В школах Якутии появились тьюторы

В школах Якутии появились тьюторы

Новые специалисты рассказали о своей профессии
Читайте нас

В последнее время в сфере образования появилась новая специальность – тьютор. Заявлено, что в ближайшие годы он будет в каждом учебном заведении. Сегодня о том, чем же тьютор отличается от обычного учителя, рассказывают наши собеседники.

ТЬЮТОРЫ НУЖНЫ ДЛЯ АДАПТАЦИИ 

Тьюторы школы №35 Варвара Эверстова и Юлия Тарская второй год работают в ресурсном классе для детей-аутистов.  

— Кто такой тьютор?

Тьютор сопровождает ребенка в школе, помогает ему определиться с будущей профессией, задает ему нужную образовательную траекторию, создает индивидуальный образовательный маршрут. При этом он учитывает только интересы и запросы самого ребенка, ничего ему не навязывая, а также пожелания родителей. Мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья – детьми-аутистами. Мы для них и помощники, и ассистенты, помогаем адаптироваться в школе, наладить взаимоотношения с ровесниками. Таким образом, тьюторы для особенных детей-аутистов – проводники социализации в обществе.

Какое образование надо получить, чтобы стать тьютором?

Педагогическое. Кроме того, мы прошли специальную образовательную программу в Институте развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II.

Как тьютор набирает детей?

В первую очередь запрос на услуги тьюторов идет от родителей. Они обращаются в Министерство образования с тем, чтобы их детям предоставили возможность учиться в обычной общеобразовательной школе. Ведь не везде таких детей могут принять, не во всех школах есть тьюторы.

Как ведется работа с детьми?

— В первый год обучения в ресурсном классе для детей-аутистов они проходят адаптацию к школе. Мы буквально встречаем их у дверей учебного заведения, и все время, пока их не заберут родители, они находятся под нашей опекой. Каждый день мы ведем дневник наблюдений о том, что происходит с ребенком, как он справляется с трудностями, общается с окружающими. Первый год они привыкают к школе, привыкают к нам, проходят первые шаги к социализации, начинают общаться между собой и с другими детьми. Через год они идут в обычный первый класс, где учатся по той же школьной программе, что и другие дети. Из трех учеников ресурсного класса двое уже учатся в обычном первом классе (в 35-й школе учатся трое детей-аутистов и за каждым прикреплен свой тьютор – прим. автора), это мы считаем большим успехом. Значит, наша работа приносит результат.

С какими проблемами вы сталкиваетесь?

Трудно было в начале. Ведь никто не знал, что такое ресурсный класс, не было ни методических пособий, ни нужной документации. Всю информацию мы находили сами. Доверие детей завоевать всегда сложно, а особенных детей тем более. Ведь они не всегда могут пойти на контакт, часто просто не желают общаться с незнакомыми людьми. Но мы справляемся с этим и по сути становимся частью их семьи.

Как в школе относятся к вашей работе?

В школе нас поддерживают, все понимают важность нашей работы. Администрация всегда идет нам навстречу. Так, мы смогли посетить курсы по работе с детьми-аутистами в Санкт-Петербурге, курсы проблемной педагогики в Москве.

Сколько в Якутске тьюторов, которые работают с детьми-инвалидами?

Не знаем, как дело обстоит в Якутске. Но в некоторых улусах они работают в школах и детских садах уже более четырех лет. Например, в Чурапчинском и Таттинском улусах. Сейчас есть ощутимый запрос со стороны общества и государства на тьюторов в школе. В будущем, мы надеемся, тьюторы, в том числе и работающие с особыми детьми, появятся в каждой школе республики.

КУРСЫ ПОСЕЩАЮТ ДАЖЕ МАМЫ

О том, где в Якутии готовят тьюторов, нам рассказала заведующая кафедрой естественно-научного образования в Институте развития образования и профессиональной переподготовки им. С.Н. Донского — II Анна Матаннанова.

– Уже не первый год под моим руководством в институте проходят курсы профессиональной переподготовки «Тьютор в образовании». Своей целью мы ставим формирование компетенций, необходимых для ведения профессиональной деятельности в области индивидуализации образования и тьюторского сопровождения.

Педагоги часто отмечают необходимость тьюторской помощи, не всегда при этом правильно понимая суть тьюторских компетенций. В нашей республике есть немало детских садов и школ, где работают тьюторы, некоторые из них не знают своих должностных обязанностей и просто выполняют функции воспитателей или социальных педагогов.

Компетенции тьютора прописаны в едином квалификационном справочнике должностей, а также в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания», утвержденном Приказом № 10 МТиСЗ РФ от 10 января 2017 года: это сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, организация образовательной среды и организационно-методическое обеспечение образовательного процесса.

После наших курсов мы уже выпустили две группы и теперь работаем с третьей. В числе наших слушателей — заместители директоров, учителя-предметники, воспитатели, психологи и родители. Некоторых на учебу направила администрация школы. Остальные педагоги обучались по собственной инициативе. Были две мамы, которые решили овладеть «тьюторским мастерством», чтобы воспитывать своих детей.

ГЛАВНОЕ БЫТЬ СПЕЦИАЛИСТОМ В СВОЕЙ СФЕРЕ

Наш собеседник Евгений Попов, ведущий эксперт научно-испытательной лаборатории биотехнологии Технопарка «Якутия», поделился своим опытом работы тьютором.

– Тьютором я был дважды. Первый раз в 2018 году, когда в Якутске состоялись Интеллектуальные игры, в рамках которых была создана Международная исследовательская школа в Малой академии наук. Моим сотьютором стала девушка из Санкт-Петербурга. У нас была небольшая группа детей из Якутска, Москвы, Санкт-Петербурга, Нерюнгри, Алтая, Бурятии, Гонконга, Словакии, Мексики, Таиланда и Сингапура. Работали мы по исследованию экологии озер, т.е. дети сами определяли по неким видам биоиндикаторов чистоту того или иного водоема. Сама работа велась на английском языке.

Второй раз я стал тьютором во время второй Международной исследовательской школы уже в этом году.  Также небольшая группа ребят, одна половина из Якутии, вторая – из Гонконга. Моим сотьютором был герпетолог (специалист по рептилиям) Иван Сокольников из Якутска. У него очень большой навык работы в полевых условиях, поэтому мы разделили обязанности: он отвечал за практическую часть, а я теоретическую. Таким образом мы составляли единый тьюторский организм.

В рамках работы тьютором мы не ограничивались только лабораторными исследованиями, но и организовывали небольшие научные экспедиции. Самое важное в экспедициях с детьми – это провести инструктаж по правилам техники безопасности, которые неукоснительно должны соблюдать все участники экспедиции. Тьютор отвечает за жизнь и здоровье ребенка.

Дам главный совет, как работать с детьми в экспедиционных условиях – нужно найти среди них лидера или двух, которые имеют максимальный авторитет у остальных ребят. Таким образом они тоже смогут выполнять роль тьюторов или тех же вожатых, смогут помочь контролировать всю группу.

Я думаю, что тьютором может быть любой человек, главное, он должен быть профессионалом в своей сфере и уметь хорошо направлять. Тьютор – это не учитель, хотя у меня есть соответствующий диплом с правом преподавания биологии, но это не важно. Тьютор не тот человек, который учит, он направляет, и это фундаментальное отличие тьютора от учителя. Тьютор создает проблему – он говорит, вот есть такая задача, решайте ее. И дети сами начинают постигать глубины, искать методы, варианты решения проблем, а тьютор только направляет, советует, делает этот процесс интересным и увлекательным.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -14°
  • Ощущается: -21°Влажность: 40% Скорость ветра: 5 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: