В Национальном художественном музее открылась выставка старейшего скульптора Якутии

В Национальном художественном музее открылась выставка старейшего скульптора Якутии

Бюст Дзержинского на одноименной улице Якутска знают все горожане и гости столицы, а вот имя его создателя назовут, наверное, единицы. Между тем скульптор Ксенофонт Николаевич Пшенников, которому нынче исполнилось 95 лет, пришёл в искусство в конце 1950-х, работая в разных жанрах, на разном материале – металл, дерево, камень – не только природный, но и искусственный.

Особое место в его творчестве – фронтовика, участника войны с Японией – занимают портреты ветеранов: снайпер Охлопков высечен из гранита, Кульбертинов – отлит из бронзы, портрет солдата Александрова вырезан из дерева, солдата Канаева – из искусственного камня.

Наверное, им было о чём поговорить, что вспомнить. Скульптор, а тогда мальчишка из олёкминской деревни, в 18 лет от роду оказался сначала в забайкальских степях, а жаркой осенью 1945-го шёл по следам японцев: лошади, которым выдавали по полведра воды в день, гибли в пустыне, а солдаты, получавшие меньше литра на брата, упрямо двигались вперёд, чтобы приблизить час окончания войны.

Он мог и не вернуться с неё – уже на китайской земле довелось побывать в боях, но судьба хранила его. Впереди были шесть лет армейской службы и запавшие в душу слова командира, увидевшего его рисунки: «Тебе в художественное училище надо».

Демобилизовавшись, он так и сделал.

После окончания Якутского музыкально-художественного училища Ксенофонт Пшенников стал одним из первых профессиональных скульпторов Якутии. Он автор памятника Короленко в Амге, Петру Алексееву в Усть-Татте, комсомольцам Хохочоя в Вилюйске, Ефиму Курашову в Чурапче, Карлу Байкалову в Мегино-Кангаласском улусе, героям Гражданской и Великой Отечественной в Борогонцах. А его Зоя Космодемьянская стоит в Магадане. В 2002 году в Якутске был установлен бюст командира Якутского ОМОНа Александра Рыжикова.

Создавал он и портреты коллег – косторезов Маркова и Мамонтова, молодых современников – проходчиков БАМа, сплавщиков леса.

Но есть у него и камерные, лирические композиции – «Разговор», «Керчех», где малыш прижался к коленям матери, взбивающей сливки.

А его композиции из дерева в стиле ню – «Любовь», «Ожидание», «Пробуждение», «Поцелуй». Одна из них – «Пробуждение» – будет представлена на выставке «SCULPTURA», которая открылась сегодня в Национальном художественном музее.

– Здесь представлено 29 работ Ксенофонта Николаевича, – рассказывает куратор выставки Мария Неймохова. – Экспозиция дополнена репродукциями и фотографиями его монументальных работ, а также архивными снимками и видеоматериалами – на выставке будет транслироваться фильм про него, так что зритель сможет создать для себя наиболее полную картину творчества нашего старейшего скульптора.

Представлено даже то, что по каким-то причинам не удалось реализовать: к примеру, в 1972 году Ксенофонт Пшенников разрабатывал с архитектором Иваном Лукиным памятник Ойунскому. Сохранилось только фото с двух ракурсов…

Но тем интереснее увидеть. Выставка, приуроченная к 95-летию Ксенофонта Николаевича Пшенникова и 65-летию его творческой деятельности, продлится до 15 апреля.

Фото предоставлено НХМ РС(Я).

12+

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
17 мая
  • -2°
  • Ощущается: -7°Влажность: 54% Скорость ветра: 5 м/с