В Якутии выбирают «Учителя года»
Настоящие педагоги могут на 180 градусов изменить жизнь одного ребёнка при помощи верно подобранных слов и компетенций. А профессиональные конкурсы позволяют распространить положительные практики по всему региону, уверена организатор конкурса «Учитель года РС(Я)», первый заместитель директора ИРОиПК Галина Алексеева.
Площадка профессионализма
– Галина Ивановна, ежегодно в Якутии проводится конкурс «Учитель года РС(Я)». Расскажите, в чём его значимость и особенность?
– Республиканский профессиональный конкурс «Учитель года», который в этом году проводится уже в 31-й раз — это площадка для предъявления педагогического профессионализма, демонстрации лучшего опыта, секретов педагогического мастерства. Мы не только развиваем творческий подход в деятельности педагогических работников, но и поддерживаем развитие инновационных технологий в организации образовательного процесса, утверждение приоритетов образования в обществе.
– Как проходил отбор участников?
– Конкурс проводится в три этапа: школьный, муниципальный и республиканский. В первом этапе этого года приняло участие 438 учителей, на муниципальном этапе – 252 учителя. На республиканском конкурсе представлять свои районы будут 29 победителей улусных конкурсов.
Учитель учителей
– Какая программа ждёт учителей в этом году?
– Традиционно в рамках конкурса проводятся методические обучающие семинары лучших учителей Якутии и России. К нам не раз приезжали абсолютные победители Всероссийского конкурса «Учитель года» – Олег Геннадьевич Парамонов (1993), Наталья Сергеевна Никифорова (2009), Алексей Васильевич Овчинников (2011), Александр Александрович Демахин (2012), Андрей Григорьевич Сиденко (2013). Также лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года» Ирина Александровна Баскевич (2012), Максим Юрьевич Новиков (2018) и другие не менее выдающиеся личности.
В этом году состоятся семинары заведующей кафедрой информационных технологий и электронного обучения РГПУ им. А. И. Герцена Елены Зотиковны Власовой, директора муниципального бюджетного лицея №1 города Орла, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года- 2020» Антона Васильевича Гомозова.
Мастер-классы для участников конкурса проведут абсолютные победители республиканского конкурса «Учитель года РС(Я)» разных лет –учитель русского языка и литературы МОБУ “Саха-корейская школа” (2018) Анна Алексеевна Платонова, учитель истории и обществознания МБОУ “Соттинская СОШ” Усть-Алданского улуса (2019) Роман Николаевич Оконов, учитель иностранных языков МОБУ СОШ №23 (2021) Анна Сергеевна Конова.
Также им помогут финалисты республиканского конкурса учитель математики МОУ «Гимназия № 1 им. С.С. Каримовой» (2021) Ирина Владимировна Гончарова, учитель начальных классов МБОУ «Майинская СОШ им.В.П.Ларионова» (2019), абсолютный победитель профессионального конкурса «Молодой учитель года образовательного округа Заречье-2018» Ираника Николаевна Никитина.
Диалог взрослого и ребёнка
– Кто входит в жюри?
– В экспертной комиссии конкурса работают представители Министерства образования и науки республики, сотрудники ИРОиПК, члены ассоциаций учителей, региональных учебно-методических объединений, лучшие учителя России и республики, специалисты муниципальных управлений образования, научные работники.
Отмечу, что школьники и их родители имеют полное право на участие в экспертной оценке участников конкурса. Это позволит организовать диалог взрослого и ребёнка, а также увидеть проблемы или успехи во взаимодействии главных участников образовательного процесса.
– По каким критериям будут оценивать участников?
– Участники конкурса будут проходить следующие испытания:
В «Медиавизитке» учителя должны показать творческий подход к демонстрации педагогической индивидуальности.
В «Методической мастерской» надо проявить методическую компетентность, продемонстрировать умение анализировать и представлять собственный опыт в области обучения и воспитания.
Конкурсное испытание «Урок» выявляет профессиональные компетенции при проведении и анализе урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности обучающихся. Учителя должны показать глубину понимания предметного содержания, методическую и психолого-педагогическую грамотность, поддержку учебной мотивации, творческий подход к решению профессиональных задач, коммуникативную и речевую культуру.
При проведении «Классного часа» оцениваются профессионально-личностные компетенции в области воспитания и социализации обучающихся.
На «Мастер-классах» конкурсанты транслируют инновационный педагогический опыт в ситуации профессионального взаимодействия.
В финале республиканского этапа лучших педагогов ждёт «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». Финалисты конкурса должны показать свои способности к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития образования.
Профессиональное единение
– Для чего учителям участвовать в профессиональных конкурсах? Что это даёт?
– Таким образом учителя систематизируют наиболее эффективные способы, приёмы и методы своей работы. Уже на самом конкурсе они демонстрируют определённые итоги своей деятельности, собственные педагогические находки и достижения.
Кроме того, у них появляется возможность посмотреть на себя со стороны. Конкурс даёт стимул дальнейшему профессиональному росту, ощущение единства с коллегами, повышает внутреннюю самооценку.
В созидательной роли конкурса я не раз убеждалась лично, работая постоянно в экспертной комиссии республиканского конкурса и будучи членом Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2014 и 2018 годах.
– Как вы считаете, в чём миссия победителя конкурса?
– Думаю, она состоит в том, чтобы делиться педагогическими изюминками, опытом с коллегами, принимать участие в работе профессиональных сообществ, транслировать лучшие образцы педагогической практики. Также пропагандировать конкурс среди коллег, создавать положительный имидж человека, выбравшего самую гуманную профессию в мире.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: