В Якутии сняли 147 художественных фильмов за последние 20 лет

В Якутии сняли 147 художественных фильмов за последние 20 лет

В чем причина успеха якутских фильмов и как сделать их еще лучше, рассказала кинопродюсер Сардана Саввина
20:27
22 марта 2021
Читайте нас

147 художественных фильмов сняли в Якутии за последние 20 лет. Такую информацию предоставило министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) по запросу спецпроекта ЯСИА «Якутия: 20 лет в 21 веке».  В среднем каждый год в нашей республике снимается семь фильмов, это самый высокий результат среди всех регионов России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Интерес к якутскому кино постоянно растет, это доказывает множество призов на престижных кинофестивалях: только за последние восемь лет якутские фильмы завоевали 75 наград. Вместе с известным кинопродюсером Сарданой Саввиной мы ищем ответ на вопросы, в чем причина успеха якутских фильмов и как сделать их еще лучше?

– Почему кинопроизводство в Якутии развито лучше, чем в других регионах России? 

Еще в начале 90-х годов началось возрождение якутской культуры, и в 1992 году была создана кинокомпания «Сахафильм». Насколько я знаю, в других регионах России нет своих национальных кинокомпаний. Вокруг компании сформировалась творческая среда, была создана техническая база, возможность реализовать проекты. Это были первые шаги, заложившие фундамент для дальнейшего развития.

Как мы помним, первые фильмы были малобюджетными и создавались для якутского телевидения. Большинство жителей республики знакомилось с якутскими кинокартинами на местном телевидении, не на больших экранах. Затем наступили «нулевые» и произошел технический перелом: появилась цифровая камера, снимать кино стало легче и проще. В зарождающуюся отрасль ворвались молодые ребята. Большинство из них не имело профессионального образования, но мечтало снимать фильмы и упорно работало.

— Как я понимаю, якутский зритель тоже хотел увидеть кино на родном языке?

Когда фильм Никиты Аржакова «Хара маска» впервые показали в Якутске, в кинотеатре «Центральный» был большой ажиотаж, на сеанс хотело попасть множество людей. Тогда местные кинопрокатчики поняли, что якутское кино очень востребовано и может стать прибыльным. Поэтому следом вышел фильмы Сергея Потапова «Любовь моя» и «Куот» Константина Барашкова. Обе были профинансированы продюсерской студией «Алмазфильм». Затем появилась творческая студия «Детсат», чьи фильмы до сих пор любят зрители разных возрастов. Достаточно смелое авторское кино, артхаусное. Вообще, в «нулевые» сняли много якутских фильмов. Конечно, большинство из них не были такого высокого качества, как сейчас. Но фильмы снимались, их показывали на больших экранах, зрители обсуждали кино и ждали новых проектов. С годами фильмов становилось меньше, так как начали работать на качество. Новая волна в якутском кино началась с 2010 года: появились новые авторы, технически подкованные, снимающие мощные жанровые картины.

— И именно с появлением новых авторов начинается успех якутских фильмов на кинофестивалях? 

Я как раз с 2010 года занимаюсь продвижением якутского кино. Сначала все было на энтузиазме, мы продвигали фильмы Сергея Потапова, Михаила Лукачевского, Марины Калининой и других ребят. Постепенно начали участвовать в зарубежных фестивалях. Помогала также известному сейчас режиссеру Дмитрию Давыдову с продвижением его дебютной полнометражной кинокартины «Костер на ветру».  Довели фильм до крупнейших кинофестивалей, на которых ранее якутское кино представлено не было. Тогда я сделала вывод, что нужно сосредоточиться на фестивалях, которые аккредитованы FIAPF – Международной ассоциацией кинопродюсеров. В мире 15 таких фестивалей, в том числе Каннский, Берлинский, Шанхайский, Венецианский. В России в список FIAPF входит Московский международный кинофестиваль. И когда мы планировали продвижение «Царь-птицы» Эдуарда Новикова, решили отправить фильм в Москву. «Царь-птица» стала первой якутской картиной, которая прошла отбор в основную конкурсную программу кинофестиваля. Я была очень рада, понимала, что фильм вызовет интерес, и надеялась на приз. Но никто не рассчитывал на Гран-при!

– В следующем году на Московском международном кинофестивале была представлена еще одна якутская кинокартина – «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой. 

Конечно, было смело вернуться через год с новой картиной. Можно было поскромничать, участвовать в другом кинофестивале, не таком масштабном. Но хотелось доказать всем скептикам, что успех «Царь-птицы» – это не случайность, что в Якутии умеют снимать хорошие фильмы. И мы снова прошли в основную конкурсную программу, взяли Приз зрительских симпатий, который дороже любых других наград. Фильм коммерчески успешен: прокат в Якутии прошел удачно, было получено множество призов – от ММКФ до премии Сети продвижения азиатского кино. Сейчас «Надо мною солнце не садится» – рекордсмен среди якутских фильмов по количеству призов.

– Это было в 2019 году. А что принес якутскому кино 2020-й?

Прошлый год был сложным, но якутское кино хорошо себя показало. Фильмы «Пугало» и «Хара хаар» получили призы на кинофестивалях. Вышла масштабная историческая драма «Тыгын Дархан». Новый проект Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» получил федеральное финансирование. Впервые в истории якутского кино! Фильм Дмитрия Давыдова «Пугало» вышел в широкий российский прокат. Все это хорошие знаки.

Кроме того, правительство Якутии в прошлом году уделило кино серьезное внимание. Впервые провели питчинг – конкурс кинопроектов на соискание грантов. Победители получили государственную поддержку на сумму 20 миллионов рублей. Отрадно, что поддержали не только игровое кино, но и другие направления: анимацию, документальный жанр. Финансовая поддержка от республики очень важна, потому что до этого фильмы снимали на энтузиазме, с минимальным бюджетом. Хочется выйти на более профессиональный уровень, и гранты помогут это сделать. Кроме того, господдержка даст долгосрочный эффект, ведь часть субсидий потратят на новое оборудование, которое можно будет использовать в следующих проектах. Поэтому мы с нетерпением ждем следующий конкурс.

– Что может способствовать развитию якутского кино?

Необходимы академические работы. Нужно, чтобы было больше научных статей о якутском кино, чтобы его освещали и исследовали с различных точек зрения. СВФУ начал подключаться к этой работе, есть интерес со стороны зарубежных исследователей, лед тронулся. Также нам не хватает журналистских обзоров, качественной критики.

– Насколько сильно влияние зрителей на успех якутского кино?

Якутское кино сотворил зритель, я в этом уверена. Если бы наши зрители проигнорировали первые работы якутских режиссеров, то ничего бы не было. И поэтому мы всегда говорим зрителям слова большой благодарности. Но возникает другой вопрос: почему люди захотели смотреть якутское кино? И почему хотят сейчас? Наверное, потому что мы в Якутии ставим в центр свою самобытную культуру, которая выражается через творчество, искусство.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
26 апреля
  • -3°
  • Ощущается: -8°Влажность: 50% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: