В Якутске приняли новые меры поддержки учителей
В столице республики учредили премии учителям, которые подготовят 100-балльников по результатам ЕГЭ, премии трем педагогам якутского языка и литературы (одна из которых будет предназначена для воспитателей детского сада), определят лучший проект по повышению качества образования, а также появится Знак отличия «Педагог-наставник города Якутска».
– Качество образования в столичных школах по большей части зависит от учителей. Наша основная цель – исполнение указа главы региона Айсена Николаева – попасть в топ лучших регионов страны по качеству образования. На сегодняшний день городские школы занимают крепкие позиции, демонстрируя неплохую успеваемость, но всегда есть к чему стремиться, – рассказывает начальник Управления образования Якутска Мария Петрова.
У каждого свой наставник
Как рассказала Мария Петровна, тема наставничества набирает обороты, работа в этом направлении в столичных школах ведется давно. Есть разные модели и практики. К примеру, в одной связке работают опытный и молодой педагоги, опытный и молодой руководители. Сейчас внедряется еще одна модель, согласно которой учитель-лидер берет шефство над молодым, начинающим коллегой-новичком в коллективе.
И четвертая модель, которую условно можно назвать входом в профессию, также активно применяется в школах. Проект внедряется совместно с педагогическим колледжем и СВФУ.
– Студенты-старшекурсники могут уже сейчас работать в учебном заведении, вести учебные дисциплины либо кружки под руководством опытного учителя. Безусловно, такие решения способствуют усилению практической подготовки студентов. Это отличная возможность войти в профессию в наиболее комфортном режиме, что, в конечном счёте, позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду. Студенты уже работают как в школах, так и учреждениях дополнительного образования. Тем более мы сейчас должны открыть 15 тысяч дополнительных мест в школах и пять тысяч мест в дошкольных учреждениях, а для этого требуются хорошо подготовленные педагогические кадры. Лучше всего их готовить на местах в содружестве с профессиональными учебными заведениями, – считает Мария Петрова.
О кадрах
– В целом у нас с кадрами, в отличие от улусов, нет больших проблем. В школах около 30% составляют учителя до 35 лет, 30% – это старшее поколение, и остальная часть – педагоги среднего возраста. Представлены все возрастные категории, что, конечно, имеет свои перспективы и развитие.
Для столичных педагогов всегда имеется возможность пройти курсы повышения квалификации, обучиться новым знаниям. Одна из проблем – нехватка методической литературы, многие говорят о том, что необходимо вернуть в школы методические дни.
В последние два-три года произошла смена кадров, во многие городские школы были назначены директорами молодые специалисты. Ротация оправдала себя. Молодые назначенцы не без помощи более опытных наставников справляются с поставленными задачами. Создан Клуб молодых директоров, руководители посещают школы с хорошим опытом, учебными показателями, проводят методические десанты. К слову, у каждого молодого директора школы есть опытный наставник.
– Очень показателен пример директора Мархинской средней школы №2 Анатолия Павловича Щепеткина. Когда он был назначен директором, школа находилась в списке с низкими образовательными результатами. Спустя два года ему вместе с коллективом удалось повысить качество образования и вывести школу из этого списка. Не у всех все получается, но у наших молодых коллег всегда есть возможность попросить совета, обменяться опытом с другими. Мы надеемся увидеть позитивные результаты к концу учебного года, – уверена моя собеседница.
Еще одна тема требует серьезных решений. По словам Марии Петровны, с каждым годом увеличивается количество детей с особыми возможностями здоровья.
– Образовательные возможности должны быть равными для всех. В новых строящихся школах все это учтено. К примеру, в средней школе №39 откроется ресурсный 1 класс для детей с ОВЗ, и такие классы в дальнейшем будут и в других школах, – отметила она.
Конечно, это опять-таки потребует дополнительные кадры. Есть потребность как в логопедах, так и дефектологах. А пока учителя проходят курсы переподготовки, такие же курсы планируется организовать для воспитателей детских садов.
Школьные психологи также проходят дополнительное обучение по поддержке детей, семей, оказавшихся в кризисной ситуации.
– Много обращений от семей мобилизованных, и, конечно, им гораздо удобнее получить консультацию в школе, нежели заниматься поисками психологов в другом месте.
Доступность дошкольного образования
В Якутске в этом году начнется строительство шести школ.Так, строятся пристрои к средней школе №26, Хатасской средней, а также основное здание школы №29. Начнется строительство школы на Воинской, коррекционной школы на ул.Пирогова, а также здания Кадетской школы. В следующем году планируется возведение адаптивного образовательного комплекса на Сергеляхской, а также школ в микрорайонах Звездный и Спортивный.
Одно из образовательных учреждений будет национальным. Сеть национальных школ должна быть территориально доступной, а не концентрироваться в центре Якутска, считает Мария Петровна. К слову, мэр столицы Евгений Григорьев предложил рассмотреть возможность строительства национальной школы на Новопортовской. Финансирование объекта пока не определено, но в план его строительство внесено.
Что касается доступности дошкольного образования, то в Управлении образования столицы прорабатывается вопрос поддержки сети частных дошкольных учреждений, число которых в последнее время заметно возросло.
Оказывается, в Якутске их уже 45. Все они получают субсидии в части ухода и присмотра.
– У родителей должен быть выбор, и если учреждение находится в шаговой доступности, а частные детские сады, группы могут открываться на первых этажах жилых домов, то почему бы не отдать ребенка туда? Мы внесли предложение уравнять родительские взносы, то есть в частных они должны быть такими же, как и в муниципальных. Идея, в принципе, поддержана, пока мы прорабатываем нормативно-правовую базу для предложений в правительство республики, – говорит Мария Петровна.
Трудовое лето
В этом году столичное Управление образования совместно с Центром занятости готовит большой проект «Мое трудовое лето». Так, в летнее время планируется трудоустроить около полутора тысяч детей от 14 лет. В этом деле примут участие как школы, так и партнеры проекта. Подростки могут работать, к примеру, озеленителями территории школы, принимать участие в благоустройстве двора и так далее.
Между прочим работодатели смогут получить федеральные субсидии, если дадут работу подросткам. Законопроект согласован в «Единой России» и Минтруда.
Кроме того, летним отдыхом должны быть обеспечены дети участников СВО. Уже поступило много заявлений от родителей.
В Госдуме также готовится законопроект о трудовом воспитании в школе, благодаря чему труд ученика будет разрешен с согласия его самого либо родителя. Ожидается, что нововведение в случае принятия такого закона внедрят уже со следующего учебного года.
– Трудовое воспитание вновь должно стать неотъемлемой частью школьной программы. У детей должно быть сформировано положительное отношение к труду. Почему ребенку нельзя помочь учителю вытереть доску или быть дежурным в классе? Надеюсь, после принятия такого законопроекта вернутся и летние трудовые лагеря, – говорит Мария Петровна.
Словом, Год педагога и наставника обещает быть насыщенным. Для учителей запланировано много мероприятий. Пройдут фестивали, профессиональные конкурсы, семинары, курсы, ярмарки, чествование педагогических династий, Дни открытых дверей, «Уроки от родителей» и многое другое.
Для справки
В Якутске в детских садах и школах обучаются 88 тысяч детей, что составляет порядка 40% от общего количества детей в республике.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: