В сердце шахты: репортаж из угольного забоя
В минувшие выходные группа представителей СМИ в рамках пресс-тура, организованного УК «Колмар», побывала в шахте этой компании «Восточная — Денисовская». Сегодня мы расскажем, что такое угольная лава и как добывают «черное золото» в Южной Якутии.
Экипировка
Спуск в шахту невозможно себе представить без соответствующей экипировки. Вы и шагу не ступите под землей без резиновых сапог. А еще необходимо надеть нательное белье (температура воздуха в шахте около +10˚С), плотные штаны и куртку (кто-то надевает под нее еще и жилетку). Обязательно перчатки, подшлемник, каску (в её необходимости я убедился не раз), одноразовый респиратор, защитные прозрачные очки и два ремня. Один необходим для брюк униформы. А на второй, помимо того, что он опоясывает куртку, закрепляют батарею шахтного светильника и самоспасатель – без них вас в шахту никто не пустит.
Безопасность
«Главное под землей – это безопасность жизни и здоровья», – неоднократно говорили сопровождавшие нас технический директор УК «Колмар» Алексей Волков и директор шахты «Восточная — Денисовская» Андрей Макеев. А потому перед спуском в забой каждый шахтер должен «зарядиться» – взять с собой шахтерскую лампу (светильник) с заряженной батареей и самоспасатель. Мы же еще прошли инструктаж.
Нам показали на схеме основные проходы в шахте (стволы, как их называют угольщики), объяснили, что мы должны делать и куда идти в случае аварийной ситуации, и показали принцип работы самоспасателя. Он основан на химической реакции. При включении в самоспасатель внутри него химическим путем вырабатывается кислород, который по шлангу подается через загубник. Надеюсь, вам эти знания не пригодятся, но… Поскольку в момент реакции металлический корпус самоспасателя нагревается, в комплекте с ним идет специальная термоизоляционная прокладка, которую необходимо применять, дабы избежать ожога.
Всё, что надето на шахтёре – призвано его защищать. Сапоги – от воды и грязи, очки – от пыли и более крупных фракций, каска – от травм головы и так далее. Даже шахтерская лампа (светильник) имеет защитную функцию. Во-первых, без нее вы в шахте никуда – других источников света там нет, и вы обязаны держать светильник включенным. Во-вторых, лампой можно сигнализировать о той или иной ситуации, подавать ряд команд и даже получать сигналы извне!
Дело в том, что в каждый блок питания лампы на шахте «Восточная — Денисовская» установлен специальный датчик. Экипировавшись, получив самоспасатель и лампу, о чем вы расписываетесь в специальном журнале, вы должны его активировать – прислонить аккумулятор светильника к считывающему устройству с надписью «Спуск». Если прозвучал сигнал, и на устройстве загорелась зеленая лампочка, значит, система готова контролировать ваши передвижения в шахте. Ровно такую же процедуру для снятия контроля нужно будет пройти и по выходу из шахты, только уже у устройства с надписью «Выезд».
Датчик в блоке питания используется и для обратной связи. Диспетчер шахты при помощи него видит, где вы находитесь и может подать сигнал на вашу лампу. Так, если она моргнет 4 раза, это значит, что он хочет что-то сообщить, и вам следует пройти к ближайшему устройству внутренней связи. Если же ваш светильник выключится-включится 8 раз, значит в шахте возникла аварийная ситуация и нужно действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
Спуск
Когда мы, «заряженные», вышли из ламповой (так традиционно называется помещение, где шахтеры получают светильники и самоспасатели) во двор административно-бытового комплекса, нас уже ждала «вахтовка». Дело в том, что шахта «Восточная — Денисовская» находится за основной территорией ГОКа «Денисовский», между ними даже проходит федеральная автодорога «Лена», которую необходимо пересекать. Но, что самое удивительное, – от шахты и до самого ГОКа под землей пройден конвейерный наклонный ствол, в котором смонтирована транспортерная лента, выдающая уголь «на-гора». Как пояснил Алексей Волков, протяженность транспортерной ленты 4,3 километра, но по мере увеличения сети горных выработок шахты она увеличится до 6,9 км.
По приезду у основного входа пути в шахту – вентиляционного ствола №1 (он же является транспортным), нас ждала автомашина для подземного передвижения. Это удивительный вид транспорта, абсолютно весь сделанный из толстого металла. Относительно мягкими в нем были только сиденья водителя и пассажирские скамьи. Но только на таком аппарате, видимо, в шутку названном производителем Drift Runner (дрифтующий бегун – с англ.), можно перемещаться внутри шахты. Никакая другая техника там просто не проедет. И пусть наш аппарат двигался едва ли быстрее идущего пешком человека, как справедливо пошутил Андрей Макеев – лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Мы добирались до места добычи угля – очистного забоя или лавы, как называют его горняки, около часа, преодолев почти 5 км под землей. Над нашими головами по своду штрека тянулись кабели, трубы, швеллеры монорельсовой дороги, даже оптоволоконные кабели, ведь в шахте есть вай-фай! В общем, «верх» (кровля выработки), покрытый защитной крепью от обвала, это, как я понял, основная инфраструктурная артерия в шахте. По ней проложено большинство коммуникаций.
Часть пути мы проделали пешком, иногда по колено в воде – преодолеть огромную лужу не решился даже водитель мощного Drift Runnerа. По словам Волкова, вода – это одна из главных проблем подземной добычи угля в Якутии. В более южных краях её в шахтах меньше, зато там «черному золоту» сопутствует взрывоопасный газ метан, поступающий в объеме до 30 кубометров на 1 тонну угля. Его приходится постоянно откачивать, а затем утилизировать. У нас метана и связанных с ним опасностей нет, но зато есть сложности с обводнением шахт, особенно в период дождей.
Кстати, в стволе постоянно сквозит – работает основной вентилятор (ВГП), причем на отдельных участках дует очень прилично. Так что одеваться надо теплее. И еще момент – в шахте дует всегда в одном направлении, например, в спину. И если направление движения воздуха резко изменилось (стало дуть в лицо), значит в шахте возникла аварийная ситуация и основной вентилятор переведен в режим реверса.
Лава
Пройдя какое-то расстояние (под землей теряется ощущение времени и пространства), мы свернули в боковой отсек от основного прохода (выработки), где увидели длинный энергопоезд, состоящий из отсеков, соединенных между собой множеством кабелей. Венчала вытянувшуюся в штреке колонну техники кабина управления механизированным очистным комплексом, в которой находился оператор.
«Энергопоезд – это «электрическое сердце» лавы, с маслонасосами, создающими давление для перемещения конвейера и секций механизированной крепи. Они дают жизнь более 150 тысячам тонн железа добычного комплекса», – поделился Андрей Макеев.
А вскоре мы увидели и сам этот гигантский механизм. Сбоку очистного комбайна вращалась фреза диаметром около метра. Она врезалась в угольный пласт и отбрасывала добытый уголь на двигающийся внизу скребковый конвейер. Вся конструкция держится на мощных «лапах» — секциях механизированной крепи, расположенных примерно в полуметре друг от друга, и каждую венчает гидравлический цилиндр, подпирающий «верх» (кровлю) забоя. Вся конструкция механизированного комплекса вытянулась на более чем на двести метров.
В шахте «Восточной — Денисовской» уголь добывают двумя способами – очистным механизированным комплексом и горнопроходческим комбайном в паре с самоходным вагоном. Конечно, основной объём добычи даёт очистной комплекс, а комбайн подготавливает площадь для его работы, попутно добывая уголь.
Сложно представить, но такие большие и сложные механизмы обслуживают всего 20 человек – именно столько составляет численность работников выемочного участка в смене. Смена длится с 8 до 14 часов, а всего их в сутках четыре. Работа шахты, добыча угля ведется круглосуточно. Всего же, в целом на шахте, в добычную смену трудятся 80-90 человек, в ремонтную – от 190 до 200.
Сейчас на «Восточной – Денисовской» планируют нарастить добычу угля, благо, что мощность разрабатываемого пласта Д-15 дает такую возможность.
«За два года работы (шахта заработала 9 апреля 2021 года – авт.) мы максимально добывали 310 тысяч тонн в месяц, но это на угольном пласте Д-19. «После того как вскрыт пласт Д-15, и с началом работы лавы 15 — 1, планируется добыть рекордный объем угля – 400 тысяч тонн в месяц», – рассказал начальник участка добычных работ Вадим Ткаленко.
На земле
Обратная дорога заняла гораздо меньше времени. Или нам так показалось. Вот уже и вентиляционные шлюзы – огромные металлические двери, разделяющие воздух на поверхности от атмосферы внутри шахты. Вскоре впереди забрезжил дневной свет.
Поднявшись на поверхность, мы заглянули к диспетчеру шахты. Как выяснилось, он контролирует все процессы, происходящие под землей. Практически всю стену напротив его пульта управления занимает огромный экран, на котором отображено всё происходящее в шахте. Датчики, которыми снабжено оборудование, дают ему возможность контролировать работу шахты.
Диспетчер наблюдает за состояние всех ленточных конвейеров. Следит за уровнем воды в противопожарных емкостях и работой насосов. Посредством расходомеров контролирует объем воды, поступающей в шахту, и выкачку из нее шахтных вод. Её, кстати, затем на очистных сооружениях доводят до уровня питьевой и возвращают назад в природу. Отслеживается и электроснабжение шахты, ведется постоянный контроль объема и качества рудничного воздуха. Проверяется работа добычного комплекса – работоспособность, температура нагрева двигателей, передвижение комбайна. Помимо этого (помните датчики, которые мы активировали до спуска под землю?) система отслеживает передвижение людей. Благодаря датчикам в светильниках люди постоянно находятся в поле зрения диспетчера.
«Человек в шахте всегда находится под контролем – для его безопасности. Также это удобно для связи. Диспетчер может вбить фамилию из списка спустившихся (мы ведь расписались в ламповой – авт.), набрать, например, Макеев, и получить данные – с какой лампой он вошел в шахту. Далее можно вбить ее номер и подать на нее необходимые сигналы», – поясняет Андрей Макеев.
***
Проведя под землей всего около трех часов, мы вымотались и устали. Алексей Волков пошутил: «Смотрите, не засните. Из машины мы вас, конечно, вынесем, а мыть как?». Без шуток в шахте никак. И мыться приходится обязательно. Пришлось и нам, проведшим под землей совсем немного времени и не занимавшимся физическим трудом. Благо, что моющие средства и полотенца предоставляет компания. Такой он, шахтерский труд – грязный, тяжелый, но очень нужный.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: