«Увидевший прекрасное»: о чем говорили на открытии выставки создатели фильма

Одновременно с выходом в российский прокат нового фильма Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» в Национальном художественном музее РС(Я) открылась выставка «Увидевший прекрасное» (перевод якутского названия фильма «Кэрэни кербют»).
Почетными гостями открытия были участники съемочной группы и… художник Иван Попов – внук, продолжатель дела и тезка Ивана Васильевича Попова.
– Эта выставка во всех смыслах уникальная, – отметила ее куратор, генеральный директор НХМ Влада Тимофеева, – а после фильма она интересна втройне.
Программные вещи нашего первого профессионального художника Ивана Попова («Шаман», «Якутск ХVII столетия», «Теленок») представлены в зале «Искусство Якутии», а здесь показаны его редко экспонируемые произведения из наших фондов.

Всего же в музее хранятся 157 живописных картин, рисунки и архив Ивана Васильевича.
Помимо этого, мы видим здесь народное искусство: будучи связан с Российским географическим обществом, Иван Попов собирал, изучал материальную культуру народов Якутии, благодаря чему сейчас музеи имеют уникальнейшие, масштабные коллекции.

– Половина дореволюционных фотографий Якутии сделана им. Получается, если бы сто лет назад человек не купил бы фотоаппарат, огромного пласта нашей истории просто не было бы, – констатировал непреложный факт реквизитор фильма «Не хороните меня без Ивана» Николай Татаринов.
– А его картины? Роль личности этого художника в сохранении нашей истории – колоссальная. «Увидевший прекрасное» – это не только про героя фильма Степана Бересекова, но и про Ивана Попова. Он не только видел прекрасное, но и сохранил его.
– Хорошая выставка. Многие вещи увидел впервые, – признался художник кино, руководитель строительной бригады фильма и исполнитель одной из эпизодических ролей Анатолий Кириллин.

– Это же роуд-муви, было очень много локаций, переездов, мы были как подвижный мобильный музей, – пояснил Николай Татаринов, после чего пошли воспоминания о погрузке и разгрузке шести или семи сундуков с одеждой, которые с трудом поднимали четыре человека.
Часть костюмов (шедевры Дарии Дмитриевой) можно увидеть на этой выставке – и не только якутские, но и европейские, которые носят русские герои фильма.
Но одного платья здесь нет: халадай Фомаиды Поповой не может быть выставлен по той причине, что юная исполнительница роли Кира Максимова, по сценарию залезавшая на крышу, в свободное от съемок время тоже неутомимо обследовала окрестности, и её костюм приобрёл невыставочный вид.
Кстати, едва зашла речь о Фомаиде, Фомусе, попросил слова Иван Попов III, рассказав, что их самая любимая тетя Фомаида Ивановна была фельдшером и в 1950-е годы принимала участие в борьбе с малярией: «Ходила с баллонами, опрыскивала пруды и лужи. Так эту болезнь и победили».
Ещё Иван Иванович отметил «очень хороший подбор артистов» и выразил свою благодарность режиссеру Любови Борисовой и организаторам «этой замечательной выставки».

А исполнитель роли Степана Бересекова, учитель технологии Ойской средней школы Хангаласского улуса Александр Чичахов оказался ещё и автором выставленных экспонатов: деревянная чашка, с которой он появлялся в кадре, и деревянный же стетоскоп доктора Сокольникова сделаны им собственноручно.
– В команде никто не простаивал, – сказал по этому поводу Анатолий Кириллин.
Это лишь часть историй, которые рассказали на открытии выставки члены съемочной группы, и, кстати, в ее рамках запланирована обширная публичная программа, включающая и другие встречи с творческим составом фильма, так что следите за анонсами на сайте НХМ sakhamuseum.ru и в соцсетях музея.
Сама же выставка продлится до 1 марта в основном здании (ул. Кирова, 9, 3 этаж). А в следующем году, когда будет отмечаться 150-летие Ивана Васильевича Попова, НХМ планирует сделать выставку династии Поповых – уникальной семьи, внесшей большой вклад в культуру Якутии.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: