В Национальном театре танца Якутии состоялась необычная премьера – хореодрама «Оскар и Розовая Дама» постановки режиссёра Антона Ботакова. Для якутского Театра танца спектакль стал экспериментальным, постановка в таком жанре здесь осуществлена впервые.
Этот спектакль относится к малой форме и длится 50 минут, что уже стало само по себе событием – до этой постановки спектакли малой формы были только детские. Как считают в театре, такие эксперименты могут привнести свежую струю, расширить зрительскую аудиторию.
– В мире наблюдается тенденция смешения, синтеза разных искусств –танца, слова, действа и вокала, – говорит Светлана Бессонова, художественный руководитель спектакля. – Писатель, драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт написал роман о смертельно больном мальчике в 2002-м году, его произведение стало популярным во всём мире. Тема сложная, но очень актуальная. Такие трагичные судьбы сплошь и рядом с нами, и мы не можем делать вид, что трагедии, подобной этой, в нашей жизни нет.
Пьеса о вере
В центре внимания – история смертельно больного 10-летнего мальчика Оскара, где смешивается всё: реальность, сон, видения и мечты, фантазии маленького человека.
Это трогательный спектакль о вере, в которой нуждаются все, даже если не осознают этого.
Шмитт создал необычную по форме пьесу. Она представляет собой письма Оскара к Господу Богу. Писать их ежедневно посоветовала ребёнку Розовая Дама – одна из дам, навещающих детей в больнице и одетых в специальную розовую одежду. Мальчишеские строчки, трогательные, смешные и поэтичные, описывают несколько дней жизни в больнице, заполненные забавными сюжетами и персонажами.
Благодаря Розовой Даме мальчик проживает каждый свой день, как десять лет жизни, успевая за это время повзрослеть, полюбить, постареть, испытать всё, что суждено каждому человеку в течение жизни, и примириться с неизбежным.
В главных ролях
Главные роли исполнили молодой актер Капитон Ильин и заслуженная артистка Изабелла Егорова.
Для Капитона Ильина это первая главная роль. Как признался актёр перед спектаклем, далась она ему тяжело.
– Очень надеюсь, что сыграю хорошо. Это совершенно новый жанр, я в таком ещё не выступал. Здесь 50% хореографии, и 50% – драмы. Для меня это как вызов – справлюсь ли я?
– Всё новое всегда страшно, – считает Изабелла Егорова. – Мне нравится ставить себе высокие цели и достигать их. Сложность образа в том, что у героини постоянно идёт перманентная смена настроения – то она смеется, радуется, то грустит, эти метаморфозы происходят не один раз. К раскрытию образа я подошла очень серьёзно, читала только книгу, никакой лишней информации, чтобы не сбить сложившийся у меня в голове образ, не искала. Я думаю, что на самом деле этот спектакль о дружбе, о силе духа и любви. Сама тетя Роза не верит в Бога, но в конце, благодаря мальчику, она обретает веру в Бога. Оскар на её глазах физически действительно как будто стареет, проживая несколько десятков лет жизни.
Копилка режиссёра
Антон Ботаков впервые обратился с просьбой поставить этот спектакль в Театре танца к директору Александру Алексееву в прошлом году. Руководитель не сразу согласился, обещал подумать. И вот, спустя год, премьере суждено было состояться.
На вопрос о том, почему была выбрана именно эта тема, Ботаков ответил, что у каждого режиссёра должна быть «своя стопка вещей», материала, который он когда-то должен осуществить.
– У меня тоже есть это – и среди них есть место Оскару,– рассказал режиссёр. – Благодарю Театр танца за то, что они помогли мне исполнить мою мечту. Хочу отметить, что у Эрика Шмитта эта вещь читается весьма легко, есть разве только маленькая нотка переживания. Я понял его так – взрослые люди перестали верить в чудеса, они живут обыденно, а у детей же, наоборот, воображение зашкаливает. Мне кажется, в спектакле эта лёгкость не очень реализовалась, надрыв всё-таки есть.
Перед спектаклем
Премьера состоялась
И вот спектакль начался. Сценография Екатерины Шапошниковой удивила своей простотой и лаконичностью. На сцене расположены несколько белых квадратов, глядя на которые, сразу понятно – это больница, вот палата, вот койка… Перевернув квадраты, сцену легко превращают в квартиру родителей Оскара.
Сложно было представить, как через язык танца можно передать атмосферу больницы, мысли о смерти, смысле жизни. Но режиссёр и постановщики танца (Долаана Федотова и Юрий Федоров) сумели так выразить эту сложную идею, что зритель сопереживал в полной мере происходящему на сцене.
Каждый видит в спектакле своё. Так, я уверена, что это спектакль про смысл жизни, некое откровение, открывшееся юному, чистому сознанию ребёнка.
Театр танца развивается
Мне удалось поговорить после спектакля с Афанасием Афанасьевым, заслуженным артистом РС(Я).
– Я танцевал в Театре танца более 40 лет, мы всегда выходили на сцену с этнотанцами, – говорит артист. –В других городах мне доводилось видеть хореодрамы. Хотел, чтобы мы тоже ставили такие спектакли, и сегодня очень рад был видеть это на сцене. Очень рад за молодого режиссёра!
Я увидел в танцах спектакля «Оскар и Розовая Дама» современную классику, демиклассику, танец модерн. Музыка подобрана очень удачно. Смотрю на молодых артистов и радуюсь – театр жив!Театр должен всё время развиваться, будь то малая форма или большая. И театральный зритель должен идти уже на актёра, посмотреть, как он сыграет ту или иную роль.
Актуальная тема
Директор Театра танца Александр Алексеев после спектакля поздравил режиссёра и актёров с удачной премьерой.
– Это очень актуальная тема, – сказал Александр Алексеев. – Очень важно показывать, что в жизни есть не только светлая, позитивная сторона, но и трагедия. Этот спектакль учит нас сопереживать, что так необходимо в наше сложное, противоречивое время. В зале было много детей, и я видел, как они смотрели, затаив дыхание. И я сам не мог сдержать слез. Очень сильный спектакль!
This post was published on 12.03.2022 14:54