Из 36 муниципальных образований Якутии, 13 относятся к арктическим районам, на территории которых проживает более семи процентов населения – 68 тысяч человек. Ежегодно для них доставляется более трехсот тысяч тонн жизнеобеспечивающих грузов из 1,2 миллиона тонн завозимых в республику. В связи с удаленностью и отсутствием круглогодичной транспортной доступности большинства населенных пунктов Арктики, на сегодняшний день альтернативы северному завозу нет. В то же время пришла пора модернизации его инфраструктуры.
В парламенте республики прошел круглый стол на тему «Модернизация инфраструктуры северного завоза» с участием представителей министерств, организаций и депутатов.
Как отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Семен Коркин, наземный транспорт не способен обеспечить доставку всех необходимых грузов в труднодоступные населённые пункты из-за отсутствия круглогодичного транспортного сообщения.
— Приоритетным для перевозки жизнеобеспечивающих грузов у нас остается внутренний водный транспорт, — сказал Семен Николаевич. – В процессе северного завоза задействовано порядка 800 судов. При этом их средний возраст — более 45 лет, а общий износ флота составляет свыше 75%.
Навигация во многом зависит от природных факторов. Поэтому требуется проведение дноуглубительных работ, объемы которых за последние 25 лет сокращены в 7-8 раз. При этом наблюдается нехватка дноуглубительной техники. В среднем возраст земснарядов финского и австрийского происхождения 40 лет. В неудовлетворительном состоянии арктические порты, где отмечается высокий износ кранового оборудования.
Необходимость господдержки в модернизации инфраструктуры вызвана в том числе невозможностью арктических портов самостоятельно это сделать при существующих объемах переработки грузов.
Помимо решения этих задач, основной для республики является обновление грузового флота. В этом плане большие надежды возлагаются на строящуюся Жатайскую судоверфь. Общая сумма финансирования первого этапа — 5 миллиардов 700 миллионов рублей. Стройготовность объекта — 46%. В связи с удорожанием стоимости строительно-монтажных работ ожидается выделение дополнительного миллиарда рублей по решению федерального правительства.
По словам замминистра, для бесперебойного обеспечения северного также требуется реконструкция арктических аэропортов. Большинство из них построены в середине прошлого века, и с того времени не реконструировались. В рамках комплексного плана модернизации необходимо модернизировать 15 аэропортов до 2024 года.
Немаловажной задачей является развитие сети посадочных площадок в труднодоступных поселениях. Сейчас имеют возможность принимать воздушные суда «Ан-2» и «Байкал» только 33 из 63 населенных пунктов. При этом состояние площадок не соответствует федеральным требованиям. В 2022 году на мероприятия по ремонту и оснащению авиационных площадок в Алданском, Булунском, Верхоянском, Верхневилюйском, Кобяйском, Олёкминском, Оймяконском, Усть-Майском, Жиганском, Таттинском, Вилюйском районах предусмотрено 25 миллионов рублей.
Поскольку из-за западных санкций на приобретение самолетов иностранного производства рассчитывать не приходится, в 2024 году ожидается производство отечественных самолётов класса «Байкал». Также для развития малой авиации в республике необходимо пополнение парка самолетов «Ан-2». В рамках соглашения с ДОСААФ сегодня решается вопрос приобретения восьми таких самолетов…
P.S. Продолжение — в ближайшем номере газеты «Якутия».
This post was published on 28.10.2022 14:51