В Выставочном зале НХМ открылась выставка народного художника Якутии Николая Иннокентьева и его дочерей

Под занавес Года семьи в России в Выставочном зале Национального художественного музея (здание Комдрагмета) открылась выставка народного художника Якутии Николая Иннокентьева и трех его дочерей – Марии, Айталины, Нюргуяны.
«Погружением в мир теплых воспоминаний» назвала ее кандидат искусствоведения, заместитель генерального директора НХМ Юлия Кравцова, отметив, что речь здесь идет не только о личных воспоминаниях, дорогих сердцу каждого человека в отдельности, но и о воспоминаниях об историческом прошлом нашей страны, объединяющих людей в единый народ.
Такие узнаваемые и родные фигуры людей на покосе в жаркую страдную пору, радуга над рекой в облачный день, «тополек в красной косынке» в летнике совхозной фермы…

Три поколения женщин на картине «Матери» — бабушка, мать и взрослая внучка со своим малышом. В лице самой старшей – неизбывная скорбь, будто и сейчас глядят ее глаза вослед уходящему на фронт мужу, брату. На коленях — натруженные руки, которые всю войну и после выполняли мужскую работу. Рядом — дочь, выжившая в голодные годы и наверняка выросшая без отцовской ласки. А отец – где сложил он свою голову? В белоснежных полях под Москвой? В окопах Сталинграда? В полях за Вислой сонной? И совсем другое лицо у внучки, чей малыш делает первые шаги по родной земле. Дыхание той великой эпохи – и в лицах молодых строителей БАМа, в их глазах.

И в лицах и глазах ветеранов Великой Отечественной, завоевавших для своих детей и внуков, для своей страны право жить и строить свое будущее, не страшась ничего.

— Единственный художник Якутии, носящий орден Дружбы народов. И единственный художник из Нюрбинского района, давшего десятки ученых. А художник один, — сказала искусствовед Зинаида Иванова-Унарова. — Горжусь тем, что мы из одного гнезда: его родной Малыкай недалеко от моей Чаппанды. Николай Николаевич — мастер пейзажного жанра и портрета. Казалось бы, что нового можно внести в давно известный жанр? Но он внес — новое узнавание человека, его духовного внутреннего мира. Николай Иннокентьев — очень серьезный художник, очень серьезный педагог.
Преподавал выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина с 1973 года, вырастив за это время не одно поколение якутских художников (кстати, дочери и в этом пошли по его стопам).

Одна из его учениц — заместитель председателя Союза художников Якутии Наталья Николаева пятнадцатилетней девочкой запомнила любимое слово своего учителя на пленэрах: «Валёрнее, Наташа, валёрнее!» То, что оно означает световоздушную среду, юные студенты художественного училища узнали гораздо позже.

— Николай Николаевич внес в якутское искусство нотку импрессионизма и требовал от нас живописности, требовал развивать свой глаз, чтобы видеть теплые и холодные тона, потому что от этих цветовых отношений и рождается живопись. Требования к себе как к художнику и к нам как к студентам были очень высокие. За это мы его любили и любим, нашего Учителя с большой буквы.
А выставка к 80-летию Николая Николаевича Иннокентьева будет работать до 31 января.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: