В Якутске прошла презентация картины, написанной для нового фильма Любови Борисовой
В день премьеры на Первом канале фильма «Не хороните меня без Ивана» («Кэрэни кербют») в программе «Закрытый показ» режиссер Любовь Борисова рассказала о том, над чем она работает сейчас – и показала. В галерее Союза художников РС(Я) в Худфонде прошла презентация картины Иннокентия Корякина «Люди солнца», которая написана специально для ее нового фильма.
«Дело жизни»
— В год 150-летнего юбилея Ивана Попова мы презентуем проект, продолжающий дело его жизни. Проект, объединяющий этнографию, искусство, археологию, — сказала она собравшимся 13 апреля
— В свое время Иван Васильевич занимался этим один, а сейчас один за другим появляются люди, создаются целые команды, – отметила первый заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Мария Турантаева.
– Сейчас по заказу министерства я снимаю на «Сахафильме» документальный фильм «Тайны вечной мерзлоты. Якутская археология» — это логическое продолжение «Кэрэни кербют», — продолжила Любовь Борисова. — Во время работы над ним слишком много информации было в меня было загружено, и мне захотелось рассказать людям об интересном творческом процессе: у археологов работа кипит, каждый сезон они что-то находят, тут же к ним прибегают мастерицы, ювелиры, кузнецы, замеряют, фотографируют эти находки – и несут в массы. Архаичные костюмы и украшения невозможно красивы, и хочется, чтобы как можно больше народа увидело и оценило, как красиво одевались наши предки.
Например, в захоронении женщины, которую прозвали «Хатасская Мадонна», была найдена шапка (похожая хранится в музее Хадаайы в Таттинском улусе), и я по ее лекалу сшила себе похожую из флиса, а шелк, причем один в один, нашла в Индии, когда ездила со своим фильмом на фестиваль. Повезло, и теперь моя шапка – предмет всеобщей зависти. В общем, про одну только шапку я могу смонтировать материал на 40 минут, а таких линий несколько. Не знаю, как уместить все в одном фильме.
Еще один сюжет – о картине Иннокентия Корякина «Люди солнца», где герои олонхо изображены в костюмах, подобных тем, которые находят археологи.
Мечты сбываются
— Мы долго мечтали о появлении этой картины, вспоминая и работы Васнецова, и «Витязя с невестой» Романова, — сказала Мария Турантаева.
— Это мой первый опыт, — поведал художник. — Недавно в Национальном художественном музее прошла моя выставка, на которой побывали и вдохновительницы этой картины. Я получил от них некоторые замечания и пришел к выводу, что нам, художникам, необходимы встречи со специалистами, которые расскажут такие подробности о предмете своих исследований, каких мы просто не знаем. Над этой картиной я работал под их руководством, а моделями были артисты Театра Олонхо Дмитрий Хоютанов и Наталья Слепцова-Корякина.
— Да, раскопки у нас активно ведутся, но язык науки суховат для обычного человека, а картина художника понятна каждому, — подчеркнула научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Александра Прокопьева. – В костюмах «Людей солнца» «просматриваются» находки из захоронений XVII-XVIII веков — более ранние не сохранились. Во время раскопок мы, конечно, находим не целые костюмы, а их фрагменты. А здесь «объединены» несколько находок.
Одежда девушки основана на одеянии Болугур Айыыта. Если обратить внимание на ее шапку, то верхняя часть смещена назад не случайно – подобное было зафиксировано у маньчжуров и китайцев, которые верх своих головных уборов — знак принадлежности к определенному сословию — «тщательно заглаживали кзади». А начельник-бастынга найден на раскопках в Мегино-Кангаласском улусе и находится сейчас в тамошнем краеведческом музее. Что касается серег и гривны, то в захоронениях богатых женщин и девушек такие находят часто.
А посмотрите на шапку героя в виде мордочки рыси! Тоже XVIII век. Мужские же торбаса были найдены Анатолием Игнатьевичем Гоголевым на раскопках в Хангаласском улусе.
Торбаса героев и тангалай — из лосиной ровдуги, которая при окрашивании приобретала «благородный красноватый оттенок» и была прочнее и престижнее одежды и обуви из конской или коровьей шкуры, в которых ходил простой люд.
«Приблизились к олонхо»
С интересом выслушав эти подробности, пришедшие на презентацию художники высказали каждый свое мнение.
— Иннокентий Корякин продолжает дело своего отца, а эта картина, как я понял, только начало, — сказал народный художник Якутии Юрий Спиридонов. – Но я бы хотел напомнить, что картина – не иллюстрация. Конечно, подробности тоже нужны, но не нужно излишне увлекаться «вышиванием» — так мы говорим, когда коллега начинает мельчить, «зарываться» в детали. Художник ведь переосмысливает полученную информацию и являет нам созданные на ее основе образы. Еще хочу сказать — отрадно, что мы в XXI веке приблизились к теме олонхо, которую начал Тимофей Степанов, и поздравляю своего молодого коллегу.
— Кстати, Тимофея Степанова многие осуждали за то, что он слишком увлекается этнографией, — напомнила заслуженный деятель искусств России Зинаида Иванова-Унарова. – Да, сейчас искусство начинает смыкаться с наукой. Александра Бочкарева-Иннокентьева, прежде чем приступить к работе над «Якутской свадьбой», изучила массу этнографической литературы. Но все же полностью уходить в этнографию рискованно. Что же касается картины, ради которой мы сегодня здесь собрались, то здесь художник точно и тонко соединил три мира – Верхний, Средний, Нижний. Это картина космического характера.
— «Якутскую свадьбу» я начала в 1989 году, а замыслила намного раньше, когда якутскую одежду воспринимали как нечто с оборочками для танцевальных ансамблей, — рассказала заслуженный деятель искусств РС(Я) Александра Самсоновна Бочкарева-Иннокентьева. — Но мне сам Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон показывал то, что хранится в Черкехском музее, и с тех пор у меня засело в голове: что мы оставим нашей молодежи? Позже я объехала Заречье, в 2006-2007 годах работала в институте с археологами Мочановыми, и все для того, чтобы «одеть» по-разному более ста героев своей картины, которая, кстати, сейчас в Москве на всероссийской выставке, ждем ее возвращения.
А в работах Иннокентия Корякина я вижу его любовь к жизни, любовь к людям, они пронизаны поэзией. Конкретно же в этой работе ощущается, что этнографы все-таки довольно сильно на него «нажимали». Но есть технологии, с помощью которых мешающие иногда подробности можно «затушевать» — все, что нужно, есть, а от основного не отвлекает.
«Очень повезло»
— Творчество Иннокентия Корякина основано на восторге перед масштабом нашей уникальной культуры, поэтому у него так много картин, и они не повторяются ни по сюжету, ни по смыслу, ни по колористическому решению, — подчеркнула председатель Союза художников РС(Я) Ольга Скорикова. — Хоть он у нас в союзе и относительно недавно – с 2010 года, и принадлежит к среднему поколению якутских художников, его смело можно назвать аксакалом якутского изобразительного искусства. Организаторам проекта очень повезло, что Иннокентий согласился в нем участвовать, а ему повезло, что его пригласили туда.
Представители первой альма-матер Иннокентия Корякина – Якутского художественного колледжа – пожелали ему в будущем «многофигурных композиций», а первокурсник Егор Местников вручил виновнику торжества его портрет в виде шрифтовой композиции:
— Ваша недавняя выставка дала мне очень много, а после нее я читал, что о вас пишут, и вот результат.
А еще студенты колледжа, как нам сказали, практикуют совместную работу с археологами на раскопках и даже продолжают это дело и после окончания учебы, особенно ювелиры.
Кстати, о ювелирах. До 24 мая в Выставочном зале НХМ в Комдрагмете (Кирова, 12) идет выставка Ивана Попова, в рамках которой запланирована встреча с мастерами, изготовившими начельник-бастынгу для фильма «Не хороните меня без Ивана». Там все желающие смогут ознакомиться с технической стороной дела, изучить ее во всех подробностях, что называется, пощупав и попробовав на зуб. Следите за анонсами!
Мария Турантаева, к слову, сообщила, что этих начельников два:
— Один — в Театре Олонхо, другой был изначально предназначен для Бердигестяхского музея. Но мы и тот, что сейчас в театре, наверное, тоже отдадим в музей, потому что люди должны видеть такую красоту.
Остается только один вопрос: когда же премьера нового фильма Любови Борисовой?
— Я снимала его весь прошлый год и снимаю до сих пор. Но до конца года должна сдать. Может, получится чуть раньше.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: