В Якутии будут решать дальнейшую судьбу дубель-шлюпа «Якуцкъ»

В Якутии будут решать дальнейшую судьбу дубель-шлюпа «Якуцкъ»

Читайте нас на

Неделю назад в Якутск был доставлен дубель-шлюп «Якуцкъ» – реплика того самого, что участвовал в Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. 1 августа возле него прошёл «военный совет» под руководством председателя правительства РС(Я) Андрея Тарасенко, на котором решалась дальнейшая судьба шлюпа.

День рождения Беринга

– 12 августа – день рождения Витуса Беринга, и нужно сделать всё, чтобы это событие не прошло незаметно, а то сейчас мало кто знает, что Беринг два года прожил в Якутске, – сказал первым прибывший на это совещание (под перезвон колоколов Спасского монастыря) министр культуры и духовного развития РС(Я) Юрий Куприянов.

– Я только что вернулся из Читы, где 350-летие Петра Великого отметили театрализованным представлением, где подчеркивалось, что первые пушки для него отливались на Нерчинском заводе, – продолжил Юрий Степанович.

– А Якутск – форпост освоения Северо-Востока России и база Великой Северной экспедиции, и нам важно, чтобы этот экспонат полноценно работал на расширение знаний об истории нашей страны, чтобы последующие поколения знали её, потому что это неотъемлемо от того, чтобы быть человеком.

За те два года, что Беринг жил в Якутске, здесь были построены два таких судна.
Современная реплика произведена на заводе «Варяг» в Карелии для съёмок фильма, в основу сценария которого легла пьеса Владимира Фёдорова «Созвездие Марии».

При активном личном участии Андрея Владимировича Тарасенко «Якуцкъ» теперь здесь, и мы должны решить, будет ли он стоять на суше или, может, спустить его на воду. Подкиль у него из металла, так что это возможно, – отметил Куприянов.

Также министр привёл в пример один из самых посещаемых музеев Скандинавии, посвящённый одному-единственному судну XVII века – несостоявшемуся флагману шведского флота «Ваза», который затонул во время своего первого выхода из гавани.

«Поражал воображение»

В отличие от «Вазы», у дубель-шлюпа «Якуцкъ» богатая история, о которой поведал сотрудник Якутского государственного объединённого музея истории и культуры народов Севера имени Ярославского Сергей Слепцов:

– «Якуцкъ» принял участие в Великой Северной экспедиции в составе Западного ленского отряда под командованием Василия Прончищева, Семёна Челюскина и позже – Харитона Лаптева.

В его задачу входило исследование дельты Лены и плавание из дельты Лены в дельту Енисея. Цели, поставленные Берингом и Адмиралтейством, они выполнили.

Построение в Якутске двух таких кораблей в XVIII веке – уникальный случай. История этого корабля говорит о значимости нашего города как базы для Великой Северной экспедиции, научных исследований Северо-Востока Российской империи, кораблестроения.

С ним связано множество интересных историй, в том числе про супругов Прончищевых. Татьяна Прончищева – первая в истории женщина, полярная исследовательница.

Современному человеку трудно представить, как на таком сравнительно небольшом судне более 40 человек сначала два года, а потом ещё три ходили во льдах. Но судно большего тоннажа в Якутске в те времена невозможно было построить.

Здесь строили кочи, карбасы, предназначенные для хождения по рекам, а эти предназначались для выхода в море и наверняка поражали воображение тогдашних горожан.

В составе экспедиции Беринга из Санкт-Петербурга прибыли два корабельных мастера и несколько десятков плотников. Для экспедиции в Якутске они построили два корабля, один – в Тобольске и ещё несколько в Охотске, при этом почти весь такелаж был привезён из европейской части России.

Древесина использовалась местная, но ни о какой просушке по правилам наверняка даже речи не шло: не было времени, Беринга торопили, грозили отдать под суд за то, что он так долго собирается.

К слову, петровский флот весь был построен из не очень качественно просушенного леса и быстро гнил, хотя дело тут не только в просушке, но и в замерзающих портах: когда судно зимой вмерзает в лёд, а потом лёд тает, дерево очень сильно страдает и гниёт в несколько раз быстрее.

Для сравнения: в Англии, обладающей незамерзающими портами, корабли служили по 40-50 лет, российские – максимум десять.
«Якуцкъ» до того, как был затерт льдами, проходил пять лет.

«Пли!»

– Его реплика соответствует историческим размерам – 19,5 метров в длину и пять метров в ширину, – продолжает Сергей Геннадьевич. – В остальном оно, конечно, отвечает современным требованиям, у него даже двигатель есть, то есть судно парусно-моторное.

Вместимость (опять же, по современным меркам) – 14 человек экипажа. В XVIII веке, как я уже говорил, экипаж составлял более 40 человек: до 20 человек матросов и офицеров и примерно 20 гребцов. Сложно представить, как они все там помещались, но как-то помещались.

При организации экскурсий на палубу можно будет допускать группы до десяти человек, за столом в кают-компании посмотреть карты, поговорить об экспедиции. А можно проводить интерактивные экскурсии – идей много. Но лично я считаю, что всё это лучше проделывать на суше – ради сохранности судна.

Председатель правительства РС(Я) Андрей Тарасенко по прибытии изучил «Якуцкъ», что называется, снизу доверху и сразу высказал идею: заменить бутафорскую пушку на настоящую, чтобы «в 12.00 стрелять холостым, как принято в морских городах, а Якутск – форпост России на Северо-Востоке».

— Конечно, сначала надо тут всё довести, как говорится, до ума, поднять паруса и либо курсантов обучать, либо использовать как музейный экспонат, либо туристов на Ленские Столбы возить. Мыслей много. Посоветуемся с главой и примем решение, – заключил Андрей Владимирович.

В завершение он сообщил, что в Якутск должны прибыть ещё два катамарана из «Артека» и большое комфортабельное круизное судно с Соловков, уже прошедшее ремонт: «Хороший судовой парк будет. Пора подумать о хорошем речном порте».
Фото Натальи Чемашкиной и автора.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
7 октября
  • -4°
  • Ощущается: -9°Влажность: 79% Скорость ветра: 3 м/с