В Национальном художественном музее РС(Я) работает персональная выставка Иннокентия Корякина «Биэс уонус хаар», приуроченная к его 50-летию.
И работ на ней – ровно пятьдесят.
«Рассказ о людях и земле»
– Не то чтобы я это специально задумывал, – говорит художник. – Хотя мысль, конечно, была, но в то же время эта цифра меня немного пугала, так что я подумал: начну, а там видно будет. И получилось! Причем тут много новых работ – новыми я называю те, что никогда раньше не выставлялись.
Из фондов музея тут только одна работа, из частных коллекций – всего две. Одалживать на выставку – слишком много ответственности, к тому же сейчас сезон для этого неподходящий: холсты и рамы низкие температуры плохо переносят.
Конечно, каждая выставка – это и огромная ответственность, и ни с чем не сравнимая радость. Художник живет в мастерской, и единственная его связь со зрителями – это выставки, поэтому они нам нужны, как воздух.
К счастью, наш Союз художников очень хорошо работает, и в этом году было много плодотворных выставок по разным городам, самой крупной из которых была XIII зональная в Улан-Удэ, откуда две мои работы успели вернуться аккурат к персональной.
50 лет – некий рубеж в жизни, когда человек оглядывается назад, думает о том, что успел к этому времени сделать, а какие задумки предстоит реализовать.
Эта выставка – мой рассказ о народе, о земле, на которой он жил, живет и будет жить, о кровной связи людей и матери-природы, о легендах и преданиях, которые питают душу, об испытаниях, через которые пришлось пройти, – говорит Иннокентий Иннокентьевич.
«Мы с тобой одной крови»
Работы его завораживают.
«Николин день»: круглый стол, весь заставленный яствами – тут и жареные караси, и румяные оладьи, и пенный кумыс, и наваристый утиный суп, и бабушкин керчех, а надо всем этим – мордашки малышей и собаки, задумавшейся, перепадет ли ей что-нибудь. Родная для каждого якута картина…
А «Букет» переносит на берег светлоструйной речки, из которой торчат головы и плечи трех купальщиц, хихикающих над совершенно очумевшим парнишкой с оным букетом в руках.
На картине же «Любовь» уголья дымокура на переднем плане пышут жаром, но еще более горяч поцелуй удалого молодца, подстерегшего возлюбленную, выведшую из хотона теленка, который здесь выступает отнюдь не в роли бесплатного приложения – это полноправный герой картины, и его преисполненная внутреннего достоинства поза (именно так!) говорит, что он тут едва ли не страж этих ополоумевших двуногих созданий.
Вообще животные, которых изображает Иннокентий Корякин – никоим образом не бессловесные твари, и порой именно их более чем красноречивые взгляды выражают основную мысль картины.
В «Укрощении жеребца» притягивает к себе именно взгляд коня – мудрый, спокойный, контрастирующий с его же напряженно-вздыбленной позой, и становится ясно – здесь не укрощение жеребца, а поединок с судьбой, и взгляд этот – не из земной юдоли, а из горней выси, как бы говорящий: «Ты должен пройти свое испытание, человече».
И совсем по-другому смотрит на своего всадника лошадка на картине «Любитель земляники», где великовозрастный «мальчонка» весь ушел в процесс поедания сладкой ягоды, отодвинув в сторону и шлем, и щит с луком…
А взгляд лисицы на потерявшего голову героя картины «Влюбленный», явственно говорящий о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя нигде, даже в лесу. «Смотри, куда идёшь, недотепа, а то врежешься в дерево, и кто тебе виноват будет?»
«Когда придёт вдохновение»
Добрый юмор и шутка соседствуют здесь с высоким пафосом, обращением к самому сокровенному, к глубинной памяти.
«Маленький боотур» верхом на палочке и скачущий с ним вровень конь, не всем видимый в этом мире, конь, несущий в седле могучего всадника – незримого защитника людей с солнечными поводьями за спиной.
И защитник реальный с картины «Родной берег» – солдат, пришедший домой с войны, за спиной которого – тени павших «с бритыми навечно головами».
– Солдата я написал, вспомнив мамин рассказ о земляке, который вернулся с войны без руки. Жили они тогда на участке Терют напротив нашего Харбалаха, на том берегу Амги, и когда он переправлялся туда, лодка накренилась, и фронтовик упал в воду. Чудом одной рукой выгреб. Вот это и засело у меня в памяти: вернуться из самого пекла живым, и чуть не погибнуть на родной земле…
Картину эту я написал к годовщине разгрома Квантунской армии, и она участвовала в выставке «Мирный Тихий», но в Якутске ее еще не видели.
Созвучна ей по тематике «Весна Победы». Это уже воспоминания отца. Дед наш пропал без вести в Сталинграде в 1942-м, но сын ждал его всю войну, и только в День Победы, когда в детдоме был великий праздник, он понял, что его отец уже никогда не вернется. Так что эта картина как бы напитана слезами осиротевшего мальчишки – и надеждами его младшей сестренки, продолжавшей верить.
Однако портретного сходства с моими отцом и тетей нет – все образы собирательные. Где-то что-то увидел или услышал – все откладывается в «копилку», а потом, когда приходит время, всплывает в памяти, – поясняет Иннокентий Корякин.
А на вопрос о дальнейших планах он показывает на подготовленные холсты, стоящие в мастерской:
– Мой педагог в Красноярском институте Александр Александрович Покровский учил готовить все заранее, чтобы не терять времени, когда придет вдохновение.
P.S. Выставка «Биэс уонус хаар» работает в основном здании НХМ (Кирова, 9) до 4 февраля.
This post was published on 16.12.2023 14:22