В сердце шахты: репортаж из угольного забоя

В сердце шахты: репортаж из угольного забоя

Вентиляционный ствол №1 – «главные ворота» шахты «Восточная Денисовская». Фото автора.
Читайте нас

В минувшие выходные группа представителей СМИ в рамках пресс-тура, организованного УК «Колмар», побывала в шахте этой компании «Восточная  — Денисовская». Сегодня мы расскажем, что такое угольная лава и как добывают «черное золото» в Южной Якутии.

Экипировка

Спуск в шахту невозможно себе представить без соответствующей экипировки. Вы и шагу не ступите под землей без резиновых сапог. А еще необходимо надеть нательное белье (температура воздуха в шахте около +10˚С), плотные штаны и куртку (кто-то надевает под нее еще и жилетку). Обязательно перчатки, подшлемник, каску (в её необходимости я убедился не раз), одноразовый респиратор, защитные прозрачные очки и два ремня. Один необходим для брюк униформы. А на второй, помимо того, что он опоясывает куртку, закрепляют батарею шахтного светильника и самоспасатель – без них вас в шахту никто не пустит.

Алексей Волков уже экипирован, но еще не «зарядился», а потому пока не подпоясан и без шахтерской лампы со самоспасателем. Фото автора.

Безопасность

«Главное под землей – это безопасность жизни и здоровья», – неоднократно говорили сопровождавшие нас технический директор УК «Колмар» Алексей Волков и директор шахты «Восточная  — Денисовская» Андрей Макеев. А потому перед спуском в забой каждый шахтер должен «зарядиться» – взять с собой шахтерскую лампу (светильник) с заряженной батареей и самоспасатель. Мы же еще прошли инструктаж.

Нам показали на схеме основные проходы в шахте (стволы, как их называют угольщики), объяснили, что мы должны делать и куда идти в случае аварийной ситуации, и показали принцип работы самоспасателя. Он основан на химической реакции. При включении в самоспасатель  внутри него химическим путем вырабатывается кислород, который по шлангу подается через загубник. Надеюсь, вам эти знания не пригодятся, но… Поскольку в момент реакции металлический корпус самоспасателя нагревается, в комплекте с ним идет специальная термоизоляционная прокладка, которую необходимо применять, дабы избежать ожога.

В ламповой мы «зарядились» и расписались об этом в журнале. Фото автора.

Всё, что надето на шахтёре – призвано его защищать. Сапоги – от воды и грязи, очки – от пыли и более крупных фракций, каска – от травм головы и так далее. Даже шахтерская лампа (светильник) имеет защитную функцию. Во-первых, без нее вы в шахте никуда – других источников света там нет, и вы обязаны держать светильник включенным. Во-вторых, лампой можно сигнализировать о той или иной ситуации, подавать ряд команд и даже получать сигналы извне!

Дело в том, что в каждый блок питания лампы на шахте «Восточная  — Денисовская» установлен специальный датчик. Экипировавшись, получив самоспасатель и лампу, о чем вы расписываетесь в специальном журнале, вы должны его активировать – прислонить аккумулятор светильника к считывающему устройству с надписью «Спуск». Если прозвучал сигнал, и на устройстве загорелась зеленая лампочка, значит, система готова контролировать ваши передвижения в шахте. Ровно такую же процедуру для снятия контроля нужно будет пройти и по выходу из шахты, только уже у устройства с надписью «Выезд».

Шахтеры возвращаются в ламповую после 6-часового рабочего дня. Фото автора.

Датчик в блоке питания используется и для обратной связи. Диспетчер шахты при помощи него видит, где вы находитесь и может подать сигнал на вашу лампу. Так, если она моргнет 4 раза, это значит, что он хочет что-то сообщить, и вам следует пройти к ближайшему устройству внутренней связи. Если же ваш светильник выключится-включится 8 раз, значит в шахте возникла аварийная ситуация и нужно действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

Спуск

Когда мы, «заряженные», вышли из ламповой (так традиционно называется помещение, где шахтеры получают светильники и самоспасатели) во двор административно-бытового комплекса, нас уже ждала «вахтовка». Дело в том, что шахта «Восточная — Денисовская» находится за основной территорией ГОКа «Денисовский», между ними даже проходит федеральная автодорога «Лена», которую необходимо пересекать. Но, что самое удивительное, – от шахты и до самого ГОКа под землей пройден конвейерный наклонный ствол, в котором смонтирована транспортерная лента, выдающая уголь «на-гора». Как пояснил Алексей Волков, протяженность транспортерной ленты  4,3 километра, но по мере увеличения сети горных выработок шахты она увеличится до 6,9 км.

По приезду у основного входа пути в шахту – вентиляционного ствола №1 (он же является транспортным), нас ждала автомашина для подземного передвижения. Это удивительный вид транспорта, абсолютно весь сделанный из толстого металла. Относительно мягкими в нем были только сиденья водителя и пассажирские скамьи. Но только на таком аппарате, видимо, в шутку названном производителем Drift Runner (дрифтующий бегун – с англ.), можно перемещаться внутри шахты. Никакая другая техника там просто не проедет. И пусть наш аппарат двигался едва ли быстрее идущего пешком человека, как справедливо пошутил Андрей Макеев – лучше плохо ехать, чем хорошо идти.

На таком «броневике» мы и передвигались под землей. Фото автора.

Мы добирались до места добычи угля – очистного забоя или лавы, как называют его горняки, около часа, преодолев почти 5 км под землей. Над нашими головами по своду штрека тянулись кабели, трубы, швеллеры монорельсовой дороги, даже оптоволоконные кабели, ведь в шахте есть вай-фай! В общем, «верх» (кровля выработки), покрытый защитной крепью от обвала, это, как я понял, основная инфраструктурная артерия в шахте. По ней проложено большинство коммуникаций.

Часть пути мы проделали пешком, иногда по колено в воде – преодолеть огромную лужу не решился даже водитель мощного Drift Runnerа. По словам Волкова, вода – это одна из главных проблем подземной добычи угля в Якутии. В более южных краях её в шахтах меньше, зато там «черному золоту» сопутствует взрывоопасный газ метан, поступающий в объеме до 30 кубометров на 1 тонну угля. Его приходится постоянно откачивать, а затем утилизировать. У нас метана и связанных с ним опасностей нет, но зато есть сложности с обводнением шахт, особенно в период дождей.

Так выглядел штрек, остававшийся позади нашего дрифтраннера. Фото автора.

Кстати, в стволе постоянно сквозит – работает основной вентилятор (ВГП), причем на отдельных участках дует очень прилично. Так что одеваться надо теплее. И еще момент – в шахте дует всегда в одном направлении, например, в спину. И если направление движения воздуха резко изменилось (стало дуть в лицо), значит  в шахте возникла аварийная ситуация и основной вентилятор переведен в режим реверса.

Преодолеть огромную лужу не смогла даже шахтная машина, пришлось идти пешком. Фото автора.

Лава

Пройдя какое-то расстояние (под землей теряется ощущение времени и пространства), мы свернули в боковой отсек от основного прохода (выработки), где увидели длинный энергопоезд, состоящий из отсеков, соединенных между собой множеством кабелей. Венчала вытянувшуюся в штреке колонну техники кабина управления механизированным очистным комплексом, в которой находился оператор.

«Энергопоезд – это «электрическое сердце» лавы, с маслонасосами, создающими давление для перемещения конвейера и секций механизированной крепи. Они дают жизнь более 150 тысячам тонн железа добычного комплекса», – поделился Андрей Макеев.

Энергопоезд – это «электрическое сердце» лавы. Фото автора.

А вскоре мы увидели и сам этот гигантский механизм. Сбоку очистного комбайна вращалась фреза диаметром около метра. Она врезалась в угольный пласт и отбрасывала добытый уголь на двигающийся внизу скребковый конвейер. Вся конструкция держится на мощных «лапах» — секциях механизированной крепи, расположенных примерно в полуметре друг от друга, и каждую венчает гидравлический цилиндр, подпирающий «верх» (кровлю) забоя. Вся конструкция механизированного комплекса вытянулась на более чем на двести  метров.

