственность. Всегда думала, что каждый человек должен оставить свой след в истории. А учителя, безусловно, свой след в истории оставляют.
– Какая нынче молодежь?
– Конечно же, хорошая. Дети в любое время, перестроечное или нынешнее, всегда остаются детьми. Ни разу и никогда не встречала плохих детей. Сейчас они очень умные, многое умеют, знают, у них широкий кругозор. Придерживаются здорового образа жизни, ни у кого патологической тяги к каким-то плохим поступкам нет. Но, конечно, сказывается влияние гаджетов: смартфоны занимают все их свободное время, очень сложно ребенку контролировать самого себя, организовать свое время. Родители, классные руководители, учителя должны следить за тем, чтобы ребенок не оставался все время в виртуальном мире.
– Расскажите о своем классе.
– Я классный руководитель седьмого класса в Маганской средней школе. В классе 23 ребенка. Когда я их брала пятиклашками, это был мой первый опыт классного руководительства. Мне, конечно, сперва было действительно сложно. Даже были мысли, что не справлюсь, мне было страшно, ведь такая большая ответственность. Но здесь надо сказать, что большими помощниками для меня стали родители моих учеников и мои наставники. И я справилась, считаю.
Сейчас мне несложно. Да, есть, конечно, какие-то небольшие проблемы. Седьмой класс – все-таки это подростковый период, когда дети становятся гораздо взрослее, меняются их взгляды, смещаются интересы. Начинают много думать, переживать, и на каждом шагу их нужно сопровождать, стараться понять и помочь найти верный путь. Дети есть дети, они всегда сомневаются, могут попасть под чужое влияние. Мы – их помощники, проводники во взрослую жизнь. Я стараюсь быть для них другом, примером и учителем.
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать классный руководитель?
– Я думаю, что классный руководитель должен быть образцом и примером для своих детей. Профессия учителя сама по себе это подразумевает. А качества, которыми должен обладать классный руководитель – это открытость, отзывчивость, доброта и, самое главное – любовь к детям.
Что там было
– Участие в конкурсе «Классный руководитель» – ваш первый опыт?
– Да. Вообще я шла на этот конкурс не за победой, да и к тому же спонтанно приняла решение об участии. Готовились, буквально, пару дней. Сначала случилась неожиданная победа на городском конкурсе классных руководителей. Это были совершенно потрясающие два дня: столько удивительных учителей и классных руководителей работает в нашем городе!
– Что вы представили на первом этапе «Классно быть классным»?
– Я представила презентацию в виде «Семь Я». Где каждая «Я» рассказывала обо мне, моей работе с классом, моих классных детях- семиклассниках. Был также чудесный видеоролик, который мы подготовили совместно с детьми. Организовала танцевальный флешмоб, который очень понравился участникам городского этапа, за что меня некоторые коллеги так и звали «девушка с флешмобом». И этот же самый танец станцевала и на республиканском конкурсе.
– Каким было испытание «Мастер-класс»?
– Мы представляли фрагмент внеурочного занятия «Разговоры о важном». Во время мастер-классов мы делились как раз-таки своим опытом на практике: что мы можем, что применяем в своей работе классного руководителя. Я представила свой проект «Видеомастерская», который был изначально задуман в пятом классе, когда ребята только ко мне пришли. Тогда мне необходимо было сплотить, подружить их между собой. В проекте мои ученики обучаются ораторскому и актёрскому мастерству. Они учатся работать со словом, писать тексты, сценарии, выступая в качестве операторов, монтажеров, звукорежиссёров. Это такие интересные и творческие моменты, когда подростки могут действительно раскрыться с неожиданной стороны.
– Интересно, какие вопросы вам задавали на четвертом этапе «Вопрос классному руководителю»?
– Кстати, это было одно из самых сложных испытаний, потому что мы не знали, к какому конкретно вопросу нужно подготовиться. Это был разговор в формате диалога, то есть вопросы задавали не конкретно кому-то, а всем. Вопросы были очень интересные, я постаралась ответить на все. Тут хочется сразу отметить, что, несмотря на то, что это конкурс, среди участников не было каких-то напряжённых отношений. Мы все старались друг другу помочь достойно представить свой опыт, поддерживали друг друга.
Был такой вопрос: какие цифровые технологии вы используете в своей работе? Тут, конечно же, я не могла умолчать о своём проекте «Видеомастерская». Также спросили о том, что же нас больше всего тревожит и волнует, чем мы сейчас на данный момент интересуемся. Меня интересует воспитательная сторона процесса, что, когда и как необходимо действовать.
«Ни в коем случае не бояться»
– Ваши впечатления о конкурсе?
– Я благодарна организаторам, потому что это был настоящий праздник педагогического мастерства. Каждый из нас унес оттуда огромный багаж опыта. Что на городском этапе, что на республиканском – это такие прекрасные, талантливые педагоги, которые провели замечательные мастер-классы с методами и приемами. Они помогают проявить себя, посмотреть на свою работу, на ее результат со стороны.
– Советы будущим участникам.
– Ни в коем случае не бояться и относиться к конкурсу не как к оценке своей работы, а именно как к возможности показать, проявить себя, перенять опыт у других и завести новые знакомства, новых друзей. Получить не только огромный багаж знаний, но ещё и удовольствие от всего процесса!
– Будь вы организатором, что бы добавили или же убрали из этапов состязания?
– Убирать бы точно я ничего не стала. Все этапы конкурса построены таким образом, что дают раскрыться педагогу действительно как классному руководителю. Но единственное, о чем сожалеют участники конкурса, что хоть нас и было 26 человек из разных районов республики, но лишь на первом этапе мы встретились друг с другом. Затем нас распределили по группам по девять и восемь человек. Таким образом, мы видели только участников своей группы на всех этапах конкурса. А нам хотелось общаться со всеми. Надеюсь, в следующий раз организаторы учтут эти моменты либо запишут видео, чтобы каждый мог познакомиться с опытом своих коллег. Это было бы замечательно!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: