В гостях у мамы Ил Дархана: Тамара Сергеевна рассказала о детстве Айсена Николаева
Некоторые психологи считают, что бывшие троечники добиваются в жизни куда большего успеха, чем отличники. Однако биография главы нашей республики Айсена Николаева идет вразрез с подобной аксиомой. Он окончил школу с золотой медалью и всегда был бессменным лидером в лучшем классе одного из передовых образовательных учреждений Якутии — физико-математической школы, которой позже присвоили имя народного учителя СССР Михаила Алексеева.
Первая школа
Мы встретились с одноклассниками Айсена Сергеевича возле знаменитого физмат лицея — интерната в Верхневилюйске. Но учился «золотой выпуск» 88-го года, а именно так называли их в школе, в совершенно других стенах.
Старое здание школы №1, первой школы нашего Ил Дархана, давно снесли, а на ее территории построили новое каменное для школы №4. Здесь, в школьном музее, мы с одноклассниками Айсена Сергеевича — Анжеликой Захаровой и Василием Евдокимовым — отыскали макет их бывшей альма-матер. Теперь уже только на нем можно увидеть, какой была школа №1 для последних поколений учащихся советского периода.
Это был целый, как сейчас сказали бы, комплекс, пусть и деревянный. На просторном дворе были расположены типовой учебный корпус с отдельным зданием для первых физматклассов, мастерской, начальной школы, футбольным полем, горками, качелями, снарядами для физкультуры и традиционными елями в палисаднике.
В старших классах коллектив разделился. Успешно сдав вступительные экзамены, многие ребята ушли в школу №2 с углубленным изучением физики и математики, а часть осталась в школе имени Исидора Барахова. Тем не менее ребята по-прежнему дружили, хотя в юности элемент соревновательности между бывшими одноклассниками имел место быть.
Николаевым от Николаева
Дома на Октябрьской улице, в котором будущий Ил Дархан жил по соседству с Анжеликой, сейчас уже нет. Когда они учились в десятом (выпускном), Николаевы переехали в другой дом, в строительстве которого Айсен принимал самое непосредственное участие. В якутских деревнях парни от пятнадцати лет работают наравне со взрослыми.
Кстати, участок на территории бывшей ветеринарной станции в 1985 году выделил Минсельхоз республики, который тогда возглавлял первый президент Якутии Михаил Ефимович Николаев. Такой подарок сделали к 40-летию Великой Победы дедушке Андрею Титовичу Титарову, участнику Сталинградской битвы. Символично.
Сегодня в этом скромном доме живут родители Тамара Сергеевна и Александр Андреевич, у которых во время каникул обязательно гостят внуки. Обстановка в доме простая, но очень уютная, атмосфера теплая.
Раньше главным богатством в доме Николаевых были книги. В их семейной библиотеке было аж шесть тысяч книг! Сейчас часть книг дети разобрали по домам, а львиную долю Тамара Сергеевна раздарила библиотекам, школам и друзьям. Дом нынче украшают картины родного дяди — Петра Сергеевича Васильева. Никаких ковров, хрусталя и навороченной техники в доме я не заметила.
На одном из полотен изображены светленькие девочка и мальчик. Это Айсен с Аяной, неразлучные брат и сестра. Поскольку младшие братья родились значительно позже, детство они пережили, как говорится, парами: Айсен — с Аяной, а Андрей — с Сашей.
Редкое имя
Мама Тамара Сергеевна — женщина не простая. Она — первый дипломированный философ из народа саха. «Очень умная и мудрая женщина», — уважительно отзываются о ней односельчане.
— Тамара Сергеевна, а почему вы назвали сына якутским именем? В те годы мало кто давал детям такие имена.
— Это было в годы моего студенчества. Помню, мы решили довериться воле случая, собрались большой компанией в общежитии Ленинградского университета. Каждый из моих друзей и подруг написал на бумажке имя. А гостивший у нас студент МГУ Аркадий Яковлев, как потом выяснилось, написал: Айсен, и я вытащила эту бумажку.
Позже в Верхневилюйске учитель якутского языка и литературы Владимир Романович Тобохов спрашивал у меня, что означает это имя. Я ответила, что это внук Айыы. Айыы — светлые силы в якутской мифологии, в переводе «творцы». Такое тогда было время, что даже учителя не знали значений якутских имен.
Читал с двух лет
Поскольку родители Николаевых — педагоги, они прививали детям любовь к книгам с… ясельного возраста.
— Айсен начал читать в два с половиной года, — рассказывает Тамара Сергеевна. — Он рекордсмен, поскольку у нас все дети и внуки читают с трех лет. Помню, как к дедушке приезжали ветераны войны. Айсен приносил стульчик и, слегка картавя, читал им книжки, водя пальчиком по странице. Менял интонацию, голос… Старики диву давались! Также они с Аяной вместе читали бабушке газету «Коммунизм сардангата» («Луч коммунизма»): наша бабушка рано ослепла.
…Я с детства не отличалась крепким здоровьем, поэтому мои дети, когда они были маленькие, много простужались и болели. Я понимала, что компенсировать недостаток физических сил к моменту, когда дети пойдут в школу, где их могли обижать по этой причине, можно, только развивая умственные способности. Любой конфликт можно уладить мирным путем, просто правильно рассудив ситуацию. Такая у меня философия.
Собственная методика воспитания детей у Тамары Сергеевны зародилась, когда она сама была ребенком. Поскольку единственный брат был старше ее на десять лет, девочка росла одна. Из-за слабого здоровья часто пропускала школу, много читала, занималась самостоятельно. Будучи маленькой девочкой, подмечала и запоминала, как будет воспитывать своих детей, когда вырастет, как будто знала, что от этого будут зависеть судьбы многих.
Родной язык
Во дворе Николаевых часто собирались соседские дети. «Интернационал» — в шутку называла их мама. Первый друг Айсена — русский мальчик Алеша Коновалов. К Аяне же часто приходила узбечка Зуля Ибрагимова. Были еще дети разных национальностей и характеров. Верхневилюйск в те годы был многонациональным селом.
— Айсен еще до школы прекрасно говорил и на русском, и на якутском языках, — говорит мама. — Причем его владение родным художественным языком — это целиком заслуга нашего дедушки Андрея Титовича, сказителя якутского эпоса, олонхо, ветерана Великой Отечественной войны, охотника, народного целителя. Старшие дети учились в русских классах, но свободно говорили на родном.
В те времена, если были живы бабушка с дедушкой, детей в садик не брали, поэтому ни Аяна, ни Айсен в садик не ходили. Зато дома они получили исконно народное традиционное воспитание, самое мудрое и полезное.
У моих детей с детства были сшитые бабушкой национальные костюмы (большая редкость по тем временам), которые они надевали на все праздники.
Тамара Сергеевна считает, что родной язык детям знать просто необходимо. Со старшими детьми проблем не было, а вот со вторым сыном, Андреем, пришлось немного
помучиться. Он все понимал, даже читал, но долгое время не мог говорить на родном языке. Был какой-то барьер
С пятого класса Андрей учился у педагога-новатора Марии Ивановны Шамаевой в первом в республике саха-английском классе в Верхневилюйской школе №1 имени Исидора Барахова. «В скором времени Андрей занял 1-е место в республиканском конкурсе переводов якутских сказок на английский язык, кроме родного и русского языков, надо в совершенстве владеть английским — языком информационных технологий. Не бойтесь добавлять к этому списку и какой-нибудь восточный язык. Именно в детском возрасте можно легко выучить что угодно. Не ставьте никаких барьеров своим детям», — советует опытный педагог.
Удачные эксперименты
— Может, это прозвучит странно, но я не раз ставила эксперименты на собственных детях, которые потом успешно применяла в преподавательской деятельности, — говорит Тамара Сергеевна. — В каждом ребенке, уверена, есть талант и сильные стороны, которые родители обязаны заметить и взрастить. У Айсена это была феноменальная память. Он запоминал все, что читал. Еще до школы читал наизусть огромные отрывки из поэм.
— Он все время сидел дома и читал книжки?
— Нет. Он играл и общался со сверстниками, но как-то умел заинтересовать их не только подвижными играми, которые тоже обожал, но и чтением книг, интеллектуальными занятиями. Они с сестрой обожали разгадывать огромные кроссворды из «Огонька», рылись в энциклопедиях, атласах мира.
В детстве я была очень общительной. Любила пересказывать друзьям прочитанные книги. Бывало, одноклассники толпой провожали меня до дома, чтобы услышать рассказ о прочитанной книге Александра Дюма. Так же и Айсен любил пересказывать прочитанное свои друзьям, более того, он составлял сценарий для игры по мотивам книг. Потом они то искали клад, то были пиратами, мушкетерами и так далее.
— Какие еще у него были таланты?
— Все мужчины в нашем роду прекрасно рисуют. Айсен окончил художественный класс в музыкальной школе. Безусловно, у него есть склонности к точным наукам. Он участвовал в республиканских олимпиадах по физике, занимал призовые места. Когда поступал в МГУ на физический факультет, имел рекомендацию и грамоты СОАН СССР. Также он неоднократно защищал честь района на соревнованиях по туризму. Из спортивных видов предпочитал легкую атлетику.
— Получал ли Айсен Сергеевич когда-нибудь двойки?
— Никогда. Я даже четверок, если признаться, не помню. В первый класс Айсен попал к очень хорошему учителю — Валентине Николаевне Платоновой. После шестого класса его отобрали в физико-математическую школу, которую он окончил с золотой медалью. В том году у нас было пять медалистов. Это результат не только работы прекраснейшего педагогического состава, но и самих детей. Они все были очень яркими и одаренными.
Труд — лучший учитель
— По дому помогал?
—В чем плюс жизни в деревне? Здесь дети с малых лет приобщаются к труду. И Айсен, и Аяна с малых лет помогали по дому, умели организовать свое время правильно. Вот сейчас мой трехлетний внук Айкарик самостоятельно поливает цветы во дворе.
Айсен и охотился с дедом, и рыбачил, колол дрова, ухаживал за скотиной, трудился на сенокосе, но при этом не отлынивал и от дел по дому: мог приготовить обед, помыть посуду, полы. Он все делал очень скрупулезно, тщательно. Когда мыл полы, потом ступать было боязно, до того все было чисто! Он умудрялся мыть полы и читать книгу одновременно, настолько его захватывал сюжет. Сидит на корточках на полу, одной рукой полы трет, а во второй — книга.
Тамара Сергеевна вспоминает случай, когда к ним во время ысыаха заезжали гости. А тогда в июне вдруг выпал снег, все улицы были в грязи. Целый день мама с сыном мыли обувь своих гостей, а к концу дня пересчитали, сколько их было. Оказалось, что в этот день они вымыли 60 пар обуви.
— Айсен был очень ответственным, с малых лет заботился о сестренке, младших братьях, своих друзьях, одноклассниках и даже обо мне. Однажды дедушка отвез нас с гостившей у нас родственницей на моторке в лес, чтобы мы набрали ягод. А затем с Айсеном поехали дальше то ли на сенокос, то ли на рыбалку. Ему тогда было всего два года, и дедушка привязывал его к сиденью за телогрейку. Дедушка рассказывал, что Айсен всю дорогу ворчал: «Оставил маму и бабушку-гостью в лесу волкам и медведям» (смеется).
Материнское сердце
У Тамары Сергеевны не раз ёкало материнское сердце, когда с детьми что-то случалось.
— Однажды Айсен с Аяной играли на улице, — вспоминает она. — Вдруг открывается дверь, медленно входит Аяна, она была тогда маленькой, закрывает своими ручонками дверь, не спеша подходит ко мне и говорит: «Мама, а у Айсена все лицо в крови». У меня сердце чуть не остановилось!
Выбежала, занесла сына домой. Оказалось, что он пытался достать велосипед, который дед повесил на гвоздь. Велосипед упал на него и рассек голову.
— С синяками ни разу не приходил?
— В играх по-разному было… Мальчишки же. Но, чтобы хотя бы один из моих сыновей подрался, такого я не помню. Единственный раз в семьмом классе на второго сына напал парень из спортшколы и ударил по лицу. Андрей был так удивлен этим фактом, что можно без причины ударить человека. Мальчик был новенький, только приехал в интернат из наслега.
Мне об этом рассказали дети, а тренеры пригласили поговорить с обидчиком. «Ты знаешь, мальчик, которого ты ударил, очень хорошо учится. Представь, когда ты вырастешь и станешь известным спортсменом, захочешь поехать на соревнования, зайдешь к большому начальнику, а это окажется он. Тебе не будет стыдно?»
Мальчик со мной согласился и обещал, что не будет больше никого бить. И он действительно стал известным спортсменом. А тогда, говорят, удивленно сказал своим друзьям: «А почему же она меня не поругала?»
— Вы знали, кем Айсен станет, когда вырастет?
— Конечно же, нет. Но я знала, что он добьется всего, чего захочет. Такой у него характер. Всем мамам я хотела бы пожелать: верьте в своих детей и вкладывайте в них всю любовь и все свои знания.
— Спасибо за гостеприимство и интересный разговор.
… Был в школьные годы человек, который предрек всем одноклассникам, и Айсену Сергеевичу в том числе, дальнейшую судьбу. Об этом и о том, что вспоминают верхневилюйские одноклассники, мы расскажем в одном из ближайших номеров…
Якутск-Верхневилюйск-Якутск
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: