Усть-Нерскому народному театру – 60 лет

Усть-Нерскому народному театру – 60 лет

Всего в нашей республике действуют 50 народных театров.
17:32
27 марта 2022
Читайте нас

В марте 2022 года исполняется 60 лет Усть-Нерскому народному театру Дома культуры «Металлург». Сам же Дом культуры ведёт свою летопись с 1939 года, когда при нём был образован драматический кружок.

В нашей республике 50 народных театров. Из них самые старейшие — Таттинский народный театр и Усть-Нерский народный театр. И это не удивительно, так как Татта — кузница якутских классиков, а Оймяконье – это знаменитый колымский ГУЛАГ и место ссылки советской интеллигенции.

У истоков образования Усть-Нерского народного театра стояли политссыльные, создавшие драматический кружок. Среди них были профессиональные режиссёры, артисты, студенты театральных учебных заведений, музыканты, художники, писатели и поэты.

В старом искусно оформленном от руки альбоме Усть-Нерского Дома культуры до сих пор хранятся фотографии художественной самодеятельности Оймяконского района тех лет. На одной странице написано: «1955 год Н.А. Островский «Поздняя любовь» (драмколлектив Центрального клуба п. Нера) постановщик П.П. Орловский». На следующей странице этого альбома: «1956 год В. Шкваркин «Чужой ребёнок» — постановщик П.П. Орловский».

В книге «Преодоление» бывшего политзаключенного, фронтовика, внучатого племянника революционера Троцкого, работавшего в Усть-Нере в 50-х годах руководителем геофизических работ Верхне-Индигирского геологоразведочного управления, Валерия Борисовича Бронштейна (он был арестован в 1948 году и отправлен этапом на Колыму) читаем: «В посёлке был хороший, достаточно большой Центральный клуб…». Художественным руководителем нерской самодеятельности тогда являлся бывший «…народный артист СССР и главный режиссёр Русского драматического театра в Киеве, Пётр Петрович Орловский. Человек он был высокой культуры, …интеллигент, прекрасный актёр и режиссёр…».

Дальше из книги узнаём, что в самодеятельности участвовал бывший заключенный профессиональный актёр Смирнов, ставший впоследствии главным режиссёром Тамбовского драматического театра.

Вообще художественная самодеятельность на Колыме находилась на высоком уровне. В ней участвовали профессиональные актёры, музыканты и танцоры, по злой воле власти или случая оказавшиеся на Колыме. Встречались заслуженные, и даже народные артисты РСФСР и СССР, которые после освобождения из лагеря остались там жить, так как свободный выезд на «материк» был им запрещён. Все они участвовали в концертах и спектаклях. Каждый такой спектакль являлся событием не только для местных жителей, но и для них самих.

Из кружка – в народный театр

В конце 50-х годов из самодеятельного кружка выросла театральная студия. Руководил ею Николай Леонидович Энбе.

В 1959 году на II фестивале молодёжи ЯАССР Усть-Нерская театральная студия тогда по праву заняла почётное второе место с музыкальным спектаклем Р. Фримля «Роз-Мари». Режиссёром был Герман Александрович Лебедев, впоследствии Заслуженный работник культуры ЯАССР.

В 1961 году в посёлке Усть-Нера произошло знаменательное событие – открытие нового белокаменного Дома культуры. «Всё в нём вызывает восхищение: и большой зрительный зал на 350 мест, и фойе, и танцевальный зал, и комнаты для занятий кружков художественной самодеятельности.

Зрительный зал напоминает амфитеатр. Сцена оборудована механическими подъёмниками для декораций и занавеса. Внизу несколько отсеков. В них размещены электросиловое устройство и аккумуляторная…» — освещали тогда в местной газете «Северная заря».

С 1962 года театр стали представлять «народный театр».

Когда театр отмечал 55-летний юбилей, в местной газете открыли рубрику и там собирали воспоминания артистов. Теперь вот радуюсь, что тогда по моей просьбе охотно согласился писать геолог Иван Николаевич Неустроев: «… Я по приезду в Оймяконский район от старожилов слышал, что театр своими успехами гремел на весь Северо-Восток. Что актёрами театра были репрессированные профессиональные артисты Малых и Больших театров Москвы, Ленинграда и других центральных городов Советского Союза. Как-то мне показывали фотографии тех постановок. Действительно, это дело было поставлено на высший уровень, какие были костюмы, среди них были не только роскошные костюмы барышень и знатных персон классической эпохи, но и немецкие формы и каски. Говорили, что эти знаменитые артисты знатных театров по почте получали разные реквизиты и театральную утварь и на Полюсе холода согревали и радовали своими актёрскими способностями, мастерски играя разные роли, и тут раскрывали свои профессиональные умения, сеяли мастерство и частичку столичных театров. Само здание о многом говорит, построенное руками заключённых и сейчас вызывает глубокое уважение к тем людям, инженерам и рабочим, с какой любовью они возвели такое величавое здание в то время».

В театре – новый режиссёр

Так театр продолжал творческую работу до времён «перестройки». Этот период потом так описывали в местной газете: «Во времена перестройки театр потерял былую славу, тихо и незаметно почти перестал существовать. Но нет, солнечный свет и свет разума не погасить, и появляется новый руководитель Анна Бубякина, которая заново собирает поклонников театрального творчества. И оживает «Отчий дом» — инсценировка по рассказам В. Шукшина. Ожила на сцене театра Россия 19 века на фоне картины Б. Кустодиева, отлично сработанной мастером Александром Сивковым, и красочных костюмов, пошитых бессменным костюмером ДК Анной Богатиной – «Женитьба Бальзаминова, или праздничный сон – до обеда». Этим спектаклем театр вновь защищает звание «народный».

С 2014 года я вновь продолжила свою работу с обновлённым молодым составом. Начинаются репетиции пьесы М. Булгакова «Зойкина квартира». Зрители, пришедшие на спектакль, сразу в фойе окунулись в атмосферу «нэпмановской» России. Ознакомление с действующими лицами представлялось за пустой рамой, имитирующей зеркало в стиле барокко. Артисты при этом за рамой эффектно показывали себя, в какой они роли будут в данном спектакле.

2017 год. 55 лет Усть-Нерскому народному театру. Подготовка к юбилею шла полным ходом. Велась переписка с артистами, которые уехали из Оймяконья. Встречались с артистами, проживающими в посёлке. С их помощью изучала историю театра. Очень хороший материал с фотографиями преподнёс Александр Железняк, который вместе со своей мамой Розой Железняк выступал в 60-е, 70-е, 80-е годы. На сцене показали «Театральный калейдоскоп». В сценарии написала о том, как молодые геологи находят старый дневник бывшего актёра. Затем они приносят этот материал в театр и попадают в костюмерную, потом на спектакль. Вторая часть «калейдоскопа» включала в себя концерт и награждение. Концертные номера были взяты из прошлых спектаклей.

2020 год. В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в связи с пандемией выпустили пять аудиоспектаклей о событиях военного и послевоенного времени: «Дом у моста» Ильи Миксона, «У войны не женское лицо…» и «Последние свидетели» Светланы Алексиевич, «Однополчане» Иван Гончарова и «Реликвия» Юрия Яковлева. Мы оказались первыми среди народных театров республики, перешедшими на аудиоспектакли.

В 2021 году поставили «Смешные деньги» Рэя Куни. Пьесы этого автора активно прижились и оживили репертуары театров. Он сам, являясь театральным актёром, пишет легкоусвояемый текст, владеет восхитительным, остроумным юмором. Даже во время репетиции артисты, изучая текст, сами безудержно часто смеялись.

Театр жив и сегодня. В нём участвуют различные категории населения, в основном рабочая молодёжь, которая подаёт пример подрастающему поколению. Театральная жизнь Дома культуры «Металлург» должна иметь своё продолжение.

Анна Бубякина, режиссёр Усть-Нерского народного театра

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
20 апреля
  • -2°
  • Ощущается: -6°Влажность: 59% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: