Сегодня лесное хозяйство Якутии как никогда нуждается в активной молодежи, небезразличной к судьбе лесов. Особую роль в формировании позитивного мировоззрения, а также воспитании кадров для лесохозяйственного комплекса республики призваны сыграть школьные лесничества.
Руководитель Экостанции государственного автономного нетипового образовательного учреждения РС(Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» Анна Сыромятникова рассказала для читателей «Якутии» о школьных лесничествах.
По программе «Лесное дело»
– Анна Сергеевна, сколько у нас в республике школьных лесничеств, и кто их курирует?
– В настоящее время в районах действуют 26 школьных лесничеств, в которых занимаются около шестисот школьников. Это официально оформленные объединения, прошедшие регистрацию в Минэкологии Якутии. Каждому выделяется лесной участок для проведения исследований, экспериментов, оборудования рекреационных зон и питомников.
Дети изучают лесные экосистемы, растительный и животный мир лесов. Также есть неофициальные объединения школьных лесничеств, которые ведут свою работу без оформления участков. В общее число школьных лесничеств они, к сожалению, не входят. Поэтому мы призываем все объединения, ведущие работу в этом направлении, официально зарегистрироваться.
Деятельность школьных лесничеств курируют Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я), а также Министерство образования и науки РС(Я). Лесничествами Минэкологии ведется специализированное сопровождение школьных лесничеств. От Минобразования куратором школьных лесничеств является республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» – Экостанция.
Наш отдел ведет методическое сопровождение школьных лесничеств. Так, разработана структура дополнительной общеобразовательной программы «Лесное дело», проводятся круглые столы, семинары, курсы повышения квалификации для руководителей школьных лесничеств, конкурсы, научно-практические конференции.
Профориентация, слеты и конкурсы
– Расскажите подробнее об основных направлениях деятельности школьных лесничеств.
– Прежде всего, это профессиональная ориентация в процессе учебы, участие в викторинах, конкурсах и олимпиадах. Также это производственная деятельность: посадка деревьев, кустарников, сбор шишек, изготовление кормушек, организация экологических троп и уборка мусора.
Не менее важная роль отведена юным лесоводам в плане профилактической работы с населением. Например, проведение профилактических бесед и распространение листовок. Особенно эти мероприятия актуальны в преддверии пожароопасного сезона, когда открывается сезон охоты и выезда на пикники. Наконец, это экологическое воспитание, когда школьники принимают участие в акциях экологической направленности.
Особый акцент сделан на проектную и исследовательскую деятельность школьных лесничеств. В течение учебного года ребята изучают лесные экосистемы, участвуют в практической природоохранной деятельности. Под руководством педагогов, специалистов лесного хозяйства и ученых занимаются исследовательской работой, участвуют в различных научно-практических конференциях.
Одним из самых значимых для лесничеств считается Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост». Цель конкурса – развитие интереса обучающихся образовательных организаций России в области рационального природопользования и новых лесосберегающих технологий через непосредственное участие в работе по изучению лесных экосистем.
В этом году финалистом федерального конкурса «Подрост» стал ученик 10-го класса средней школы №13 города Нерюнгри Кирилл Шампур. Тема его конкурсной работы – «Видовое многообразие растительных сообществ Гольцов пиковой вершины перевала Тимптонский». Руководитель Кирилла – Виктория Проценко, педагог Центра развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри.
С 2018 года возобновили проведение республиканского слета школьных лесничеств. Цель слета – подведение итогов природоохранной и лесохозяйственной деятельности, поощрение лучших объединений, дальнейшее развитие и совершенствование работы школьных лесничеств. Правда, на сегодняшний день пандемия коронавируса внесла в его проведение свои коррективы. В прошлом году слет пришлось отменить, а в этом году проводим его дистанционно.
На слете проводится несколько конкурсов, где дети показывают знания растительного и животного мира, знание краснокнижных видов растений, птиц и зверей. Каждая команда юных лесников имеет свою форму и нашивки. Творческие конкурсы, как правило, включают в себя визитную карточку команды, провозглашение девиза и исполнение музыкального номера. Победители получают дипломы, грамоты и призы.
Большую работу для поддержки школьных лесничеств проводит Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), ежегодно организуя региональные и всероссийские слеты, семинары и круглые столы для их руководителей.
– Можете привести пример исследований школьных лесничеств?
– В свое время в селе Матта Мегино-Кангаласского района ребята из школьного лесничества провели интересный эксперимент. Половину выделенного участка, пострадавшего от лесного пожара, они засадили саженцами деревьев, другую половину оставили как есть. В итоге по прошествии 15 лет эксперимент показал, что на обеих половинах лес восстанавливается одинаково. Это подтверждает теорию ученых о том, что якутская тайга имеет свойство самовосстанавливаться без участия человека. Конечно, в природных условиях Якутии этот процесс занимает продолжительное время.
Особую активность и инициативу проявляют школьные лесничества Амгинского, Хангаласского, Вилюйского, Ленского лесничеств. Широко известно в среде профессионалов имя руководителя лесничества «Елочка» при Нюйском участковом лесничестве (Ленский район) Татьяны Новиковой. К слову, это единственное школьное лесничество при штатном лесничестве, все остальные – при школах.
Число лесничеств растет
– Анна Сергеевна, получают ли учителя, руководящие школьными лесничествами, какую-либо доплату?
– Руководителями школьных лесничеств, в основном, являются учителя биологии, химии, географии и других смежных предметов. Каждый учитель выбирает свое направление, которое ближе ему, кто-то специализируется на изучении лесных насекомых, другой занимается лесным зверьем, третий – кустарниками и деревьями и т.д. И неудивительно, ведь лес – это необъятная сфера для изысканий. Отдельного финансирования оплаты руководителям школьных лесничеств нет. Они работают в рамках дополнительных часов и по велению сердца.
Отрадно, что число лесничеств год от года растет. Шесть лесничеств оформились только за последние два года. Думаю, это происходит потому, что лесная тематика всегда актуальна для жителей республики, а любовь к природе характерна для нашего менталитета. Плюс ко всему ощутимая методическая поддержка идет со стороны Рослесхоза. Помогает в оформлении лесных участков «Рослесинфорг», ведь оформление – дело дорогое, и не каждой школе по карману. Надеюсь, что вскоре школьные лесничества будут в каждом районе Якутии.
This post was published on 17.10.2021 09:02