Источник: Freepik
По данным hh.ru на сегодня в Якутии открыто 3,3 тысячи вакансий. Чаще всего работодатели находятся в поисках менеджеров по продажам (7% от всех вакансий), водителей (7%), продавцов-консультантов и кассиров (6%), а также машинистов (5%). У соискателей — богатый выбор, но как не допустить ошибку и на что обратить внимание при трудоустройстве, чтобы не пожалеть?
— Все мы знаем истории о работодателях, которые не оплачивают отпуска, отдают зарплату «в конвертах» или всячески запугивают сотрудников рассказами из разряда «незаменимых людей нет». Их нельзя отнести к категории мошенников, но беда в том, что они относятся к людям как к расходному материалу. Несмотря на то, что такие недобросовестные работодатели нарушают трудовые права сотрудников, мало кто из работников решается выступить против, потому что «какая-никакая стабильность и заработок». Разумеется, в жизни бывают ситуации, когда деньги нужны здесь и сейчас. Но всё же на некоторые моменты стоит обратить внимание, чтобы избежать неприятностей в будущем, — рассказывает Анна Осипова, руководитель внешних коммуникаций hh.ru в регионах.
Скажем, на сайте потенциального работодателя, на страничках компании в социальных сетях и даже в описании вакансии всё хорошо — дружный коллектив, атмосфера открытости, драйва, позитива. Круто! Но во время собеседования вдруг невзначай выясняется: в компании принято общаться строго по имени и отчеству, необходимо писать объяснительные за опоздания от пяти минут, и все обязаны практиковать онлайн-йогу по пятницам под присмотром службы безопасности. Кажется, это повод задуматься.
Оговоримся сразу: «странности» — это исключительно про субъективное восприятие. Здесь нет чётких критериев, как понять, что с работодателем вам не по пути. Каждый раз задавая вопрос и получая ответ, сверяйтесь с внутренним компасом: «А как мне с этим?». Любой рекрутер приходит на собеседование с чек-листом из вопросов, которые он хочет задать соискателю. Почему бы и вам не составить такой чек-лист? Просто включите в него вопросы, которые волнуют вас больше всего. Если покопаться поглубже в себе, там окажутся не только зарплатная история, отпуск, ДМС, но и другие важные вещи.
Есть смысл задать вопросы о корпоративной культуре: какие мероприятия и как часто проводятся в компании для сотрудников, как выстраивается общение с руководством и с другими отделами, как компания поддерживает людей в трудных жизненных ситуациях.
Второй важный момент касается правил: что обязательно должен делать или соблюдать каждый работник, есть ли негласные правила о переработках, принят ли дресс-код.
Третий блок вопросов — на вашу совместимость с руководителем. Уточните у рекрутера или у самого менеджера, человека с какими личными качествами руководитель хочет видеть на этом месте, кто идеально впишется в коллектив.
Если рекрутер не хочет или не готов отвечать на ваши вопросы и начинает увиливать, это не очень хороший знак. Всё-таки работа — это то место, где мы проводим большую часть жизни, а значит, важно, чтобы с нашими потребностями считались.
Работодатели по-разному составляют тексты вакансий. Кто-то указывает всё, вплоть до мелочей, не забывая рассказать не только о требованиях, но и о возможностях работы в компании. Но не все работодатели пользуются услугами профессиональных HR-специалистов, составляя тексты вакансий. Вот и получается, что в описании то пусто, то густо. Немногословие — не повод отказываться от собеседования. Если компания привлекательна, спросите в ходе интервью, что будет входить в ваши обязанности, где это закреплено, по каким критериям и кто будет оценивать результат вашей работы. Это поможет избежать ситуации, когда один сотрудник в прямом смысле работает за двоих, а то и за троих.
Мало кто интересуется у будущего работодателя, как часто меняется руководитель в том отделе или подразделении, куда кандидат собирается выходить на работу. А ведь это тоже очень важная история для понимания, насколько стабилен коллектив, отлажены процессы и подходы к управлению. В одной из финтехкомпаний директор по управлению персоналом менялся каждые три месяца, а вместе с ним и команда. Разумеется, всё это влияло и на атмосферу в компании, и на работу всех сотрудников. Частая смена руководства приводила к смене стиля управления — из открытой и дружелюбной организация резко превращалась в жёсткую и иерархическую организацию, а потом всё откатывалось обратно. Для сотрудников это была иллюстрация на тему «дело не в тебе».
Итак, стрессовый этап собеседований позади, работа почти у вас в кармане, и, кажется, уже можно выдохнуть и расслабиться… Но нет! Как показывает опыт тысяч людей, во время подписания трудового договора и других бумаг с работодателем расслабляться как раз и не стоит. Что обязательно должен включать в себя трудовой договор:
Лучше потратить час времени и задать все уточняющие вопросы, пусть даже показавшись кому-то «придирой», чем потом разбираться с юристами, бухгалтерией и жалеть о необдуманном поступке. Главное правило: если вам что-то непонятно — спрашивайте.
Адаптационный срок — один из самых стрессовых периодов в жизни любого человека, вне зависимости от его опыта работы, уровня позиции и профессии. Это время, когда хочется показать себя с лучшей стороны, влиться в команду, быстро оценивать ситуацию и решать десятки, если не сотни, новых задач. Большинство работодателей это понимают, но кто-то оказывает поддержку новичкам в это непростое время, а кто-то — нет. Но если вдруг всё пошло не по плану — это не повод отказываться от компании в тот же день. Часто эйфория от первых дней, недель или даже месяцев работы сменяется апатией, а потом и вовсе ощущением «это не моё». Это нормально, как и любые спады и подъёмы в нашей жизни.
— Некоторые эксперты рынка труда советуют пережить на новом месте работы первые шесть месяцев. Потому что непривычные для нас задачи всегда требуют сверхусилий, а это обычно дискомфортно и травматично для нашего эго. Но так мы растём. Однако если каждый день на работе вы сталкиваетесь с унижением, обесцениванием результатов вашей работы и вас заставляют делать то, что противоречит вашим личным убеждениям, — самое время заняться поиском если не работы мечты, то нормального работодателя на hh.ru. Где границы «нормальности» — каждый решает сам, — заключает Анна Осипова.
This post was published on 28.11.2023 10:30
В четверг, 24 апреля, глава Якутии Айсен Николаев дал интервью телеканалу «Россия-24». В нем он…
Накануне юбилея Победы активисты регионального штаба Всероссийской акции #МЫВМЕСТЕ помогают не только бойцам СВО и…
Правительственный час на тему «О мероприятиях, направленных на сдерживание роста субсидий организациям коммунального комплекса», прошедший…
Мирный по праву можно назвать самым дружным городом Якутии: на сегодня здесь живут и трудятся…
Днем в пятницу, 25 апреля, температура воздуха в Якутске составит до +9 градусов, сообщает Якутское…
До конца зимне-стойлового периода осталось 29 дней, сообщили в пресс-службе регионального Минсельхоза. На сегодняшний день…