Морские волны и освежающая прохлада – так встречают посетителей залы Национального художественного музея РС(Я), где начала свою работу выставка «Айвазовский и великие русские маринисты» из собрания Государственного Русского музея.
С интерактивной зоной для семьи
«Выставка крупнейших русских живописцев — значимое для истории республики событие», – сказала на открытии одна из кураторов выставки, генеральный директор НХМ РС(Я) Влада Тимофеева.
Да, такого Якутск еще не видел: полотна (иные – высотой почти во всю стену) везли через всю страну с «брегов Невы», а при установке в основном здании НХМ на Кирова, 9, пришлось демонтировать некоторые двери.
А еще при поддержке «Алмазэргиэнбанка» там появилась специальная интерактивная зона, которую начнут «обживать» пришедшие на выставку всей семьей:
— В зоне песочной фантазии можно будет порисовать песком на шести специальных столах, приобрести которые мы мечтали давно, — рассказывает другой куратор выставки, заместитель генерального директора НХМ Юлия Кравцова. – На Грифельной стене можно будет мелками запечатлеть, что больше всего понравилось на выставке, а в виртуальном кинотеатре — углубить свои знания о творчестве Айвазовского, о развитии жанра марины. Все посетители – от самых маленьких до взрослых – найдут себе занятие по душе: раскрасить ли пейзаж или поучаствовать в мастер-классе с профессиональным художником по созданию марины и унести ее домой на память. А еще на память можно будет приобрести сувенирную продукцию Государственного Русского музея – открытки, кружки, шоперы…
Детективная история
Айвазовского все знают с детства — тот же «Девятый вал». Именно поэтому эта выставка интересна всем.
— Представлены здесь десять авторов, — рассказывает Влада Тимофеева. — Ключевое имя – Иван Константинович Айвазовский, девятнадцать его полотен представлены во втором зале, в первом показано развитие русского маринистического пейзажа XIX века, где мы выстроили стену в виде волны, чтобы зрителям было удобно ознакомиться с биографиями авторов.
— А из расширенных этикеток можно узнать о том или ином историческом событии или интересном факте, касающемся представленного произведения – то, что нужно зрителям, предпочитающим самостоятельно знакомиться с выставками, — добавляет Юлия Кравцова.
— Айвазовский был главным художником Адмиралтейства, Главного морского штаба, и многие его полотна связаны с историей развития морского флота России, — продолжает директор НХМ. — То есть на этой выставке, помимо эстетического удовольствия, можно получить знания по истории Отечества, о неразрывной связи России с Черным морем, ведь говоря «Айвазовский», мы подразумеваем «Черное море». Даже обретя мировую славу, которая пришла к нему в 28 лет, и имея возможность жить в любой точке мира, он вернулся в родную Феодосию и возрождал город, построив много, как принято сейчас говорить, социальных объектов.
На экскурсиях можно узнать не только о жизни и творчестве главного российского мариниста и его собратьев, но и о том, что доселе неизвестно широкой публике — например, о поистине детективной истории чудесного обретения (иначе и не скажешь) картины Айвазовского. Речь о полотне с длинным названием «Героиня Боболина с охотниками прорывается под градом выстрелов на катере сквозь турецкий флот, блокировавший Нафплион в 1821 году». Запечатлены на нем события времен борьбы греков против османского ига, а создана была картина спустя 60 лет как отклик художника на полную драматизма борьбу балканских народов с турками и Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Но бурной была и судьба самого полотна, которое в конце концов вошло в коллекцию Национального художественного музея Якутии. Каким образом? Приходите и узнаете.
«Никто не верил»
Впечатление от выставки усиливается музыкальным сопровождением: мотивы Дебюсси и Дунаевского при созерцании «свободной стихии» на полотнах русских маринистов действительно помогают представить, как бригантины поднимают паруса.
А напротив картин выставлены модели подобных судов в миниатюре, любезно предоставленные Музеем Ленского бассейна при Институте водного транспорта (следите за анонсами: возможно, создатель этого музея и его общественный директор Александр Павлов прочтет в рамках публичной программы выставки лекцию по развитию российского парусного флота XIX века).
— На этой выставке мы опосредованно, через произведения русских художников, повествуем об истории морского флота России, — отметила Влада Тимофеева. – Хотелось бы выразить благодарность генеральному директору Государственного Русского музея Алле Юрьевне Маниловой. Это стопроцентное доверие – прислать нам такие шедевры. Но подобные выставочные проекты невозможны без поддержки правительства и лично главы республики — договариваться нужно на уровне федеральной власти.
— Мы обсуждали это в прошлом году, в приезд Эрмитажа, и никто не верил, что это случится, — сказал на открытии выставки Председатель Правительства РС(Я) Кирилл Бычков. — Но Президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно подчеркивал, что глубокое знание своей истории позволяет делать верные выводы из прошлого, и этот проект имеет громадное просветительское значение. Айсен Сергеевич Николаев лично проконтролировал, чтобы мы приняли соответствующее решение, и республика увидела эти полотна.
«Наш прорыв и наша гордость»
— Подобные проекты делают наше общее национально-культурное наследие доступным, — продолжила директор музея. – К тому же они работают драйверами развития музейного дела республики: обмениваясь опытом со специалистами федеральных музеев, все наши отделы повышают свою квалификацию. Скажем, из-за отсутствия у нас дизайнеров по музейной экспозиции мы при организации выставок Третьяковской галереи и Эрмитажа обращались к известному специалисту в этой области Эрику Белоусову, а дизайн этой выставки уже полностью создан сотрудниками нашего музея, и это наш прорыв и наша гордость.
Благодаря таким проектам улучшаем мы и материально-техническую базу: готовя выставку Эрмитажа на третьем этаже, мы «подправили» там климатическую систему, второй этаж усовершенствовали перед прибытием картин из Третьяковской галереи. А выставка «Айвазовский и великие русские маринисты» работает на первом. Принцип такой: выставка уедет, а вся красота останется, и мы по-новому будем показывать нашу постоянную экспозицию. Скажем, кадрированный свет начали применять года два назад: когда свет меняет тональность от холодного к теплому, живопись подсвечивается по-разному и, соответственно, по-разному воспринимается.
Такие проекты должны быть регулярными — они свидетельствуют о благополучии региона, а роль искусства как мягкой силы – она неоспорима, и мы надеемся на дальнейшую поддержку нашего правительства.
В конце концов, скажем себе честно: выезжая за пределы республики, всегда ли мы успеваем всей семьей сходить в какой-нибудь крупный музей? А тут мы можем себе это позволить, и выставка, напомню, будет идти три месяца: открылась она 1 июня и будет работать до 1 сентября, причем без выходных и праздничных дней. Мы пошли на это, чтобы как можно больше жителей и гостей нашей республики воочию увидели эти великие полотна.
P.S. Напоминаем, что по летнему режиму часы работы музея — с 11.00 до 19.00, в среду — с 12.00 до 20.00. Добро пожаловать!
This post was published on 02.06.2024 08:07