yakutia-daily.ru

В Якутске состоится долгожданная премьера эксцентричного балета «12 стульев»

Все билеты на премьеру эксцентрического балета проданы, на все три премьерных дня — и на 12 февраля, и на 13-е, и на 14-е.

Директор театра Сергей Юнганс назвал эту премьеру, которая должна была состояться в марте прошлого года, «выстраданной, вымученной»: «Мы ее чуть не выпустили. В самый последний момент пришлось отправить постановщиков домой, закрыть театр на клюшку, а директор сидел и «плакал» один в кабинете».

А на выходе — настоящая феерия! Башня Татлина, «Рабочий и колхозница», обилие красного кумача и снопы лазерного света, обольстительные дивы из грез Остапа о Рио-де-Жанейро — оглушающий взрыв эмоций и красок. Персонажей, конечно, меньше (это же балет, а не экранизация), но впечатлений при этом — выше крыши. Бьющая в потолок пробка и брызги шампанского — вот с чем хочется сравнить этот спектакль, в который вложено столько энергии, сил, средств, а главное — любви, потому что без любви создать такое невозможно.

Сарыалу Афанасьеву (Остап Бендер) и Павлу Необутову (Киса Воробьянинов) выпала нелёгкая задача — попробуй-ка не затеряйся на этом фоне! Но премьеры балетной труппы, как всегда, на высоте.

Сарыал Афанасьев перед спектаклем поделился с журналистами, что главная сложность роли Бендера в том, что у него «много внутреннего монолога», а его задача — «показать это зрителю до самого последнего ряда».

А Павел Необутов, охарактеризовав роль Кисы Воробьянинова как «разложение личности», признался, что ему было нелегко «найти такие эмоции у себя внутри и передать их публике».

Но ему это удалось —  финальный танец Кисы после краха всех надежд на фоне застывшего Остапа — страшен. Воистину «разложение личности» — что тот, что другой являют собой пустую телесную оболочку. Но перед последней схваткой они вдруг наливаются дикой злобой, которая одна и движет ими, заставляя с остервенением сшибаться  не на жизнь, а на смерть.

На протяжении всего спектакля артисты замечательно взаимодействуют и друг с другом, и с остальными своими партнёрами, и с залом.

Когда Остап обхаживает на гигантской постели мадам Грицацуеву (Венера Федотова) в розовых атласных панталонах (воистину знойная женщина, мечта поэта!), Киса параллельно терзает вдовушкин стул — и с не меньшей, а большей страстью. Вот прямо реально не знаешь, на кого в этой сцене смотреть — глаза разбегаются.

И то же самое можно сказать, когда действо перемещается в «семейное гнёздышко» Эллочки Щукиной (Ксения Лукина), где ее супруг (Айал Скрыбыкин) занят стиркой, пока она порхает с Бендером. «Блеск», — раздается над сценой, когда Остап Сулейман Берта Мария Ибрагим кружит ее в вихре танца. «Мрак», — когда бедный Эрнест Палыч утирает пот, склонившись над лоханью с бельем. Да, Эллочка обворожительна, Остап неотразим, но вот эту «прачку» с инженерным образованием забыть решительно невозможно!

А кордебалет? Кордебалет, который и показывает уровень балетной труппы? Он снова выше всяких похвал. И когда стройные ряды «офисного планктона» образца 20-х годов XX века с красными папками  слаженно маршируют, образуя круг, а  мельтешение их рук и папок создаёт впечатление работающей на всех парах бюрократической машины, и когда услаждают взоры «девочки из Рио», «одетые», можно сказать, лишь в стразы и перья райских птиц. Режиссер Анастасия Гриненко и хореограф Дмитрий Якубович, между прочим, рассказали, что для балерин танцевать латино на каблуках — совершенно новый опыт, а если прибавить к этому «перья страуса склоненные» на макушке и роскошные «павлиньи хвосты» на бедрах, то сказанное о них  Якубовичем «героически сражаются и преуспевают» вовсе не кажется поэтическим преувеличением.

А декорации — лёгкие, мобильные (как кажется из зала) и одновременно внушительные, «помноженные» на световые эффекты, в полной мере передают дух эпохи: вот одетые по последнему писку моды дамочки отплясывают шимми, а вот они уже выходят на демонстрацию в красных косынках (а из-под телогреек выглядывают подолы шифоновых платьев асимметричного кроя). Остапа же в это время крутит и вертит в прозрачной, но прочной сфере (попробуй вырвись!), как космонавта в центрифуге, чтобы в финале вышвырнуть на задворки с метлой в руках, которой он и подметает пыль, поднятую эпохой, стоя на фоне огромного экрана, на котором мелькают передовицы газет, вагонетки, физкультурники. «Киса, мы чужие на этом празднике жизни»…

«Замечательный театр, его должна знать вся Россия», — говорит Анастасия Гриненко. «Мы восхищены балетной труппой», — вторит ей Дмитрий Якубович. И снова Гриненко: «Очень хорошая балетная школа».

Кстати, о школе. Ученики хореографического колледжа имени Аксении и Натальи Посельских тоже задействованы в этом спектакле. Так закаляется сталь!

«Хочется выразить благодарность театру, который пошел на этот эксперимент, — продолжает режиссер. — Возможности у нас были царские: не пожалели средств на костюмы, аппаратуру световую закупили, так что Кирилл Хрущев (художник по свету из Екатеринбурга) смог в полном диапазоне использовать свои возможности».

Да, порой приходилось даже зажмуривать глаза с непривычки (считайте это предупреждением, если что).

«Очень сложная декорация, — отмечает режиссер. —  Андрей Меренков (художник-постановщик) очень доволен цехами, и Юлия Бабаева (художник по костюмам) получила колоссальное удовольствие от работы с ними».

А вот мнение дирижёра-постановщика Николая Маркелова: «Оркестр Якутской оперы — коллектив с колоссальным потенциалом, который способен исполнить любую партитуру.
То, что мы сделали год назад — это не только сохранилось, это стало лучше. Рискну предположить, что музыканты с этим жили.
Для любого дирижёра удача — поработать с таким коллективом».

Осталось только добавить, что билеты, купленные на 25 марта 2020 года, действительны на 12  февраля 2021 года, а билеты на 28 и 29 марта 2020 года действительны 13 февраля 2021 года.

P.S. Сын турецкоподданного, кстати, выступает здесь в ярко-зелёном костюме от Ильфа и Петрова, которые, как напомнила режиссер-постановщик, таким его и описывали, что для балета оказалось «лучшим вариантом», ведь он должен быть виден всегда, «цельный, как английская королева» (корреспондент дальтонизмом не страдает — фото с репетиций).

P.P.S. «12 стульев» танцуют двумя составами. Во втором главные партии исполняют Валерий Аргунов (Остап) и Николай Попов (Киса).

Фото предоставлены пресс-службой Государственного театра оперы и балета.

Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика