К 2030 году столичные власти планируют увеличить число гостей Москвы до 52 млн человек в год. О задачах развития туристической отрасли рассказал председатель столичного Комитета по туризму Евгений Козлов. Мы узнали, как и за счет чего хотят достигнуть столь амбициозных целей.
Чтобы Москва была интересной
По словам Евгения Александровича, задача удвоить число гостей Москвы (в 2023 году её посетили 24,5 млн человек) сформулирована правительством города на основе текущих тенденций развития туризма, она же вошла в программу развития туризма столицы до 2030 года.
Решать поставленную задачу в Мостуризме планируют в том числе путем создания множества точек притяжения, рассчитанных на самый широкий круг людей. «Приезжаете ли вы в Москву с деловыми целями, в гости к родственниками или просто отдохнуть – город готов предложить что-то уникальное каждому гостю. Поэтому наша задача — создавать новые центры притяжения в дополнение к неисчерпаемому потенциалу московской культуры и качественному сервису гостеприимства. Москва — это не только деловой центр, но и столица событий, город-курорт»- считает Евгений Козлов. Чтобы сделать предложение города разнообразнее, в Мостуризме развивают событийный туризм, создают новые проекты для гостей и жителей столицы, в общем – ломают сложившийся паттерн поведения «мы в Москве уже всё видели».
«Мы стремимся сделать так, чтобы Москва была всегда интересной, в любое время года и час суток. Чтобы была максимально разнообразной и понятной каждому, вне зависимости от того, с какой целью приезжает турист. Поэтому мы в том числе переосмысляем культурное богатство города и включаем его в современные проекты», — подытожил он.
Приехать и… задержаться
Примерами такой работы являются фестиваль впечатлений «Усадьбы Москвы», который нынче проводится уже в третий раз, или проект «Московское чаепитие», реализуемый в московских заведениях общепита. А 1 июля действует еще и фестивальная программа на Тверской площади, и проходит конкурс «Чай Москва». Кроме того, в столице развивается инфраструктура для отдыха у воды – это пляжные зоны, бассейны под открытым небом и речные прогулки.
А еще многим кажется (сложился такой паттерн), что Москва – это дорогой город. На самом деле в нём можно отдыхать людям с практически любым уровнем дохода – каждый найдет себе развлечение на свой вкус, тем более что многие из них – бесплатны.
Для развития новых туристических маршрутов в Мостуризме активно взаимодействуют с гидами, знатоками города, исследователями различных его аспектов. Их в комитете справедливо считают амбассадорами столицы, сподвижниками в деле развития туризма.
«Наша задача – поддержать их, дать возможность поделиться знаниями, создать комфортные условия для профессионального развития и повышения квалификации», — говорит руководитель Комитета по туризму.
К 2030 году Москва планирует не только удвоить турпоток, но и увеличить вклад туризма в валовой региональный продукт до 8%. Это общая задача, над которой город и бизнес работают вместе, ведь туризм Москвы объединяет более 50 отраслей экономики.
В свою очередь и у Комитета есть чем поделиться – там собрали самую глубокую аналитику по туризму и готовы бесплатно предоставить эти данные всем интересующимся – достаточно лишь зарегистрироваться на отраслевом портале RUSSPASS.Бизнес. Причем собрана информация не только о внутреннем туризме, но и о внешнем – особенно о туристах из приоритетных, дружественных стран и регионов – Индии, Китая и Ближнего Востока.
Два города – одни плюсы
Подробнее о некоторых московских туристических проектах рассказала Анна Нефедова, руководитель дирекции Регионального взаимодействия АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Это подведомственное учреждение Мостуризма, занимающееся продвижением Москвы и её туристического потенциала.
По мнению Нефедовой, туристы из регионов страны знают основные туробъекты столицы, достопримечательности, известные музейные центры. Но ведь Москва, например, является одним из самых «музейных» городов мира, здесь более четырехсот музеев, и чтобы побывать во всех, не хватит целого года, отметила она. И есть ведь не только музеи, но и масса других объектов и возможностей.
Так, в последние годы для туристов разработана концепция межрегиональных поездок «Москва+», когда один турпродукт объединяет два города. Начало ему было положено в 2021 году, когда был придуман проект «Два города – миллион впечатлений», соединивший Санкт-Петербург и Москву. Потому что туристу в Санкт-Петербурге интересно дополнительно съездить в Москву. Или приехать из неё в северную столицу. Ведь между двумя городами налажена отличная транспортная инфраструктура.
Идея сработала, и в Мостуризме начали развивать проекты объединения Москвы и других регионов – Владимирской области, Татарстана и даже Тюменской области!
Благодаря последнему удалось представить Сибирь туристам из Китая, Индии, Ирана. Они смогли через Москву открыть для себя Россию. Поэтому такое направление работы в Мостуризме будут продолжать. Ведь выигрывают в отрасли все – Москва выступает как транспортный хаб, принимающая сторона и туроператор, а региональные туркомпании работают как менеджеры дестинаций (DMC – ред.) в регионе, и все получают дополнительную туристическую привлекательность, а значит – доходы.
«Очень интересный факт – в прошлом году 66 % туристов, приехавших в Москву, посетили её вместе с другим регионом», — поделилась данными Нефедова.
Все лучшее — детям
Еще одно направление, которое развивают в Москве – детский туризм, тем более что город нынче получил статус столицы детского туризма. В Мостуризме справедливо полагают, что столица – это витрина всех достижений и возможностей страны, и нужно показать их как можно большему числу людей, а особенно – подрастающим поколениям.
По словам Анны Нефедовой, Москва готова для летнего отдыха детей, это один из самых зеленых городов мира, полный разных активностей. Город открыт для туристов с детьми, они могут гулять в парках, посещать большое количество мероприятий, ведь Москва летом становится музеем под открытым небом, местом, где можно получить новые впечатление, совершить открытия.
Отдельное направление — образовательный туризм. По словам Нефедовой, в мире и стране есть на него запрос, а в Москве сосредоточено огромное количество учебных заведений, обучающих центров, развивающих учреждений, открытых лекториев. В Мостуризме разработали несколько образовательных туристических продуктов для школьников разных возрастов, способных представить профессии уникальным образом. Ребятам достаточно выбрать один из треков: транспорт, космос, энергетика, урбанистика, креативная индустрия, IT-технологии и др. Во время поездки они посетят различные локации в Москве, поучаствуют в профориентационной игре, чтобы познакомиться с профессиями будущего.
По мнению Нефедовой, сложилась такая тенденция, когда образованием выходит за рамки своей привычной сферы. В школе, конечно, можно получить академические знания, но ведь обучение, это всегда больше, чем просто теория. А в туристической поездке дети новые знания и навыки воспринимают быстрее.
Образовательные дестинации Москвы разрабатываются Мостуризмом в рамках проекта «Город открытий». И они готовы масштабировать свой опыт и в других регионах. В частности, этот проект заработал в Воронеже, Волгограде, Когалыме, Тюмени и Тобольске.. «Было бы здорово и участие Якутии, — считает Нефедова. – Ведь у вас есть уникальные возможности, связанные с климатом, добычей алмазов, природой. И чем больше будет городов-открытий, тем лучше будет работать этот бренд».
В Москву, на курорт
В последнее время столицу в Мостуризме презентуют как город-курорт. И вправду – в Москве и вокруг нее есть множество пансионатов, мест отдыха, пляжей, открытых и закрытых бассейнов, парков, зеленых зон. Есть даже два термальных источника – чем не курорт?
И позиционирование Москвы, как курорта, по словам Анны Нефедовой вызывает интерес гостей, потому что в Москве есть все для летнего отдыха. И турист начинает задумываться – может стоит отпуск провести здесь?
Этим летом в Москве запланированы многочисленные активности в парках, у водоемов, на различных площадках. И многие из них бесплатны. А место у бассейна или в аквапарке можно забронировать через портал mos.ru. Более того, жители сами могут организовывать мероприятия для себя и своих соседей – мастер-классы, занятия йогой, детские праздники и многое другое в рамках фестиваля «Лето в Москве. Все на улицу!». И в Мостуризме призывают горожан и различные компании создавать такие активности. Ведь, как отметила Анна Нефедова: «Когда город интересен жителям, он автоматически становится интересен и другим».
This post was published on 27.07.2024 09:17