В Галерее зарубежного искусства имени профессора М.Ф.Габышева (филиал НХМ РС(Я)) появились экспонаты, которые можно трогать. Речь пока идёт о трёх фигурках — увеличенных в десять раз 3D-моделях миниатюрных японских скульптур нэцкэ. Сделали их в Детском технопарке «Кванториум» при Дворце детства.
— На самую большую — лису — ушел один день, — поясняет одиннадцатилетний мастер Айсен Ю. — Чтобы сократить время, разделили ее напополам, потом склеили. Маленькие фигурки делаем 16-18 часов. Сначала создаем компьютерную модель, потом распечатываем ее на 3D-принтере.
В «Кванториум» Айсен пришел в начале этого учебного года. Наставник хай-тек-цеха Детского технопарка Максим Саввин говорит, что выбор пал на этого ученика потому, что у него есть и потенциал, и интерес: «Мы занимались и параллельно работали над этим проектом. Планируем и дальше работать».
Айсен тоже нацелен на это: «Хочу делать не только нэцкэ, но и что-то покрупнее, чтобы как можно больше людей, которые не могут увидеть их, смогли к ним прикоснуться».
Во взрослой жизни Айсен хотел бы стать бизнесменом, но считает, что 3D-моделирование тоже пригодится: «Чтобы помогать людям».
— Поэтому мы изначально планировали привлечь к этой работе именно детей, — говорит руководитель проекта «Музей осязаемый», генеральный директор Национального художественного музея Влада Тимофеева. — К тому же наш проект предназначен и для них тоже: когда в музей приходят школьники, им интересно что-то схватить, потрогать. А когда они видят рядом тифлокомментарий, сразу спрашивают: «А это что?» То есть соприкасаются с этой темой. К нашему проекту мы шли долго. В 2017 году совместно с Республиканской библиотекой для слепых выпустили рельефно-графические альбомы для детей и взрослых с ограниченными возможностями по зрению с копиями произведений якутских художников-графиков из собрания музея, с тифлокомментарием и информацией на шрифте Брайля.
В 2019 году провели тактильную выставку «Тепло металла». Во время Ночи музеев устроили акцию «Прогулка в темноте», когда люди ходили по залам с закрытыми глазами, слушая тифлокомментарии, чтобы прочувствовать, проникнуться темой инклюзии в музее.
И вот у нас наконец-то состоялась презентация «Музея осязаемого». А почему нэцкэ, почему Восток? Потому что западное искусство — это в основном живопись, а объемные барельефные 3D-картины стоят дорого. Но мы участвуем в конкурсах на соответствующие гранты и верим, что выиграем и когда-нибудь приобретем их.
3D-модели скульптур, мелкой пластики тоже весьма недешевы, поэтому мы очень благодарны директору Дворца детства Марии Петровой и директору технопарка Марии Щербачковой за то, что откликнулись.
И конечно, мы от всего сердца благодарим за сотрудничество директора Республиканской библиотеки для слепых Айталину Корнилову, тифлокомментатора Евдокию Герасимову и сотрудника библиотеки Германа Маркова, без которых наш проект был бы невозможен.
Галерея зарубежного искусства, отреставрированная и музеефицированная к 100-летию ЯАССР, оснащена пандусами и мнемосхемой для самостоятельного передвижения по помещению и внешней территории галереи, маршрутизацией, тактильными табличками, тактильной доской, рассказывающей об истории галереи, тифлокомментариями к экспонатам — был проделан поистине колоссальный объем работы.
В ответном слове директор Республиканской библиотеки для слепых назвала презентацию «Музея осязаемого» историческим событием в культурной жизни не только города, но и республики, а руководитель Детского технопарка Мария Щербачкова отметила: «Участвуя в нем, мы расширяем свои границы».
— Смелая попытка, похвальная и продуктивная, — поделилась впечатлениями одна из первых посетительниц «Музея осязаемого». — Мы все очень рады. Хочу поблагодарить всех, кто работал над этим проектом, и Национальный художественный музей, который идет вперед. Хотелось бы, чтобы коллекция пополнялась и дальше.
Директор НХМ РС(Я) Влада Тимофеева в ответ на это сказала: «Со временем к нэцкэ добавятся 3D-модели якутского косторезного искусства из нашего богатого собрания, а может, и буддийская пластика. Идей много».
Фото пресс-службы НХМ РС(Я) и автора.
This post was published on 25.04.2022 16:49