X

В НХМ открылась выставка народного художника Якутии Эдуарда Васильева

Фото: Кюннэй Еремеева. Народный художник Якутии Эдуард Васильев и куратор его выставки, заслуженный работник культуры РС(Я) Галина Сафронова.

«Эти картины рождались в моей душе, у меня нет работ, сделанных по заказу», – сказал народный художник Якутии, заслуженный художник России Эдуард Васильев на открытии своей персональной выставки «Реальность в пространстве и времени» в Национальном художественном музее – «храме нашего изобразительного искусства», как он его назвал, благодаря администрацию НХМ за «неоднократную возможность выставиться в этих стенах».

«Через призму души»

Фото: Кюннэй Еремеева. Дети тридцатых. 1986-1987. Холст, масло.

Для него, недавно отметившего 80-летие, это шестая персональная выставка, которая ценна тем, что представлены на ней все его основные произведения, начиная с 1970-х годов.

– Он из 1970-х годов – переломных – когда пришли художники с академическим багажом за спиной, художники-интеллектуалы, которые знают западноевропейское искусство, но тем не менее остаются приверженцами реалистического в хорошем понимании слова искусства, которое проходит через призму души самого мастера, – сказала куратор выставки Галина Сафронова.

– Это поколение было более эстетически глубокое, более подготовленное интеллектуально к философским проблемам, и это прослеживается в их творчестве.
Творчество Эдуарда Васильева – очень полифоничное, ассоциативное, приглашающее к размышлению. Его работы – гипнотизирующие, перед ними хочется остановиться и поразмышлять.

Для Эдуарда Иосифовича характерна игра на паузе. Когда смотришь на работу «Политссыльный в Якутске», ощущаешь внутреннее одиночество этого человека.
«Дети тридцатых» – торжественная тишина, трагическая тишина – в работе «Похороны ревкомовца», и особенно много сопереживания и вопросов возникает при взгляде на «Ысыах для Иохельсона».

Мы его знаем как большого мастера тематической работы, знаем тронутые нотой ностальгии его исторические полотна, но великолепны и его портретные произведения, особенно людей, которых он хорошо знает – коллег по цеху.
И всегда чрезвычайно трогает внутреннее звучание музыки от его холста.

Перед нами большой мастер, и эта выставка – огромный праздник для нас, потому что в ней заложено то, что трогает наши души. Выставка эта – камертон нашего искусства. Работы – наше национальное достояние, золотой фонд нашего собрания. Эдуард Иосифович – художник общероссийского значения.

«История нашей духовной культуры»

Фото: Кюннэй Еремеева.<br />Писатель Анемподист Софронов с отцом. 1907 год. 1977. Холст, масло.

– Жанр исторической картины был поднят на небывалую высоту благодаря его творчеству, – отметила генеральный директор НХМ РС(Я) Влада Тимофеева. – Все мы знаем его произведения «Анемподист Софронов с отцом», «Дети тридцатых», «Старый Якутск», «Политссыльный в Якутске», «Похороны ревкомовца».

Уникальный живописец, он сказал свое слово как в портрете, так и в изумительных пейзажах, узнаваемых натюрмортах.

В рамках 100-летия ЯАССР благодаря правительству Якутии в прошлом году программная вещь Эдуарда Васильева «Ысыах для Иохельсона» – шедевр исторической живописи – вошла в коллекцию нашего музея, и это большое событие.

– Тепло и душевность присутствуют во всех его работах, а собранные вместе они создают особую атмосферу, обволакивающую душу. Тихий свет, идущий издали, – заметила искусствовед Зинаида Иванова-Унарова. – Начав с преподавательской работы, работы с молодежью, он может донести свою мысль до людей.

Главный толчок его творчеству дала картина «Анемподист Софронов с отцом» – совершенно уникальная. Кстати, тогда мало кто знал об Алампа. Молодежь не знала. Сейчас все знают, и Эдуард Иосифович заслуженно получил премию его имени.
А в этой своей картине он предугадал свое будущее, о чем должен писать. Кто мы такие, откуда мы родом, где корни творческой интеллигенции – ответ на эти вопросы он искал во всех своих последующих работах.

Если «нанизать на нитку» все творчество Эдуарда Иосифовича, получается история, история нашей духовной культуры – от первой картины «Анемподист Софронов с отцом» до последней «Ысыах для Иохельсона».
Что их объединяет? Обе написаны с фотографий.

Существует отдельный стиль в искусстве – фотореализм. Этот термин в 1968 году ввел американский искусствовед Луи Мейзель, дав ему пять определений, самое главное из которых – художник должен очень долго работать, должен вникнуть в эту историю.

«Ысыах для Иохельсона» писался двадцать лет. Это сама жизнь. Прошлая жизнь, которую мы видим через дымку времени.
Фотография Иохельсона сыграла очень большую роль в нашей культуре – многие при проведении ысыахов «сверялись» с ней. А у Эдуарда Иосифовича картина получилась совершенно живой, и мы ощущаем это.

«Взгляд издалека»

Фото: Кюннэй Еремеева.<br />Портрет художника Александрова. 1975. Холст, масло.

– Это художник-философ, – подчеркнул Юрий Спиридонов. – В российском искусстве – один из немногих, кого можно безошибочно узнать на любой большой выставке. Он имеет свой стиль, свое видение. С фотографий берет историю и воплощает через себя, потому и живопись его узнаваема – внутренне напряженная, внутренне сложная.

– Эдуард Иосифович – один из самых говорящих наших художников. Человек думающий, самостоятельно мыслящий, и эта его способность откладывает отпечаток на его искусство, – считает председатель Союза художников Ольга Скорикова. – У него особенный реалистический язык, четко выраженный почерк, всегда продуманный сюжет, отсутствие суетливости, сдержанный колорит.

Его взгляд – как будто бы отстраненный, издалека, сверху, и это делает его живопись современной, когда зритель подходит к его работе и пытается разгадать его язык. Как художник он в себе очень уверен, не заигрывает со зрителем, не старается понравиться ему, а честно и последовательно выражает свою позицию.

Такое высокое мастерство Эдуарда Васильева оценено в России: решением секретариата Союза художников ему присуждена самая высокая награда – Золотая медаль имени Александра Иванова.

Одновременно с этим пришедшие на выставку узнали, что Эдуард Иосифович стал почетным гражданином Хаптагайского наслега Хангаласского улуса, а куратор выставки напомнила: «Хаптагайская земля – творческая мастерская художника, вдохновившая его на создание эпохальных произведений».
Министр культуры и духовного развития РС(Я) Юрий Куприянов вручил ему знак «100 лет Якутской АССР».

– Благодарен всем, кто разделил со мной чувства, которые я пытался выразить в своих работах, – сказал Эдуард Васильев. – Художник обращается к людям, когда работает. Искусство будет существовать, пока есть зритель, но, чтобы жила душа, искусство необходимо. Когда оно отсутствует, душа увядает.
Выставка Эдуарда Васильева «Реальность в пространстве и времени» работает в основном здании НХМ (Кирова, 9) до 4 июня.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 08.04.2023 11:00

Related Post