В НХМ Якутии открылась выставка Дарии Дмитриевой и Петра Бояркина

В НХМ Якутии открылась выставка Дарии Дмитриевой и Петра Бояркина

12:45
19 декабря 2025
Фото автора.
Читайте нас

Что объединяет героев фильмов «Не хороните меня без Ивана», «Тыгын Дархан», «Тайна Чингисхана», «Снайпер саха», «Государственные дети», «Хара мааска»? Над ними работали художник-постановщик Петр Бояркин и художник по костюмам Дария Дмитриева.

От «Ивана» до «Тыгына Дархана»

Фото автора.

— Творческое содружество двух замечательных художников рождает уникальные кинообразы, — говорит кандидат искусствоведения, заместитель генерального директора Национального художественного музея РС(Я) Юлия Кравцова — куратор выставки «Визуальные метафоры: художник и кино», которая открылась сегодня, 18 декабря. Когда еще можно будет увидеть в одном зале форму лейтенанта Десяткина и снайпера Ардахова, а между ними – богатые наряды матери Чингисхана Ожулун и ханши Гурбесу? Соседний зал «отдан» «Тыгыну Дархану». Впрочем, знакомство с выставкой начинается уже в фойе третьего этажа, где посетителей встречают костюмы героев фильмов «Дивная пора», «Не хороните меня без Ивана» и снова «Тыгына». Но что в фойе, что в обоих залах – особое внимание нужно уделить фотографиям на стенах, сделанным во время съемок самими художниками. Чтобы поймать такие мгновения, недостаточно просто везения – везде чувствуется рука мастера.

«Конвейер» для доспехов

Кадр из фильма «Тыгын Дархан». Фото с выставки.

Что же касается экспонатов выставки, то даже наметанный глаз сотрудников НХМ порой не мог отличить металл от пластика.

— С металлом я поработал на «Чингисхане», — пояснил заслуженный деятель искусств РС(Я) Петр Бояркин («Человек-легенда, в кино с 1991 года», — представила его Дария Дмитриева). – Там снимался Олег Тактаров, которого вы наверняка знаете. Даже он в длинном металлическом доспехе двигался с трудом, а лошадь вообще не смогла его нести. Еще металл от влаги рыжеет, а пластику это не грозит, благодаря же его невесомости к процессу сборки доспехов подключили и женщин.

Тут мы применяли лазерную резку и штамповку, и над одним доспехом работало до десяти человек. Если все поручить одному – он после первого же доспеха морально устанет. Вот и пришлось создавать «конвейер» для создания около 150 комплектов доспехов для воинов и десяти – для лошадей.

Лодки мы тоже делали из пластика. Одна была 12-метровой длины, и чтобы перевозить ее на большие расстояния, мы сделали ее сборной. Вообще часто приходилось на ходу придумывать разные технологические приемы.

О лазерной резке и ручном труде

Фото автора.

— Начинал я в 1990-е годы бутафором на фильме Алексея Романова «Орто Дойду», то есть технически прошел путь от пленки до цифрового носителя. Но с художественной стороны с той поры мало что поменялось – все так же пилишь, красишь. Лазерная резка процесс, конечно, убыстряет, но ручного труда и сейчас хватает.

Для изготовления тальниковых табуреток, к примеру, пришлось искать мастера – такие люди сейчас наперечет.

А вот организационную работу другому не поручишь. Главное – собрать команду. Изначально нас было только двое – я и Игорь. Помню, как мы зашли в пустой гараж «Сахафильма», а там только эхо гуляет. За короткий срок надо было найти людей, станки. Сначала на все давали год, но потом оказалось – надо быстрее. Сейчас удивляюсь, как мы это все успели, как смогли. Люди уставали, просто загружая и разгружая в контейнер сделанное нашими руками. Но это не только физический труд, это еще и моральная нагрузка. Работа на износ. Не всякий выдержит.

Степь да степь кругом…

Фото автора.

А заслуженный деятель искусств РС(Я), член Союза художников России Дария Дмитриева вспомнила, как в первый съемочный день «Тайны Чингисхана» над Великой степью стояло марево:

— Мы ходили как в тумане, и только потом узнали, что температура в тот день была плюс 43 градуса. И все продолжали работать.

Главным художником-постановщиком был Геннадий Петрович Сотников, и я очень рада тому, что он пригласил меня в этот проект. Воинам с большими регалиями он придумывал образы сам, а мне поручил женские костюмы и несколько мужских.

Мы отсмотрели сохранившиеся рисунки и гравюры, чтобы создать атмосферу, чтобы ничего не резало глаз, не смотрелось современной экспликацией, не было много золота – времена-то очень давние…

Но оказалось, что за кратчайший срок нам нужно не просто их придумать и воплотить, отшить, а еще и отвезти на место съемок. При этом нас было четверо, и мы добирались с более чем ста килограммами груза на перекладных.

Я театральный художник и очень люблю театр, но волею судьбы попала в кино и осталась. Это интересно – интересно узнавать новое и сотрудничать с разными людьми, а когда интересно, есть желание создавать, созидать.

Мне интересны и исторические фильмы, и современные. Самое же главное – чтобы не было скучно ни зрителю, ни мне самой. И чтобы это была правда.

P.S. Выставка «Визуальные метафоры: художник и кино» будет работать до 1 февраля.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
19 декабря
  • -45°
  • Ощущается: -45°Влажность: 65% Скорость ветра: 0 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: