В Якутии завершается навигационный этап северного завоза

В Якутии завершается навигационный этап северного завоза

09:17
16 октября 2021
Читайте нас

Картофель – 74 рубля за килограмм, капуста по 46 рублей, морковь и свекла по 73 рубля, яблоки по 127 рублей, виноград по 200 рублей. В этом году именно по такой цене АО «Якутоптторг» доставило овощи и фрукты в рамках северного завоза во все районы арктической группы Якутии.

Такие же приемлемые цены, приближенные к столичным, а то и ниже их, на социально-значимые продукты питания: муку, макароны, крупы, растительное масло и разного рода консервы.

Бывая в служебных командировках в арктических районах, заходя в магазины, всегда поражался стоимости овощей и фруктов. И, признаться, увидев нынешние цены, изрядно удивился. Немудрено, ведь во фруктово-овощных ларьках возле моего дома цены пусть ненамного, но выше.

За комментариями о том, как прошел нынче северный завоз и как удалось добиться такого значительного снижения цен, мы обратились к генеральному директору АО «Якутоптторг» Николаю Алексееву.

Задача выполнена

– Как известно, «Якутоптторг» является флагманом доставки овощей, фруктов и социально-значимых продуктов питания в арктические районы, – говорит Николай Николаевич. – В этом году мы планировали завезти 4700 тонн грузов, включая без малого 450 тонн овощей. Эта задача выполнена!

На сегодняшний день весь груз доставлен водным путем на депонацию по райцентрам девяти арктических районов Колымской, Янской и Индигирской группы. С открытием зимников будем развозить по отдаленным наслегам. А пока фрукты и другие скоропортящиеся продукты питания будут доставляться по наслегам самолетами «Ан-2».

На днях теплоход-рефрижератор «Магдебург», принадлежащий нашему предприятию, произвел разгрузку фруктов и овощей в Зеленомысском порту Нижнеколымского района. После перевалки на суда с меньшей осадкой груз будет доставлен до населенных пунктов, расположенных на берегах реки Колымы.

Другой наш теплоход-рефрижератор «Михаил Мальчиков» окончил выгрузку овощей и социально-значимых продовольственных товаров в поселке Белая Гора Абыйского района. Аналогичным образом складывается ситуация по разгрузке судов на реках Индигирка и Яна.

Что касается ощутимого снижения цен на поставляемые в арктические районы продукты, то этот процесс начался в 2020 году. Снижать и сдерживать цены на социально-значимые продукты питания удается благодаря изменению системы закупа и снижению транспортных расходов.

Так, при закупке мы исключили посредников, накручивающих цены, и теперь покупаем напрямую у производителя. Например, мука приобретается у четырех крупных поставщиков. Все закупки происходят строго на конкурсной основе, в рамках Федерального закона №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Отметим, что перевозка социально-значимых продуктов питания субсидируется из бюджета республики на 100%. Также за счет регионального бюджета осуществляется содержание судов «Якутоптторга»: «Магдебурга», «Михаила Мальчикова», «СПО-826» и «СТК-619». Возвращаясь после доставки грузов для арктических районов в столичный порт приписки, эти суда привезут для населения центральной Якутии северную рыбу.

Уголь, нефть и сельхозпродукция

Другой важной задачей северного завоза остается обеспечение топливом и местной сельхозпродукцией. На днях состоялось заседание Правительственной комиссии по организации завоза грузов в период навигации.

Как доложил председатель Госкомитета по обеспечению жизнедеятельности населения Дмитрий Лепчиков, с начала навигации отгружено 1 106,8 тысячи тонн грузов, что составляет 104% от скорректированного плана.

Особое внимание уделяется перевозке угля. При плане 369,8 тысячи тонн отгружено 347 тысяч, или 94% от плана. До пунктов назначения доставлено 327,9 тысячи тонн, или 89%. Нефти отгружено 51,7 тысячи тонн, или 99% от плана, а доставлено 48,2 тысячи тонн, или 92%. Перевыполнен план по доставке сельхозпродукции: при плане 411,8 тонны отгружено 444,4 тонны.

На совещании была рассмотрена судоходная обстановка на реках Якутии по всем направлениям. Проанализировано окончание процесса завоза социально-значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции. Первый вице-премьер Правительства РС(Я) Дмитрий Садовников призвал продолжить работу, чтобы все запланированные объемы жизнеобеспечивающих грузов были доставлены до пунктов назначения своевременно.

Новая стратегия северного завоза

Указом Главы республики Айсена Николаева утверждена «Стратегия совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Якутии на период до 2030 года».

Северный завоз – одна из приоритетных задач Правительства РС(Я). Он имеет огромное значение для стабильной деятельности народного хозяйства, устойчивого развития северных территорий и жизнеобеспечения населения республики.

Специфика северного завоза в республике обусловлена экстремальными природно-климатическими и географическими условиями, низкой транспортной обеспеченностью. Особенностью северного завоза является то, что основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период с дальнейшей доставкой до пунктов назначения автомобильным транспортом в период действия автозимников.

Стратегией определены долгосрочные цели, задачи, приоритеты и этапы развития системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Якутию. В целях реализации Стратегии запланировано утверждение Плана мероприятий по ее реализации. Реализация Стратегии призвана обеспечить необходимые инфраструктурные условия для устойчивого и инновационного развития республики.

Груз пришел на Колыму

В последние недели в Зеленомысском речном порту Нижнеколымского района кипит работа днем и ночью. Процесс интенсивный, в перевозке грузов задействованы десятки автомобилей с полуприцепами. На Колыме погода еще не препятствует судоходству, правда, порой идет снег и уже началась образовываться шуга.

Итак, на Колыму пришли сухогрузы ЛОРПа «Капитан Богатырёв», «Дионисий Хитров», «Капитан Слобожанин» и ледокол «Капитан Бабичев». «Капитан Богатырёв» доставил грузы для предприятий Нижнеколымского, Среднеколымского, Верхнеколымского районов, а также Билибинского района Чукотки. Среди доставленного баржами с помощью ледокола – аэродромные плиты для реконструкции аэропорта «Черский». «Капитан Слобожанин» привез партию цемента и экскаватор.

Разгружаются овощи, фрукты и социально-значимые продукты питания с теплохода-рефрижератора «Магдебург» акционерного общества «Якутоптторг». Одновременно на это судно грузят рыбу для жителей центральной Якутии, выловленную промысловиками Нижней Колымы. Также ведётся погрузка сухогруза «СК-2036» Колымской судоходной компании, который отправится вверх по течению в Среднеколымск и Зырянку. В этом же направлении пойдет буксир «Сухона» с баржей, груженной продуктами.

В порту продолжаются переработка каменного угля с речных судов и отгрузка его для Чаунского района Чукотского автономного округа. На Чукотку с твёрдым топливом уже отправились сухогрузы «Капитан Орлов» и «Вадим Тюрнев».

Тем временем коммерсанты поселка Черский получают в Зеленомысском порту свои грузы. Оживилась рыночная площадь райцентра – идет растарка контейнеров. Ну и, конечно же, нет предела радости черчан: наконец-то полупустые прилавки магазинов заполнились продуктами, овощами и фруктами!

Бензин в канистрах: удобно и безопасно

В село Колымское доставлена партия бензина в канистрах производства АО «Саханефтегазсбыт». Поставка топлива осуществлена со Среднеколымской нефтебазы по Программе обеспечения тарированными нефтепродуктами труднодоступных населённых пунктов.

– Тарированное топливо доставлено в село судном Колымской судоходной компании «Путейский 407», – рассказал глава села Пётр Котельников. – Ожидаем также прибытие ещё одного судна с аналогичным грузом. Всего в Колымское будет доставлена 61 тонна тарированных нефтепродуктов. Жители ждали этой поставки бензина с нетерпением.

Отметим, что топливных компаний в Якутии с избытком, однако они предпочитают не иметь дела с доставкой ГСМ в труднодоступные уголки республики. И только АО «Саханефтегазсбыт» осуществляет стабильный завоз нефтепродуктов по всей Якутии. Причем в течение семи последних лет не только бензовозами, но и в канистрах собственного производства, изготовленных на уникальной линии, смонтированной на Жатайской нефтебазе.

Тара для бензина и дизтоплива – полноценные канистры, ничем не уступающие традиционным металлическим. Соответственно, канистры можно использовать многократно. Для изготовления 25-и и 40-литровых канистр используются особый полиэтилен и антистатическая добавка, придающая таре постоянные электропроводные свойства для рассеивания статического электричества. Поэтому одно из преимуществ канистры – безопасность при транспортировке любым видом транспорта на тысячи километров. Каждая марка топлива имеет крышки определенного цвета: оранжевая – АИ-92, красная – АИ-95, желтая – дизтопливо.

Фото автора и Алексея КУРИЛО.

+1
14
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -11°
  • Ощущается: -18°Влажность: 40% Скорость ветра: 6 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: