Усть-Нерскому народному театру – 60 лет

Усть-Нерскому народному театру – 60 лет

Всего в нашей республике действуют 50 народных театров.
17:32
27 марта 2022
Читайте нас на

В марте 2022 года исполняется 60 лет Усть-Нерскому народному театру Дома культуры «Металлург». Сам же Дом культуры ведёт свою летопись с 1939 года, когда при нём был образован драматический кружок.

В нашей республике 50 народных театров. Из них самые старейшие — Таттинский народный театр и Усть-Нерский народный театр. И это не удивительно, так как Татта — кузница якутских классиков, а Оймяконье – это знаменитый колымский ГУЛАГ и место ссылки советской интеллигенции.

У истоков образования Усть-Нерского народного театра стояли политссыльные, создавшие драматический кружок. Среди них были профессиональные режиссёры, артисты, студенты театральных учебных заведений, музыканты, художники, писатели и поэты.

В старом искусно оформленном от руки альбоме Усть-Нерского Дома культуры до сих пор хранятся фотографии художественной самодеятельности Оймяконского района тех лет. На одной странице написано: «1955 год Н.А. Островский «Поздняя любовь» (драмколлектив Центрального клуба п. Нера) постановщик П.П. Орловский». На следующей странице этого альбома: «1956 год В. Шкваркин «Чужой ребёнок» — постановщик П.П. Орловский».

В книге «Преодоление» бывшего политзаключенного, фронтовика, внучатого племянника революционера Троцкого, работавшего в Усть-Нере в 50-х годах руководителем геофизических работ Верхне-Индигирского геологоразведочного управления, Валерия Борисовича Бронштейна (он был арестован в 1948 году и отправлен этапом на Колыму) читаем: «В посёлке был хороший, достаточно большой Центральный клуб…». Художественным руководителем нерской самодеятельности тогда являлся бывший «…народный артист СССР и главный режиссёр Русского драматического театра в Киеве, Пётр Петрович Орловский. Человек он был высокой культуры, …интеллигент, прекрасный актёр и режиссёр…».

Дальше из книги узнаём, что в самодеятельности участвовал бывший заключенный профессиональный актёр Смирнов, ставший впоследствии главным режиссёром Тамбовского драматического театра.

К. Листов Севастопольский вальс (оперетта) постановщик Г. Лебедев 1962

Вообще художественная самодеятельность на Колыме находилась на высоком уровне. В ней участвовали профессиональные актёры, музыканты и танцоры, по злой воле власти или случая оказавшиеся на Колыме. Встречались заслуженные, и даже народные артисты РСФСР и СССР, которые после освобождения из лагеря остались там жить, так как свободный выезд на «материк» был им запрещён. Все они участвовали в концертах и спектаклях. Каждый такой спектакль являлся событием не только для местных жителей, но и для них самих.

В. Шкваркин Чужой ребенок постановщик П. П. Орловский 1956 (на скамейке В. Бронштейн)

Из кружка – в народный театр

В конце 50-х годов из самодеятельного кружка выросла театральная студия. Руководил ею Николай Леонидович Энбе.

В 1959 году на II фестивале молодёжи ЯАССР Усть-Нерская театральная студия тогда по праву заняла почётное второе место с музыкальным спектаклем Р. Фримля «Роз-Мари». Режиссёром был Герман Александрович Лебедев, впоследствии Заслуженный работник культуры ЯАССР.

В 1961 году в посёлке Усть-Нера произошло знаменательное событие – открытие нового белокаменного Дома культуры. «Всё в нём вызывает восхищение: и большой зрительный зал на 350 мест, и фойе, и танцевальный зал, и комнаты для занятий кружков художественной самодеятельности.

Зрительный зал напоминает амфитеатр. Сцена оборудована механическими подъёмниками для декораций и занавеса. Внизу несколько отсеков. В них размещены электросиловое устройство и аккумуляторная…» — освещали тогда в местной газете «Северная заря».

С 1962 года театр стали представлять «народный театр».