Добычно-очистной комплекс одновременно добывает и транспортирует уголь. Фото автора.

В шахте «Восточной — Денисовской» уголь добывают двумя способами – очистным механизированным  комплексом и горнопроходческим комбайном в паре с самоходным вагоном. Конечно, основной объём добычи даёт очистной комплекс, а комбайн подготавливает площадь для его работы, попутно добывая уголь.

Сложно представить, но такие большие и сложные механизмы обслуживают всего 20 человек – именно столько составляет численность работников выемочного участка в смене. Смена длится с 8 до 14 часов, а всего их в сутках четыре. Работа шахты, добыча угля ведется круглосуточно. Всего же, в целом на шахте, в добычную смену трудятся 80-90 человек, в ремонтную – от 190 до 200.

Фреза добычного комплекса вскрывает и сваливает уголь на скребки транспортерной ленты. Фото автора.

Сейчас на «Восточной – Денисовской» планируют нарастить добычу угля, благо, что мощность разрабатываемого пласта Д-15 дает такую возможность.

«За два года работы (шахта заработала 9 апреля 2021 года – авт.) мы максимально добывали 310 тысяч тонн в месяц, но это на угольном пласте Д-19. «После того как вскрыт пласт Д-15, и с началом работы лавы 15 — 1, планируется  добыть рекордный объем угля – 400 тысяч тонн в месяц», – рассказал начальник участка добычных работ Вадим Ткаленко.

На земле

Обратная дорога заняла гораздо меньше времени. Или нам так показалось. Вот уже и вентиляционные шлюзы – огромные металлические двери, разделяющие воздух на поверхности от атмосферы внутри шахты.  Вскоре впереди забрезжил дневной свет.

Из своих 38 лет 19 директор шахты Андрей Макеев проработал под землей. Скриншот видео.

Поднявшись на поверхность, мы заглянули к диспетчеру шахты. Как выяснилось, он контролирует все процессы, происходящие под землей. Практически всю стену напротив его пульта управления занимает огромный экран, на котором отображено всё происходящее в шахте. Датчики, которыми снабжено оборудование, дают ему возможность контролировать работу шахты.

Вот так, согнувшись мы пробирались по мостику над шахтным конвейером. Фото автора.

Диспетчер наблюдает за состояние всех ленточных конвейеров. Следит за уровнем воды в противопожарных емкостях и работой насосов. Посредством расходомеров контролирует объем воды, поступающей в шахту, и выкачку из нее шахтных вод. Её, кстати, затем на очистных сооружениях доводят до уровня питьевой и возвращают назад в природу. Отслеживается и электроснабжение шахты, ведется постоянный контроль объема и качества рудничного воздуха. Проверяется работа добычного комплекса – работоспособность, температура нагрева двигателей, передвижение комбайна. Помимо этого (помните датчики, которые мы активировали до спуска под землю?) система отслеживает передвижение людей. Благодаря датчикам в светильниках люди постоянно находятся в поле зрения диспетчера.

Проведя в забое всего три часа я понял, насколько тяжел шахтерский труд. Фото автора.

«Человек в шахте всегда находится под контролем – для его безопасности. Также это удобно для связи. Диспетчер может вбить фамилию из списка спустившихся (мы ведь расписались в ламповой – авт.), набрать, например, Макеев, и получить данные – с какой лампой он вошел в шахту. Далее можно вбить ее номер и подать на нее необходимые сигналы», – поясняет Андрей Макеев.

***

Проведя под землей всего около трех часов, мы вымотались и устали. Алексей Волков пошутил: «Смотрите, не засните. Из машины мы вас, конечно, вынесем, а мыть как?». Без шуток в шахте никак. И мыться приходится обязательно. Пришлось и нам, проведшим под землей совсем немного времени и не занимавшимся физическим трудом. Благо, что моющие средства и полотенца предоставляет компания. Такой он, шахтерский труд – грязный, тяжелый, но очень нужный.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
22 ноября
  • -24°
  • Ощущается: -31°Влажность: 77% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: