В Якутии началась подготовка ко второму этапу МИИ-2022

В Якутии началась подготовка ко второму этапу МИИ-2022

Читайте нас

В Якутии началась подготовка ко второму этапу МИИ-2022 – запуску Международной исследовательской школы на базе нового учебно-лабораторного корпуса Малой академии наук РС(Я). «Якутия» поговорила с приглашёнными экспертами о том, почему так важно развивать всех детей, а не искать среди них гениев.

Международная матрёшка

В этом году МИИ-2022 пройдут в два этапа. В первом – каждый школьник может себя попробовать в одном или нескольких направлениях в области STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Math). На втором основном этапе участников ждет:

– Международная олимпиада школьников «Туймаада» по математике, физике, химии и информатике;

– Международная школьная научная конференция-конкурс;

– Международная исследовательская школа по STEM-проектам (проведение международными молодежными командами исследований и проектов по актуальным научно-техническим задачам).

Международная исследовательская школа – это ежегодный международный научный лагерь для старшеклассников, где ребята на протяжении почти двух недель в командах реализуют свои исследования. По стандартной структуре любой научной работы юные учёные проходят все этапы: от постановки целей и задач до получения результата.

Член исполнительного совета MILSET, директор Международной исследовательской школы Ксения Сальникова отметила, что в первую очередь школьники должны научиться работать в команде.

– Мы все умеем конкурировать и бороться за место под солнцем. А вот слышать друг друга, понимать и работать вместе – это то, чему предстоит научиться. Особенно актуальным это становится сегодня, когда связи разрываются, – объяснила она.

МИШ – это так называемая матрёшка, потому что команды в ней состоят не только из школьников, туда ещё включены тьюторы – молодые учёные из ведущих вузов разных стран.  Между ними тоже формируется живая коммуникация, которая потом сохраняется и вне стен МИШ. К тому же это формирование сообщества педагогов, которые привозят детей. С ними также выстраивают программу взаимного обучения.

Самостоятельный выбор

Ведущий эксперт Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Алексей Обухов напомнил, что первые МИИ прошли в 2018 году.

– Я считаю, что это был уникальный опыт. В мире много больших мероприятий, они либо соревновательные, либо нет.  Нам удалось объединить два типа организации деятельности в интеллектуальной сфере с детьми под одной шапкой, – рассказал он.

В этом году МИИ-2022 пройдут в смешанном формате: очном, дистанционном и гибридном. Первый этап – увлекательный марафон, в течение десяти недель которого предоставляется возможность выполнять исследовательские задания. Присоединиться можно учащимся с 1-го по 11-й классы. Включиться можно в любой момент, то есть с 15 марта до 23 мая. Однако задания прошедших недель уже нельзя будет загрузить, так как их проверка будет проходить по графику продвижения марафона.

Какие задания и сколько их выполнять – выбор самого участника. Организаторы рекомендуют от одного до трёх в неделю. Причём они имеют разный уровень сложности – «прикосновение», «действие», «глубина», что учитывается соответствующим коэффициентом при их оценке.

Отметим, что за первую неделю зарегистрировалось около 1000 школьников из более 60 регионов страны. Есть представители из Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Башкирии и других городов России. Также на данный момент начали подключаться к марафону ребята из других стран.

– МИИ – целый ряд мероприятий, которые связаны с международной коммуникацией. Поэтому основной язык – английский. Но первый этап мы полностью адаптировали под русскоязычную аудиторию, чтобы иностранный язык не стал барьером к участию. Ведь школьники помладше могут и не знать пока английского. Думаем, в дальнейшем для ребят это станет дополнительной мотивацией к изучению, – рассказал Алексей Сергеевич.

Один из главных принципов МИИ-2022 – это предоставление широкого доступа детской аудитории. Надо вовлечь тех, у кого, возможно, пока нет высоких достижений, но зато имеется устойчивый интерес к науке.

Принципиально важно для детей всё время создавать ситуацию выбора для возможности самоопределения. Даже если это будет непросто. То есть если я взялся за конкретную задачу, то в любом случае предъявлю результат и получу содержательную обратную связь.

– Генеральная идея МИИ – развивать Якутию во всех аспектах. В первую очередь, конечно, в системах образования и науки, которые всё равно дадут положительный эффект и на другие области, – заключил Обухов. – Мы сейчас будем выполнять геополитическую миссию. Когда во всём мире происходит разрыв отношений, мы будем работать на их сохранение и развитие на горизонтальном уровне.

Рука к руке

Россия стала автором новых форм и новых методов работы по развитию и вовлечению детей в исследовательскую деятельность. Отметим, что многие методики программы MILSET, предложенные российским филиалом, до сих пор развиваются и живут.

– Ещё МИИ – это про проектную и исследовательскую деятельность, в основе которой лежит идея действовать в ситуации неопределённости. Сегодня мир живёт в состоянии перемен. Мы должны быть готовы буквально ко всему. Поэтому, чтобы предлагать решения, нужно мыслить критически и действовать, исходя из текущей ситуации, – подчеркнула Сальникова.

Напомним, что главным инициатором проведения МИИ является генеральный директор Целевого фонда будущих поколений РС(Я) Владимир Егоров. Задумка появилась, когда он был министром образования и науки республики.

По словам Алексея Обухова, Владимир Анатольевич – человек творческий, инициативный. Была выбрана нужная платформа, структурирована информация. Системно были осуществлены нужные действия по развитию новой модели поддержки развития детей.

– Он всегда смотрит дальше и шире, чем любой другой обыватель и участник нашей организационной команды. Уже при разработке концепции МИИ он говорил, что необходимо объединять молодёжь. Мы являемся платформой для международного сотрудничества, которая может принести мир и созидание нашей планете, – пояснила Ксения Сергеевна.

Выходить за рамки

Эксперты также подчеркнули, что важным моментом является поддержка самостоятельности ребёнка. Важно не то, что он делает, когда от него чего-то ждут родители. Важно то, что он самостоятельно ставит перед собой цели и достигает их.

Международные исследования давно показали, что наибольший эффект в развитие страны приносит не отбор лучших, а системная и последовательная работа со всеми детьми, причём с ранних лет, когда дети могут взаимодействовать не только друг с другом, но ещё и с носителями тех или иных культурных норм и практик.

В России сложилась уникальная система дополнительного образования. Дети имеют возможность пользоваться ею бесплатно. Оказывается, во многих регионах страны семьи не используют этот ресурс. Потому что родители не видят ценность в тех активностях, которые не приводят к успеху в общеизвестных узких формах, как, к примеру, к сдаче ЕГЭ.

Эффект вовлечённости в семье имеет колоссальное значение, особенно в раннем развитии. Важно быть активным не только в академических рамках, но ещё уметь выходить за пределы заданного, заключают эксперты.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
26 апреля
  • -6°
  • Ощущается: -12°Влажность: 58% Скорость ветра: 5 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: