X

В школах Якутии ежегодно появляется около 800 вакансий

Качество образования школьников во многом зависит от компетенции учителей. Как быть тем детям, в школах которых не хватает специалистов? По словам министра образования Якутии Михаила Сивцева, в региональной системе образования ежегодно появляется около 800 вакансий, в том числе по основным предметам.

«Земский учитель»

Немного ситуацию спасает программа «Земский учитель», вновь стартовавшая в 2020 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Те, кто решился переехать на работу в села и малые города, получат единовременную выплату в размере 1 млн рублей. Для учителей, решивших переехать на Дальний Восток, подъемное пособие увеличено до 2 млн рублей.

По данной федеральной программе в Якутии учителями обеспечены 11 школ из северных улусов, пять сельских школ из центральных улусов и две школы из промышленных районов.

Как отметил министр образования Якутии Михаил Сивцев, в школы республики приехали в основном опытные учителя, имеющие более 10 лет педагогического стажа, с высшей и первой категорией, владеющие методикой преподавания предметов и современными технологиями.

Из 18 учителей 10 – представители других регионов России: Тывы, Башкортостана и Республики Алтай. Шестеро из них поехали работать в арктические улусы, двое – в  Мирнинский и Алданский районы, еще двое – в Нюрбинский и Верхневилюйский улусы.

 «Учитель Арктики»

Кроме этой программы, в Якутии реализуется проект «Учитель Арктики». Так, в 2020 году 92 молодых педагога арктических школ со стажем работы от трех до пяти лет получили денежное вознаграждение. Кроме того, всем молодым специалистам выплачены подъемные и проездные до места работы. Такая мера поддержки молодых учителей будет продолжена и в дальнейшем.

Тем не менее не хватает учителей в малокомплектных школах отдаленных и арктических районов.

– Многие выпускники педагогических институтов и колледжей не трудоустраиваются по специальности, молодые учителя не задерживаются в образовательных организациях, в результате преобладает доля педагогов пенсионного возраста, – заметил министр в своем выступлении на Январском совещании учителей.

Так, например, в Верхоянском улусе в школах не хватает учителей математики, английского языка, биологии, химии, физики, информатики. В улусе 8 свободных вакансий.

В Дулгалахской средней школе им. И.И. Котельникова учатся 33 ученика. Школа старая, 1947 года строительства. Тем не менее, по словам директора Светланы Сыромятниковой, условия неплохие, в школе проведен капитальный ремонт.

– Нам нужен учитель информатики и физики. Пока заменяют учителя математики, но для них это большая нагрузка. Кроме того, учитель биологии и химии готова уйти на пенсию, если бы к нам приехал молодой учитель, пока ей тоже не на кого оставить своих учеников, – сетует Светлана Иннокентьевна.

Село находится в 220 км от улусного центра, в летнее время до него можно добраться только на моторной лодке или на вертолете. Школа готова предоставить учителю жилье – дом с печным отоплением, а также соцпакет и льготы по оплате коммунальных услуг.

Новой школе – новые кадры

Не хватает учителей и в вилюйской группе улусов. Так, например, в школах  Вилюйского района есть вакансии учителей якутского, английского языков, математики, информатики, технологии, биологии и химии.

В селе Бетюнг в Бекчегинской средней школе учатся 72 ученика. Здание школы новое, каменное, благоустроенное, построенное в 2015 году. Директор Светлана Бубякина радуется, что и материально-техническая база, и оснащение кабинетов современным оборудованием у них отличные.

Тем не менее в школе не хватает учителей русского, английского языков, математики, физики, информатики, биологии, химии. А ведь это основные предметы. Учителя переезжают по семейным обстоятельствам, молодые уходят в декрет, а возрастные ждут пополнения коллектива молодыми кадрами. Есть учителя, которым под 70 лет.

– Жаль, что наша школа не подпадает под программу «Земский учитель», возможно, эта программа решила бы часть проблем, – вздыхает Светлана Иннокентьевна.

По ее словам, учителя будут обеспечены жильем. В селе сдаются в аренду частные дома с центральным отоплением. Кроме того, в недалеком будущем администрация школы совместно с администрацией наслега планируют построить 4-квартирное общежитие для молодых учителей. Во всяком случае, работы в этом направлении идут, выделен участок под строительство.

– С нетерпением ждем в свой дружный коллектив молодых специалистов! – говорит директор.

Как показывает практика, для привлечения педагогов на вакантные должности наряду с денежной выплатой необходима и реальная заинтересованность директора школы, главы наслега, проведение мероприятий по адаптации и методической поддержке учителей. Переезд в другой улус, адаптация на новом рабочем месте сопряжены со множеством как бытовых, так и психологических проблем, в решении которых помощь местной и школьной администрации велика.

Со школьной парты

Конечно, в отдаленные улусы возвращаются работать в основном местные. Вот почему важна и ранняя профориентационная работа со школьниками.

– Считаю важным привлечение в профессию педагога сегодняшних школьников. Открытие педагогических классов или групп в школах при поддержке вуза, педагогических колледжей позволит учащимся определиться с выбором профессии, получить пробные опыты, принять участие в совместных проектах, инициативах, – подчеркнул министр Михаил Сивцев.

Так, в настоящее время на российском уровне установлен порядок приема на работу в образовательные организации студентов старших курсов, обучающихся по педагогическим специальностям в вузах. При соблюдении определенных требований они также могут вести уроки по школьным предметам, вести кружки и факультативы.

По мнению министра, руководителям образовательных организаций необходимо наладить системную работу с вузами по своевременному решению вопросов кадрового обеспечения.

– 2021 год должен стать годом особого отношения к молодым педагогам. Необходимо на новом уровне возродить наставничество в каждой школе и наладить деятельность профессиональных сообществ. Вместе с опытными коллегами, профессионалами мы будем поддерживать молодых коллег в их профессиональном становлении, – отметил он.

Работа учителя в сельской школе многопланова. Он должен быть не только предметником, но и иметь множество других компетенций, ведь школа в маленьком селе – культурный, общественный, досуговый центр. Именно вокруг школы вертится жизнь маленького села.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 07.02.2021 12:11

Related Post