X

Увидит ли Якутия небо в дирижаблях?

Действующий беспилотный дирижабельный комплекс ДП-29. Источник сайт компании ДКБА.

Дирижабли – небесные киты воздушного океана – считаются самой экономически выгодной альтернативой транспортной авиации Якутии. Тема дирижаблей возникает время от времени в информационном поле республики. У этого вида транспорта есть и свои ярые фанаты-энтузиасты, и довольно авторитетные пессимисты, которые говорят, что не будет из этого никакого толка!

Но, скажем прямо, республика ещё никогда не была так близка к своему транспортному флоту дирижаблей, как сейчас. Ещё в 2018 году Арктическим инновационным центром СВФУ и Долгопрудненским конструкторским бюро автоматики (ДКБА) был создан консорциум «Дирижабли Якутии». А в феврале 2022 года экс-председатель Правительства Якутии Андрей Тарасенко поручил Министерству транспорта региона заключить соглашение с участниками проекта по эксплуатации дирижаблей в Якутии.

Дирижабли для нас собираются строить на площадках АО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (ДКБА, входит в госкорпорацию «Ростех»). Это предприятие уже имеет компетенции по строительству дирижаблей с грузоподъёмностью до 30 тонн и дальностью полёта до 4 тыс. километров. Длина такого дирижабля  – 130 метров, диаметр – 30 метров.

Сложно сказать, как двигается этот проект сегодня, ведь в данное время ДКБА загружено заказами, связанными с оборонными проектами и работой на СВО. Но проект уже защищён, научная группа ведёт дальнейшие изыскания. Сформирован технический облик современного грузового дирижабля, который должен выполнять транспортные операции с учётом сложных климатических условий республики. Предполагается, что это будет полужёсткая конструкция на основе алюминиевых сплавов и композитов. А сам дирижабль грузоподъёмностью  60 тонн станет полностью беспилотным. Есть и поддержка  Фонда перспективных исследований (ФПИ). Можно сказать, что эта тема интересна «Ростеху» и ещё интересней — Якутии.

Дирижаблям не нужны ни аэропорты, ни эллинги и причальные мачты. Он прилетит в любое место, выгрузится и доставит куда надо любые грузы. Себестоимость полётов у них кратно меньше, чем у транспортных самолётов. Мечта, а не транспорт! Еще из плюсов – запасы газа Чаяндинского месторождения, которые содержат значительные объемы гелия, необходимого для надёжных и безопасных полётов. Правда, до промышленного отбора гелия дело до сих пор  не дошло. Но факт в том, что гелий есть.

Здесь можно вспомнить, что Якутск уже видел дирижабли. 18 августа 1929 года в 7 часов утра над городом пролетел дирижабль «LZ 127 Zeppelin», совершавший кругосветный полёт.  С него сбросили три свертка с почтой. Дирижабль мог развивать скорость до 120 км/ч и преодолевать без посадки до 14 тыс. км. Его кабина вмещала 35 пассажиров, а экипаж состоял из 25 человек.

Но у дирижаблей есть и серьёзная оппозиция. Так, авиационный альянс «Аэрохимфлот» высказал по поводу проекта дирижаблей даже не критику, а своё полное «против». Глава альянса Клим Галиуллин заявил, что дирижабли имеют огромную парусность, подвержены обледенению, и зависят от погоды.

«В Арктике очень сильные ветры. Легко представить ситуацию, когда вместо движения в нужном направлении дирижабль понесет совсем в другую сторону. У него огромная парусность, и, чтобы противостоять ветра , необходимо серьезно увеличивать мощность двигателей, что для дирижабля неприемлемо – это не истребитель», – заявил и заслуженный пилот России Николай Поляков.

Правда, после поговаривали, что «Аэрохимфлот» имеет виды на Арктику со своими самолётами. Мол, вся их критика как раз отсюда и растёт. Но, как бы то ни было, надежда увидеть в небе республики воздушный флот дирижаблей далеко не призрачна.

+1
2
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 10.12.2023 15:08

Related Post