Когда театр отмечал 55-летний юбилей, в местной газете открыли рубрику и там собирали воспоминания артистов. Теперь вот радуюсь, что тогда по моей просьбе охотно согласился писать геолог Иван Николаевич Неустроев: «… Я по приезду в Оймяконский район от старожилов слышал, что театр своими успехами гремел на весь Северо-Восток. Что актёрами театра были репрессированные профессиональные артисты Малых и Больших театров Москвы, Ленинграда и других центральных городов Советского Союза. Как-то мне показывали фотографии тех постановок. Действительно, это дело было поставлено на высший уровень, какие были костюмы, среди них были не только роскошные костюмы барышень и знатных персон классической эпохи, но и немецкие формы и каски. Говорили, что эти знаменитые артисты знатных театров по почте получали разные реквизиты и театральную утварь и на Полюсе холода согревали и радовали своими актёрскими способностями, мастерски играя разные роли, и тут раскрывали свои профессиональные умения, сеяли мастерство и частичку столичных театров. Само здание о многом говорит, построенное руками заключённых и сейчас вызывает глубокое уважение к тем людям, инженерам и рабочим, с какой любовью они возвели такое величавое здание в то время».

В театре – новый режиссёр

Так театр продолжал творческую работу до времён «перестройки». Этот период потом так описывали в местной газете: «Во времена перестройки театр потерял былую славу, тихо и незаметно почти перестал существовать. Но нет, солнечный свет и свет разума не погасить, и появляется новый руководитель Анна Бубякина, которая заново собирает поклонников театрального творчества. И оживает «Отчий дом» — инсценировка по рассказам В. Шукшина. Ожила на сцене театра Россия 19 века на фоне картины Б. Кустодиева, отлично сработанной мастером Александром Сивковым, и красочных костюмов, пошитых бессменным костюмером ДК Анной Богатиной – «Женитьба Бальзаминова, или праздничный сон – до обеда». Этим спектаклем театр вновь защищает звание «народный».

С 2014 года я вновь продолжила свою работу с обновлённым молодым составом. Начинаются репетиции пьесы М. Булгакова «Зойкина квартира». Зрители, пришедшие на спектакль, сразу в фойе окунулись в атмосферу «нэпмановской» России. Ознакомление с действующими лицами представлялось за пустой рамой, имитирующей зеркало в стиле барокко. Артисты при этом за рамой эффектно показывали себя, в какой они роли будут в данном спектакле.

2017 год. 55 лет Усть-Нерскому народному театру. Подготовка к юбилею шла полным ходом. Велась переписка с артистами, которые уехали из Оймяконья. Встречались с артистами, проживающими в посёлке. С их помощью изучала историю театра. Очень хороший материал с фотографиями преподнёс Александр Железняк, который вместе со своей мамой Розой Железняк выступал в 60-е, 70-е, 80-е годы. На сцене показали «Театральный калейдоскоп». В сценарии написала о том, как молодые геологи находят старый дневник бывшего актёра. Затем они приносят этот материал в театр и попадают в костюмерную, потом на спектакль. Вторая часть «калейдоскопа» включала в себя концерт и награждение. Концертные номера были взяты из прошлых спектаклей.

2020 год. В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в связи с пандемией выпустили пять аудиоспектаклей о событиях военного и послевоенного времени: «Дом у моста» Ильи Миксона, «У войны не женское лицо…» и «Последние свидетели» Светланы Алексиевич, «Однополчане» Иван Гончарова и «Реликвия» Юрия Яковлева. Мы оказались первыми среди народных театров республики, перешедшими на аудиоспектакли.

В 2021 году поставили «Смешные деньги» Рэя Куни. Пьесы этого автора активно прижились и оживили репертуары театров. Он сам, являясь театральным актёром, пишет легкоусвояемый текст, владеет восхитительным, остроумным юмором. Даже во время репетиции артисты, изучая текст, сами безудержно часто смеялись.

Театр жив и сегодня. В нём участвуют различные категории населения, в основном рабочая молодёжь, которая подаёт пример подрастающему поколению. Театральная жизнь Дома культуры «Металлург» должна иметь своё продолжение.

Анна Бубякина, режиссёр Усть-Нерского народного театра

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
3 октября
  • -3°
  • Ощущается: -9°Влажность: 73% Скорость ветра: 5 м/с